Карлик-горбун

                КАРЛИК-ГОРБУН
         Он  шел  по  пыльной улице  Шираза  бочком , как будто  опасаясь  чего-то-  то-ли  обидного  оклика , то-ли  тычка  или  выходки  детворы.  Но  такую  походку  сделал  ему  его  горб.  На  самом  деле  он  был  очень  силен , ничего  не  боялся , но  привык  к  неуклюжему  вниманию  к  себе . Особенно  его  раздражало , когда  люди  старались  дотронуться  до  его  горба – ститалось,  что  это  принесет  удачу.  Но  сейчас  никто  не  собирался  его  задевать,  день  клонился  к  вечеру  и  он  шел  домой  в  предвкушении  отдыха  и  прохлады.  Но  тут  он  услышал  за  собой-                -Уважаемый .                Горбун  остановился – голос  был  спокойный  и  не  насмешливый.  Он оглянулся – перед  ним стоял  пожилой  человек  одетый  бедно  но аккуратно. По  всему  было  видно  что  он  находится  в  крайнем  затруднении.                -Что  вам  нужно?
                У  меня  к  вам  просьба.  Возможно  она  вам  покажется  странной  и  даже  неприятной,  но  я  в  отчаянном  положении  и  не  вижу  никакого  выхода  из  него,  поэтому  решился  обратиться  к  вам- разрешите  я  прикоснусь  к  вашему  горбу-  может  быть  что-нибудь  изменится  у  меня .                О  Аллах,  еще  один  придурок- подумал  горбун,  но  сказал-
- Мой  горб  принес  мне  в  жизни  только  несчастье , как  он  может  принести  удачу  кому  либо.                - Не  сердитесь  уважаемый,  но  люди  говорят,  что  может. 
          - Люди    говорят.  А  головой  подумать  не  мог?.
          - Я  в  таком  положении,  что  уже  и  думать  толком  не  могу.  Вы  уж  извините  меня , конечно  глупый  поступок . Прощайте  да  будут  благословенны  ваши  дни  и  здоровы  ваши  родители .                -Постойте.  Я  вижу  у  вас  действительно  беда,  которая  сломала  вас . Расскажите – может  вдвоем  подумаем  и  что  нибудь  придумаем.               
  -Да  нет . Вы  мне  ничем  не  поможете , а  пользы  от  моего  рассказа   вам  никакой.                -Как  знать.  Мне  кажется  все  ваши  неприятности  от  того,  что  у  вас  руки  повисли – Рассказывайте.
      - Ладно,  но  рассказ  мой  будет  длинный.

      Звать  меня  Ибрагим.  Семья  наша  никогда  не  была  богатой . Отец  отдал  меня  в  ученики  к  лепешечнику  в  10  лет , полагая  что  я  хотя  бы  буду  сыт.  Да  лепешка  всегда  была  под  рукой,  но  платил  он  очень  мало,  поначалу  вообще  не  платил.  Два  года  я  только  рубил дрова  и  топил  печь – тандыр.  Потом  только  стал  учиться  замешивать  тесто  и  печь  лепешки . Но  и  потом , когда  я  стал  работать  самостоятельно,  хозяин  платил  только-только , чтоб  можно  было  жить.  Когда  я  женился  он  прибавил , но  мы  все  равно  оставались  в  бедности.  У  нашего  хозяина  была  одна  страсть,  которая  не  давала  жить  ни  ему , ни  нам – любил  петушиные  бои . Он  держал  своих  петухов,  играл,  выигрывал,  проигрывал.  Но  больше  проигрывал.  Если-бы  не  эта  страсть  он  давно  бы  и  сам  разбогател,  и  я  не  встретил  старость  в  бедности , но  он  своих  петухов  любит  больше , чем  семью.  Я  проработал  на  него  всю  жизнь,  а  он  меня  уволил  - решил  взять  вместо  меня  ученика . Он  недавно  опять  крупно  проигрался . А  у  меня  на  руках  три  дочери  и  старая  мать.  Скоро  дочерей  выдавать  замуж.  Вы  же  знаете  как  это  дорого , я  не  смогу  это  сделать . Позор  на  мою  седую  голову, хоть  в  петлю  лезь . И  полез  бы,  но  моей  семье  от  этого  легче  не  стало  бы
.
