Жизн-ные откр-ния за40т. ЗАРЯ IX. СтаростьiСмерть

ЗАРЯ IX. СТАРОСТЬ И СМЕРТЬ.

«Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остаётся молодым» (О.Уайльд). Сколько бы ни было у нас за плечами десятков лет, мы все смотрим на жизнь теми же глазами, и только, когда видим себя в зеркале, недоумеваем: «Кто этот человек? Как остановить бег времени?  Если я старею, как все, значит, и я умру как все, кто жил до меня?». Старение можно и нужно замедлить, чтобы успевать привыкать к себе новому и учится жить другим. Мы с каждым годом меняемся. Приобретаем жизненный опыт, который в большинстве своём будет бесполезным в новых условиях. Нам никогда не будет  вновь 20, 25, 35, а мы знаем как жить только в эти лета, приходить учиться, заново изобретать себя в новых обстоятельствах.

«Смерть это расплата с космосом за чудесную возможность побыть живым» (Рэй Брэдберри). Если продолжить мысль писателя, то старость – это расплата с космосом, за возможность оставаться живым. В жизни нет цветущей зрелости и процветания, организм либо развивается, либо деградирует. Старение начинается очень рано ещё в детстве, только мы этого не замечаем.  У детей 6-7 лет рассасывается вилочковая железа, важный орган становления и развития иммунной системы. Костная масса набирается с 11 до 15 лет, дальше, она только уменьшается. Половое созревание начинается у девочек 11-13, у мальчиков 12-14 лет. Развитие тела заканчивается в 21 год. Формирование мозга заканчивается  у женщин в 20-22 года, у мужчин 27-30 лет. После окончания формирования мозга процесс гибели нейронов ускоряется, но, за счёт образования новых связей, это не сразу заметно.  В 29-30 лет у нас всех зарастает центральный канал спинного мозга в двух зонах перемыкания: грудном и нижнегрудном отделе. В результате нарушается обмен спиномозговой жидкости. Как следствие, органы пищеварения, кроветворения начинают работать иначе, замедляется метаболизм, эндокринные органы действуют с меньшей эффективностью. Человек начинает чувствовать, что он не так молод как раньше. Эти изменения сопровождаются сильным сердцебиением перед сном, порой нарушением сна, которое продолжается несколько месяцев, пока организм не скомпенсирует потери.

«Жизнь измеряется не количеством вдохов и выдохов, а мгновениями, когда захватывало дух». Главной причиной неумолимого старения является предел клеточных делений. На всю жизнь каждой нашей клетке отпущено примерно 50 делений. Большая часть их произошла ещё во внутриутробном развитии. К моменту рождения ряд специфический клеток этот предел вырабатывает полностью (нейроны, клетки мускулатуры скелета, органов и сосудов). Остальные специфические клетки имеют от 10 до 15 делений - это наш резерв на всю жизнь. Повреждение клеток, запускает механизм восстановления за счёт деления. При делении у новой клетки теломеры (концевые участки хромосом, выполняющие защитную функцию) укорачиваются. После выработки предела делений, клетка повреждается и гибнет. Так начинает постепенно разрушаться наш организм, точнее мы его разрушаем своей жизнью. Не повреждать клетки мы не можем. К тому же, определенный вклад в повреждение клеток вносят свободные радикалы или оксиданты - агрессивные формы кислорода. Свободные радикалы образуются благодаря поступающему в организм кислороду, то есть,  с каждым вдохом мы приближаем себя к неизбежной развязке.

Ещё один счётчик старения находится в эпифизе - структуре эпиталамуса. Его главные функции: регуляция суточных ритмов и подавление половой дифференцировки на протяжении всей юности человека, то есть задержка полового созревания до положенных 10-11 лет. Эпифиз, начинает разрушаться  (инволюцинировать), накапливать «мозговой песок» (твердые гидрооксиаппатиты). Накопление «мозгового песка» протекает медленно всю жизнь и по нему можно довольно точно определить биологический возраст. А результат этого накопления - за сорокалетним рубежом уменьшается ночной сон, у мужчин появляются  проблемы с потенцией.

Стареют и нервные клетки. Деление и образование новых нервных клеток заканчивается с рождением. С течением жизни в нейронах накапливаются не выводимые продукты обмена веществ, которые их устаревают, замедляют работу и приводят к их гибели. Одно из таких веществ липофусцин. Ускорению накопления способствует излишне напряженная интеллектуальная деятельность без необходимой релаксации. Гибель нейронов, разрушение всех его связей, меняет характер, стирает воспоминания, сказывается на способностях и функциональности систем и органов. Новые связи между оставшимися нейронами с годами образуются всё меньше, как следствие, опыт и вновь прибывающие образы и переживания закрепляются всё реже, а в конечном итоге совсем перестают запоминаться.

