Цивилизация человечества. Глава 5. История Древнег

                Григорий  Рыжов

                Глава  5

                История  Древнего  Египта  и  Вера  Богов

    С  прошедшими  тысячелетиями  развития  Человечества  появляются  различные  идеоло-гии  религиозных  культов  в  различных  частях  света.  С  развитием  древних  государств  и  цивилизаций  появляются  первые  религии  и  мифы  сверх  высших  сил,  которые  влияют  на  развитие  человечества  и  природу  земли.
    Появляются  господства  идей  о  солнечно – земных  связях  в  наиболее  цивилизованных  государствах:
    -Солнечный  культ  в  религии  (около  III  тысячелетия  до  нашей  эры);
    -философское  гелиоцентрическое  мировоззрение  (незадолго  до  начала  нашей  эры);
    -научный  «Классический»  гелиоцентризм  (XVI – XVII  века);
    -современное  учение  о  солнечно – земных  связях,  получившее  широкое  распростра-нение  в  XX  веке.
    В  древнем  государстве  Египте,  который  начал  существовать  не  меньше  пяти  тысяче-летий  до  новой  эры,  возникла  египетская  религия.   В  древнем  государстве  развивалась  медицина,  астрономия,  точные  науки,  техника.  Строили  корабли  и  участвовали  в  пла-ванях  в  далёкие  страны  и  даже  достигали  берегов  Америки.
    Всеми  секретами  религии  и  науки  владели  жрецы,  которые  жили  в  храмах  и  зани-мались  секретами  мироздания,  не  посвящая  эту  информацию  простым  египтянам.
     По  учению  жрецов,  основы  науки  были  изначально  переданы  людям  богом  луны  Тотом,  который  считался  изобретателем  письма  и  создал  все  свои  произведения,  вдох-новлённый  высшим  божеством.  Греки  отождествляли  его  с  Гермесом  Трисмегистом,  что  значит  «трижды  всесильный».
    Изображения  многочисленных  божеств.  Обнаруженных  в  древнейших  египетских  мо-нументальных  сооружениях,  вызывали  ряд  серьёзных  разногласий  по  поводу  вероиспо-ведания  первых  обитателей  этого  региона.  Религия  древнего  Египта  на  первый  взгляд  политеистическая,  была  на  самом  деле  монотеизмом,  как  все  великие  религиозные  уче-ния.  В  наши  дни  учёные  пришли  к  согласованному  выводу,  что  многочисленные  бо-жества  египетских  храмов  следует  считать  посредниками  или  воплощениями  высшего  Существа,  единого  Бога,  которому  поклонялись  жрецы,  посвящённые  и  мудрецы,  жив-шие  в  храме.  На  вершине  египетского  пантеона  восседает  единый  Бог,  бессмертный,  вечный,  невидимый  и  скрытый  в  непостижимой  глубине  своей  сущности.  Он  порожда-ет  сам  себя  в  бесконечности  Вселенной  и  заключает  в  себе  все  атрибуты  божествен-ности.  В  Египте  поклонялись  не  множеству  богов,  а  напротив,  под  именем  какого – либо  божества – Богу  тайному,  не  имеющего  ни  имени,  ни  образа,  доминирующей  бы-ла  идея  единого  изначального  Бога…  Египетские  жрецы  определяли  его  так:  «Тот,  кто  существует  сам  по  себе;  Первопричина  всякой  жизни;  Отец  отцов;  Мать  матерей».  Они  говорили  также:  «Из  него  истекает  сущность  всех  других  богов»,  «По  его  воли  светит  солнце,  земля  отделена  от  неба  и  гармония  царит  в  его  творении».
     Но  чтобы  облегчить  народу  веру  в  единого  Бога,  жрецы  выражали  его  атрибуты  и  его  различные  воплощения  в  виде  чувственных  представлений.  Один  из  наиболее  совершенных  образов  Бога  был  представлен  в  виде  солнца  с  его  главными  характери-стиками:  формой,  светом,  теплом.  Душа  солнца  называлась  Амон,  или  Амон – Ра,  что  значит  «  скрытое  солнце».  Бог – это  отец жизни,  а  все  прочие  божества – всего  лишь  составные  части  его  тела.  Здесь  мы  можем  говорить  о  знаменитой  египетской  триаде.  Апостолы  этой  древней  теологии  утверждали  даже,  что  высшее Существо – творец  Все-ленной – если  и  едино  в  своей  сущности,  то  не  едино  в  своём  воплощении.  Ему  не  нужно  выходить  из  себя,  чтобы  быть  плодотворным,  и  он  порождает  себя  в  себе  са-мом:  он  одновременно  является  Отцом,  Матерью  и  Сыном  Бога,  не  выходя  из  Бога.  Эти  три  сущности  есть  «Бог  в  Боге»  и,  не  разделяя  божественную  природу,  они  все  три  стремятся  к  бесконечному  совершенству.  Отец  представляет  созидательную  силу,  а  Сын – повторение  Отца – подтверждает  и  выражает  его  вечные  атрибуты. В  каждой  еги- петской  провинции  была  своя  триада  тесно  связанных  между  собой  божеств,  и  это  отнюдь  не  нарушало  божественного  единства  центральной  власти.  Самая  главная  три-ада,  или  большая  триада  Абидоса,  состояла  из  Осириса,  Исиды  и  Хора.  Эта  триада  была  наиболее  популярной  и  почитаемой  во  всём  Египте,  так  как  Осирис  был  вопло-щением  Добра;  его  называли  Осирис  обычно  «добрым  Богом».  Птах,  Сехмет  и  Не-фертум  составляли  мемфисскую  триаду;  Амон,  Мут  и  Хонсу – фиванскую.  Троица,  однако,  не  единственная  догма,  хранимая  в  Египте  из  первоначальных откровений.