         А  почему  же  ты  не  ушел  от  него .                В  нашем  городе  никто  не  возьмет  чужого  ученика  или  работника- у  каждого  свои  секреты  выпечки.  Хотя  какие  уж  там  секреты – все  лепешки  одинаковые.
       Ну  хорошо.  Про  твоего  хозяина  все  ясно.  Но  почему  у  тебя-то  руки  висят.  Может  у  тебя  свои  грехи  висят  на  плечах. 
Да  есть  на  мне  грех . Всю  жизнь  с  этим  камнем  хожу.  Но  не  хочу  сейчвс  об  этом – итак  на  душе  тошно,  куда  же  еще.
         Нет  уж.  Я  должен  знать , кому  помогаю.  Давай  рассказывай  все .
         Ну  что  же.  Был  у  меня  клочок  земли – от  отца  остался.  Пришло  время  его  пахать.  Взял  я  у  соседа  лошадь  и  стали  мы  с  женой  пахать – я  за  плугом,  а  она  водит  лошадь.  И  тут  лошадь  чего-то  испугалась  и  взбрыкнулась  и  видимо  задела  жену.  А  та  уже  была  на  большом  месяце  и  стало  ей  плохо  Кое - как  я  посадил  ее  на  лошадь  и  отвез   к  бабкам , что  рожать  помогают . Те  сказали , что  нужно  жену  оставить  у  них . Через  три  дня  жена  вернулась  домой  и  сказала , что  ребенок  погиб  -  мальчик  был.  И  вот  с  той  поры  хожу  с  этой  виной - зачем  взял  помогать  беременную .  И  аллах  меня  наказал-  все  время  рождаются  только  дочери  и  ни  одного  парня.  Был  бы  парень  может  и  зажили  бы  лучше.
         Ну  тут  твоей  вины  нет  -бедность  твоя  виновата.  Но  то , что  жил  в  бедности – твоя  вина.  Да  поздно  теперь  говорить  об  этом .
           Я  думаю , что  помочь  тебе  можно.  Но  у  меня  будут  условия. Первое-делать  все , как  я  говорю . Второе - никому  ни  слова  ни  обо  мне , ни  о  том,  что  ты  будешь  делать . И  третье- когда  твой  зароботок  утроится , одну  треть  будешь  отдавать  мне.  Если  нарушишь  хоть  одно  из  этих  условий  я  от  тебя  отвернусь,  и  ты  останешся  один  со  своей  бедой  и  позором .
          Я  согласен , но  как  я  заработаю –ведь  он  меня  уже  выгнал .
           Ничего.  Это  уже  мое  дело.                Завтра  пойдешь  к  нему  и  скажешь , что  ты ему  очень  благодарен , что  он  был  тебе  как  отец  родной  и  ты  хочешь  отблагодарить  его  и  испечь  ему  хлеб,  какого  он  еще  не  ел . Он  человек  не  большого  ума - на  лесть  должен  клюнуть,  тем  более,  что  ты  не  будешь  просить  денег.  Только  сам  этот  хлеб  не  ешь  и  домой  не  носи .  Через  два  дня  придешь –расскажешь,  что  получилось . И  с  тем  Ибрагим  ушел .