«Старики болеют меньше, чем молодые, но эти болезни уже на всю жизнь» (Гиппократ). С точки зрения биологии человеческий репродуктивный возраст 14 – 16 лет. 30 лет - это первый старческий возраст, 45 лет - второй старческий возраст. Природа отвела нам 40 лет, и раньше мы благополучно дальше этого возраста в массе своей не доживали: спасибо болезням и войнам. Однако развитие медицины, прежде всего антибиотиков и хирургии, прибавило человеку ещё столько же лет жизни.

В наши дни в возрасте к 37 - 43 годам, удается поддерживать относительное здоровье систем и органов, которые  восстанавливаются за счет деления специфических клеток, там, где предел Хэйфлика (клеточных делений) не выработан. В этот период болезни, травмы подсказывают те слабые места в нашем здоровье и образе жизни, которые с годами могут существенно сократить наш век. Однако, как правило, человек не обращает внимание на своё здоровье и сигналы. Он в это время увлечен воспитанием детей, зарабатыванием средств на их будущее. Если бы люди хотя бы десятую часть того внимания, которое они уделяют ребенку (что он ест, что пьет, куда ходит, когда ложиться спать) обратили на себя, они смогли бы продлить своё здоровье на добрый десяток лет. Но нет, запрещать кому-то легче, чем самому себе. В результате к 43 годам жизненный резерв исчерпан (многие ухитряются лишиться его к 37 годам). Появляются болезни, которые носят хронический характер, то есть неизлечимый. При таком уровне здоровья организм в работоспособном состоянии поддерживается за счёт пожизненного приёма лекарств. Любое лекарство имеет побочные эффекты, иначе оно таковым не является. Постоянный прём  лекарств, неизбежно, приводит к появлению дополнительных, связанных с ним заболеваний. Тут приходится выбирать меньшее из двух зол. «Всё яд, всё – лекарства, то и другое определяет доза» (Парацельс). 

После 50 лет, гибель нейронов приобретает уже заметный характер: каждые следующие 10 лет наш мозг будет становиться на 30 грамм легче - это миллионы нейронов. Человек с каждым годом становится менее гибкий, более упёртый, прямолинейный и своенравный во всех сферах жизни. После 60 лет лимфоцитов в организме становится всё меньше, иммунная система значительно ослабевает, растёт риск смерти от заболеваний которые в молодости легко переносились. Единственное, что как-то может поддержать иммунную систему - это прививки. Лечение за шестидесятилетним рубежом становится всё чаще связанным с хирургией, как её разновидности протезирование, стентирование, трансплантация.

80 лет это максимальный возраст сознательной жизни. Причиной умирания мозга, помимо старения нейронов (накопления продуктов метаболизма), является нехватка питания и прекращение доступа кислорода, вызванное атеросклерозом сосудов – «ржавчины жизни».  Кровоснабжение мозга осуществляется неравномерно: только нагруженные в данный момент области получают кровоснабжение, в остальных плазма без эритроцитов и кислорода. Если в течение жизни области мозга не используются длительное время, капилляры, снабжающие нейроны, загустевают и отмирают.  У клеток мускулатуры выработан предел клеточных делений к моменту рождения, как и у нейронов. Клетки мускулатуры достраиваются внутри, новые за счет деления не образуются - число сокращений каждой мышцы финальное.  Сердце рассчитано на 3.5 миллиарда сокращений. Частота пульса зависит от возраста, температурного режима, времени суток, физических нагрузок, состояния здоровья. Если взять среднее значение 60 ударов в минуту, не сложно вычислить, что сердца более чем на восемь десятков лет не хватит. У скелетных мышц ситуация аналогичная. Больше они становятся, за счёт увеличения размеров клетки, а не их количества. С годами количество клеток скелетной мускулатуры только уменьшается, происходит замещение мышечной ткани соединительной и жировой - человек слабеет. Старость требует баланса между физическими и интеллектуальными нагрузками. Спортивный человек без интеллектуальных нагрузок в старости будет подвижным и слаб умом, его противоположность – малоподвижный интеллектуал.  Чтобы красиво состариться, нужно как можно раньше осознать, что твои возможности ограничены.

Старики те же дети, только с ними играть никто не хочет. Старость - это неуклонное отключений функций. Запахи исчезают, зрение садится, краски тускнеют, осязание тоже снижается,  как и вкус, еда становится безвкусной. С годами теряем зубы, переходим на жидкую пищу. Проблемы с сердечно-сосудистой системой и суставами замедляют наше движение, ходить на далекие расстояния мешает отдышка. Наш мир уменьшается до размера двора у дома, ежедневный рацион упрощается до кашек, пюрешек и бульончиков, совсем как в детстве.

