Печальная история

 

                Любовная летопись гласит...
 
«Валдайское озеро, над которым построен сей город (Валдаи), достопамятно останется в повествованиях жертвенного монаха жизнию своею ради своей любовицы. В полуверсте от города, среди озера, на острове находится Иверский монастырь, славным Никоном патриархом построенный*.

Один из монахов сего монастыря, посещая Валдаи, влюбился в дочь одного валдайского жителя. Скоро любовь их стала взаимною, скоро стремились они к совершению её. Единожды насладившиеся её веселием, не в силах они были противиться её стремлению.

 Но состояние их полагало оному преграду. Любовнику нельзя было отлучаться часто из монастыря своего; любовнице нельзя было посещать кельи своего любовника. Но горячность их всё преодолела; из любострастного монаха она сделала неустрашимого мужа и дала ему силы почти чрезъестественные. Сей новый Леандр, дабы наслаждаться веселием ежедневно в объятиях своей любовницы, едва ночь покрывала чёрным покровом всё зримое, выходил тихо из своей кельи и, совлекая свои ризы, переплывал озеро до противустоящего берега, где восприемлем был в объятия своей любезной.

 Баня и в ней утехи любовные для него были готовы, и он забывал в них опасность и трудность преплывания и боязнь, если бы отлучка его стала известна. За несколько часов до рассвета возвращался он в свою келью. Тако  препроводил он долгое время в сих опасных переплытиях, награждая веселием ночным скуку дневного заключения.

Но судьба положила конец его любовным подвигам.

В одну из ночей, когда сей неустрашимый любовник отправился чрез валы на зрение своей любезной, внезапу восстал ветер, ему противный, будущу ему на среде пути его. Все силы его немощны были на преодоление разъярённых вод. Тщетно он утомлялся, напрягая свои мышцы; тщетно возвышал глас свой, да услышан будет в опасности. Видя невозможность достигнуть берега, вознамерился он возвратиться к монастырю своему, дабы имея попутный ветер, тем легче оного достигнуть. Но едва обратил он шествие своё, как валы, осилив его утомлённые мышцы, затопили его в пучине. На утрие тело его найдено на отдалённом берегу.


Если бы я писал поэму на сие, то бы читателю моему представил любовницу его в отчаянии. Но сие было бы здесь излишнее. Всяк знает, что любовнице, хотя на первое мгновение, скорбно узнать о кончине любезного. Не ведаю того, бросилась ли сия новая Геро в озеро, или же в следующую ночь паки топила баню для путешественника.
Любовная летопись гласит, что валдайские красавицы от любви не умирали... разве в больнице.

Нравы валдайские переселилися и в близлежащий почтовый стан, Зимногорье. Тут для путешественников такая же бывает встреча, как и в Валдаях.
Прежде всего представятся взорам разрумяненные девки с баранками. Но как молодые мои лета уже прошли, то я поспешно расстался с мазанными валдайскими и зимногорскими сиренами.»

• Из  А.Н.Радищев «Путеществие из Петербурга в Москву»
 


Рецензии
Спасибо, Михаил. Было интересно прочесть этот текст.

Василий Храмцов   22.11.2018 04:26     Заявить о нарушении
Благодарю, Василий Иванович, за отзыв на "Печальную историю".

Сегодня я опубликовал "Плач Григория Мелехова". Думаю, что Вам будет интересно прочесть.

С добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   22.11.2018 19:00   Заявить о нарушении