                Через  два  дня  Ибрагим  пришел  и  рассказал , что  все  произошло,  как  горбун  предсказал.  Хозяин  милостиво  разрешил  ему  испечь  хлеб.  Тесто  замешивали  в  большом  казане  и  обычно  этого  хватало  на  целый  день- туда  помещался  мешок  муки.  Лепешки  получились  замечательные-совсем  другой  запах  и  вкус.  Хозяин  был  в  восторге . Сразу  нагрузил  тележку  и  отправился  на  базар . Он  всегда  продавал  сам – не  доверял  деньги  никому.  Его  обычные  покупатели  покупали  и  потом  приходили  и  покупали  еще .  Продажа  шла  так  быстро , что  хозяин  прислал  человека  с  приказом  опять  замесить  тесто. В  этот  день  продали  в  два  раза  больше  лепешек  и  хозяин  велел  мне  опять  выходить  на  работу.  На  следующий  день  хозяин  купил  еще  один  казан  и  мы  стали  замешивать  тесто  сразу  в  двух  казанах . Хозяин  даже  послал  жену  торговать  на  другой  базар.  Придется  ,  наверное  другой  тандыр  ставить -  на  одном  не  успеваем .
                Это  хорошо.  Так  и  должно  было  произойти.  Ты  поработай  еще  10  дней  и  потом  потребуй  утроить  тебе  плату  и  не  уступай . Если  хозяин  откажется , а  так  скорее  всего  и  будет – поворачивайся  и  уходи.  Через  день  он  пришлет  за  тобой  и  будет  предлагать  тебе  большую  плату – не  уступай  ни  дирхема.  Если  это  не  произойдет , приди – будем  думать .                На  следующий  день  Ибрагим  сказал , что  хозяин  пошумел , покричал , но  согласился . Ну  а  раз  так  возьми  вот  тот  пакет  с  порошком  и  приди  когда  он  кончится,   а деньги  приноси  и  оставляй  под  дверью – меня  не  будет.

         Так    прошел  год.  Ибрагим  каждый  месяц приносил  деньги  карлика  и  засовывал  под  дверь,  но  хозяина  дома  не  было . Ибрагим  начал  беспокоиться- порошок  заканчивался . Но  карлик  появился  вовремя  и  стал  расспрашивать  его  о  делах.  Ибрагим  рассказал,  что  дела  идут  очень  хорошо , но  хозяин  стал  играть  еще  больше  и  даже  перестал  интересоваться  работой  пекарни – все  возложил  на  него.                Ну  что  же , все  идет  как  надо . Завтра  базарный  день,  будут  петушиные  бои  и  твой  хозяин  крупно  проиграет,  так  он  еще  не  проигрывал . А  ты  завтра  на  работу  не  выходи – заболей  и  лежи  пока  я  не  скажу . Потом  увидишь , что  получится.


        На  следующий  день  все  произошло    так , как  сказал  горбун.  Хозяин  лепешечной  с  утра  отправился  на  петушиные  бои-на  базаре  уже  давно  торговала  его  жена . Поначалу  ему  сильно  везло – его петух  выиграл  три  боя  и  он  получил  большие  деньги   и  был  очень  рад . Он  стал  оглядываться , кто  бы  еще  выставил  петуха  и  увидел  молодого  парня,  которого  раньше  не  видел . Наверное  начинающий  и  петух  у  него  не  очень – подумал  хозяин  лепешечной   и  захотел  он  еще  выиграть.
      - Ну  а  ты  почему  не  ставишь  своего  петуха  - боишься ?
     - Да  нет.  Я  играю  по  крупному.
    - А  у  тебя  деньги  есть?
     В  ответ  парень  вытащил  из  кармана  горсть  золотых  динаров .  Хозяин  лепешечной  прямо  загорелся  выиграть  эти  деньги , тем  более  что  у  молодого  не  может  быть  хорошего   петуха  - так  он  подумал  и  поставил  против  него  весь  свой  выигрыш  и  свой  дом .                Когда  начался  бой  петух  лепешечника  начал  бить  петуха  молодого  парня  - он  был  действительно  сильнее  и  крупнее . Но  у  парня  петух  был  яростнее  и  приучен  драться  на  смерть  и  он  не  только  выиграл , но  и  убил  петуха   лепешечника . Пришлось  ему  отдать  весь  выигрыш  и  парень  дал  ему  три  дня  на  продажу  дома.