«Природа помогает нам жить, любовь - выжить, а юмор пережить».  Всю жизнь по 0.2 миллиметра в год у нас растут уши и нос, как бы мы ни старались казаться себе моложе, в зеркале всё равно лицо с годами будет только смешнее. Мы не в силах предотвратить наш уход, но пока мы находим чему порадоваться и зачем жить, старость и смерть будут для нас лишь ещё одним приключением.

Старость напоминает подержанный автомобиль, на ремонт которого нет денег. Сломался обогрев стекла, не двигаются дворники, плохо работают тормоза, дверь не закрывается, а водитель всё приноравливается: если стекло замёрзло, ищет остатки стекла, пропускающие свет; вместо дворников выбегает на светофоре протирает; сильно не разгоняется, раньше притормаживает; дверь на проволоку фиксирует и так далее. Казалось бы, вещи нам могут помочь своим износом заставить задуматься: их изнашивание - это аналог нашего старения. А мы бежим менять старые вещи на новые, чтобы не думать и не расстраиваться. Некоторые пытаются себя «обновить» с помощью пластической хирургии, а в итоге, становятся жалкими и смешными. Все попытки видны, да к тому же они о хозяине рассказывают лишнее: накаченные губы – «ума нет»; подтяжка лица – «годы ума не прибавили»; пластика груди – «меня никто не любит, потому что я себя не люблю». Такие эксперименты с собственным телом не отдаляют, а приближают финал. Хирургия - это отсечение омертвевших тканей. Каждая операция риск для жизни. Она необходима, когда без неё жизнь невыносима или смерть неминуема. Если человек решается на операцию из-за нелюбви к самому себе, то он уже не живёт и готов умереть.

«Жизнь - это способ существования белковых структур» (Ф. Энгельс). Основой этого способа существования является обмен веществ. Естественно, что смерть это прекращение этого обмена. Сам процесс такой же естественный, как и рождение. В силу разных причин в мозг перестаёт поступать кровь, а значит, он лишается питательных веществ, энергии, кислорода, воды, электролитов. Запас энергии внутри нейронов при голодании - шесть минут, плюс в глиальных клетках есть запас энергии на 100 минут, дальше гибель - разрушение нейронов, связей между ними, последними погибнут области, которые больше других использовались в жизни: зрительные образы, слуховые, речь, мелкая моторика, двигательная активность и другие. По прошествии критического времени наше «Я» с памятью, характером, способностями перестаёт существовать, мы придя в этот мир из ничего, превращаемся в ничто, погружаемся в темноту, тишину, безвременье. Для нас закончатся страхи, холод, голод, болезни, одиночество, уныние и безысходность. В этой части, религии не обманывают, чем хуже вам было при жизни, тем лучше будет после смерти.

Далай-ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет в жизни. И он ответил: « Человек. В начале, он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем Он живет так, как будто никогда не умрёт, а умирая, сожалеет о том, что не жил…».

Неизбежность смерти - это чуть ли не единственная справедливость, которая имеется в жизни. Не важно, какое положение занимал человек, умирать он будет ровно так, как жил. Никакого рая и облачков. Никакого ада и сковородок, Ни в каких детях мы не останемся. Дальше жизнь продолжит течь без нашего участия. В обществе смерть всячески замалчивается, отрицается сказками, делается иллюзией с помощью фильмов и игр. Табуированность смерти создаёт имитацию её отсутствия. Мы её не видим реально, избегаем говорить, думать о ней, глубже погружаясь в самообман.  А это в свою очередь приводит к животному существованию, поскольку они тоже живут без осознания смерти. Животные стремятся  к еде, размножению и главенствующему положению в популяции, чтобы ещё больше есть и размножаться. У них нет морально нравственных ограничений. Человек, который потратил свою жизнь ровно на то же самое, ничем не отличается от братьев наших меньших. Небылицы о бессмертии души, сочинение бога - это желание снять с себя ответственность за свою жизнь.  Цель «жить как все», делает её однообразной, пустой и бессмысленной. Миф о всесильности медицины, позволяет не думать о здоровье и не беречь его, а всю ответственность за болезни  перенести на врачей. Действительность, где нет бессмертной души, нет бога, нет вечной молодости и здоровья, а есть рождение, жизнь и смерть, требует силы, отваги, умения быть человеком. Знание о неотвратимости смерти, преобразует страх  перед нею в любовь к жизни, такой хрупкой, единственной, неповторимой и потому бесценной, наполненной смыслом.


Рецензии