     В  их  священных  книгах  можно  встретить  понятия  первородного  греха,  искупление  грехов,  будущего  воскресения  во  плоти.  Каждая  смена  династий  сопровождалась  уси-лением  монотеизма,  что  обеспечивало  Высшему  Существу  господство над  другими  по-читаемыми  божествами. 
     Религиозному  перевороту  Эхнатона  предшествовал  переворот  Менеса,  а  задолго  до  него – Осириса  (V  тысячелетия  до  н.  э.).  Некоторые  историки  считают,  что  радикаль-ные  изменения  религии  произошло  в  эпоху  Осириса – фиванского  царя  (4200  г.  до  н.  э.),  самого  таинственного  из  всех  правителей,  при  котором  был  повсеместно  утверждён  монотеизм.  Тот  же  самый  Осирис  будет  возглавлять  всевышний  суд  над  душами  уме-рших  по  ритуалу  «психостазии»  (буквально:  взвешивания  души) – церемония  последне-го  суда  над  умершим – душа  после смерти  тела  перевозилась  на  священной  ладье  по  водам  Елисейских  полей.  По  дороге  ладья  освещала  места,  где  пребывали  воплощения  проклятых  душ,  и  они  радостно  жестикулировали  при  виде  просиявшего  им  и  до  селе  запретного  света.  Ладья  продолжала  свой  путь,  и  после  пересечения  более  светлого  места,  которое  в  какой – то  степени  соответствует  нашему  представлению  о  чистилище,  она  приближается  к  всевышнему  суду,  возглавляемому  Осирисом   с  его  сорока  двумя  судьями.
     Сердце  умершего  помещалось  на  одну  чашу  весов,  на  другой  лежало  перо -  символ  богини  Маат.  Если  умерший  совершил  больше  добра,  чем  зла,  он  становится  «праведником»  и  мог  стать  частью  мистического  тела  бога  Осириса;  в  противном  случае  его  сердце  пожирало  чудовище  с  головой  крокодила  и  туловищем  гиппопотама,  и  он  те-рял  всякую  надежду  на  загробную  жизнь.  А  «праведный»  мог  попасть  в  Ялу,  то  есть  в  Елисейские  поля.
     В  связи  с  этим  может  возникнуть  вопрос:  почему  в  пирамидах  и  гробницах  было  найдено  такое  множество  обиходных  предметов?  Ответ  прост:  краеугольным  камнем  религии  древних  египтян  было  убеждение,  что  жизнь  человека  вечна,  даже  после  физической  смерти.
    Монотеизм  древней  египетской  религии  на  взгляд  современного  человека  имеет  все  черты  фетишизма.  Однако,  следует  хорошо  представлять,  что  бесчисленные  изображения  богов  египетского  пантеона – всего  лишь  проявления  ипостасей  единого  Бога,  проявления  им  лика  вечной  божественной  сущности.  В  этом  плане  можно  понять  смысл  культа,  воздаваемого  в  разных  регионах  Египта  солнцу,  земле,  небу  и  некоторым  животных,  обитающим  в  Египте.  Действительно,  лишь  в  более  позднюю  эпоху  египетские  боги  приняли  человеческое  обличие.  Раньше  их  символами  были  растения  и  животные:  Богиня  Хатхор  жила  в  дереве  сикомора  (фиговое  дерево);  богиню  Нейт,  которая  рожала  детей,  оставаясь  девственной,  и  которую греки  идентифицировали  с  Афиной,  изображая  в  виде  щита  с  двумя  скрещёнными  стрелами;  Нефертум,  отождествляемой  с  Прометеем,  изображался  в  виде  цветка  лотоса.
     Но  чаще  всего  египетский  бог  являлся  верующим  в  виде  животного.  Вот  несколько  примеров:  Хор – ястреб,  Тот – ибис,  Бастет -  кошка,  Хнум -  баран.
     Кроме  отправления  культа  богам – животным,  египтяне  ещё  поклонялись  животным  как  таковым,  наделённым  определёнными  качествами  и  отмеченными  особыми  знака-ми.  Яркий  пример  этому – пышный  культ  Аписа -  священного  быка,  почитавшегося  в  Мемфисе.    В  этом  вопросе  можно  много  приводить  примеров  поклонения  египтян  животному  и  растительному  миру.  (7)*.

                21.11.2018  год

               


Рецензии