     Когда  лепешечник  пришел  домой  жена  сказала  что  Ибрагим  заболел , лепешки  были  обычные  и  никто  не  захотел  их  покупать .  Покупатели  почувствовали  себя  обманутыми  и  не  покупали  даже  то , что  раньше  брали . Она  все  лепешки  привезла  обратно.  Что  с  ними  делать  - это  такой  убыток.  Она  еще  не  знала  какой  убыток  принес  муж , а  когда  узнала  стала  облегчаться  в  слезах.  Лепешечник  стал  продавать  дом . Но  купить  его  могли  только  такие  же  лепешечники , а  они  богатыми  не  были . Да  еще  поползло   суеверие , что  купишь  дом  у  разорившегося – сам  разоришься.  Никто  не  приходил  к  лепешечнику , не  спрашивал  дом.  Только  в  конце  третьего  дня  к  нему  в  дверь  постучался  человек  и  спросил,  продается  ли  дом   и  сколько  хозяин  за  него  хочет . Узнав  цену  и  осмотрев  дом  незнакомец  предложил  свою  цену,  которая  соответствовала  долгу  хозяина,  и  сразу  сказал , что  цена  окончательная . Хозяин  пытался  что-то  говорить , но  незнакомец  молчал  и  ему  ничего  не  оставалось  делать,  как  согласиться.  Куплю – продажу  оформили  в  тот  же  день  и  покупатель  потребовал  ,что бы  дом  утром  был  освобожден.                И  в  тот  же  день  горбун сказал  Ибрагиму,  что  выкупил  дом  его  хозяина  и  велел   на  следующий  день  начать  печь  лепешки.  И  еще  сказал,  что  печь лепешки он  должен  сам,  что  бы  никто  не  узнал  его  секрета ,  а жена  и  дочери  пусть  торгуют  и  за  это  получают   свою  плату.   Он  же  остается  там  управляющим , пусть  сам  решает  кому  сколько  платить , а  ему  будет  по – прежнему  отдавать  третью  часть  и  пусть  не  забывает,  что  ни  он , ни  его  семья  не  должны  есть  хлеб,  который  он  печет.  Со  следующего  дня  Ибрагим  стал  настоящим  хозяином  в  лепешечной.  И  работники  заработали  по- другому,  потому  что  видели,  что  хозяин  работает  с  ними  и  все  видит,   тем  более что  он  прибавил  им  жалование . Поэтому  и  дела  пошли  еще  лучше.

     В  первый  же  месяц  когда  Ибрагим  понес  деньги  горбуну  и  сказал-
    - Вы  так  много  сделали  для  меня  и  моей  семьи,  а я даже  не  знаю,  как  вас  звать . Не  скажете  ли  вы  свое  имя.
   - Свое  имя  я  и  сам  не  знаю . В разные  годы  моей  жизни  меня  называли  по  разному , но  в  последнее  время  я  был  Халил,  наверное  так  и  называйте.
   - Вы  бы не  согласились  посетить  мой  дом , что бы  моя  семья  тоже  могла  выразить  вам  свою  благодарность . Я  им    о  вас  не  рассказывал , но  ведь  они  должны  знать , кому  обязаны  своим  благополучием.
       - Я  с  удовольствием  приду  в  ваш  дом.

        Ибрагим   принял  Халила  в  своем  старом  доме.  Это  был  маленький  дом  с  таким  же  маленьким  садом . Посреди  сада  был  небольшой  хауз,  а  вдоль  дорожек  росли  кусты  райхона.  издававшие  замечательный  аромат , вокруг  был  такой  уют  и  спокойствие , какого  Халил  еще  не  испытывал .                Когда  сели  за  дастархан  Ибрагим ,   спросил  не  будет  ли  Халил  возражать  если  выйдут  женщины .  На  что  горбун  ответил  -  Я  ведь  не  придерживаюсь  мусульманских  обычаев.  Я  воспитывался  в  цыганской  семье   и  долгое  время  считал  себя  цыганом , а  там  все  обедают  вместе  и  мне  будет  приятно , если  я  буду  сидеть  в  кругу  семьи . Когда  женщины  уселись  за  дастархан ,  жена  Ибрагима  стала  расспрашивать  Халила , кто  он , откуда,  кто  его  родители – обычные  вопросы  женщин . Халилу  было  так  хорошо  в  этой  семье,  что  ему  захотелось   рассказать  им  о  себе , чего  он  никогда  не  делал.  Не  потому,  что  он  что  то  скрывал,  хотя  в  его  жизни  были  моменты  за  которые  его  могли  не  понять  и  осудить.

             Я  вам  расскажу  о  своей  жизни , но  если  вам  что-то  не  понравится  в  ней  -не  судите  строго-  не  я  выбирал  свою  судьбу  и  не я  распоряжался  своей  жизнью.  Кто  я  и  кто  мои  родители  я  не  знаю.  С  тех  пор  как  я  себя  помню  я  жил  у  цыган  и  считал  себя  цыганом . Родился  я  горбатым  и  с  больными  ногами  -они  у  меня  не  двигались.  Ходить  я  начал  на  руках . Цыганский  лекарь  лечил  меня    и  очень  долго.   У  цыган  свое  лечение-  массаж , мази , компрессы  и  конечно  травы.   И  это  лечение  давало  результат,  очень  медленно , но  давало . В  три  года  меня  посадили  на  улице  собирать  милостыню . И  собирал  я  много- люди  жалели  инвалида . Вечером  меня  забирали , уносили  домой,  кормили  и  лечили. В  пять  или  шесть  лет  я  начал  ходить  на  костылях ,   потом  с  палкой  и  только  лет  в  двенадцать - тринадцать  я  стал  ходить  на  своих  ногах  и  меня  стали  приучать  к  воровству.  Я  сам  не  воровал-  на  моих  ногах  это  невозможно .  Я  устраивал  спектакли  на  базаре –одевал  длинную  одежду , путался  в  ней , падал , вставал  опять  падал.  Народ  смеялся,  все  смотрели  на меня, а  тем  временем  мои  братья  и  сестры   обчищали  карманы .  Я  не  считал  это  чем-то  зазорным  -у  цыган  воровство  -не  грех , а  даже  наоборот  -ловкость  и  удачливость . Если  кто-то  попадался  и  его  били , то  они  говорили –Ничего , впредь  будет  умнее  и  ловчее.   Через  какое-то   время  меня  стали  пристегивать  к  грабежам .  Тут  я  стал  сопротивляться. Не  потому,  что  я  считал  это  предосудительным , а  потому , что  цыгане  везде  заметны,  а  я  особенно . Раза  два  они  меня  брали  с  собой , но  я  из-за  своих  ног  сидел  в  коляске   при  лошади  в  сторонке . И  когда  они  выходили , я  подкатывал ,  забирал  вещи  и  уносился.  Но  потом  меня  перестали  брать  на    такие  дела . И  в  этом  мне  повезло,  потому  что  их  довольно  быстро  поймали  и  казнили,  потому  что  за  ними  были  и  убийства.
         После  этого  я  от  цыган  ушел – решил  искать  свою  судьбу.  Долго  я  мыкался  -никто  не  хотел  брать  на  работу  калеку , хотя  я  довольно  силен  -сказалось  мое  хождение  на  руках.  Не  скрою,  пришлось  мне  в  это  время  подворовывать – есть-то  надо  было . Цыган  не  пропадет.  Наконец  меня  взял  один  лепешечник,  да  и  то  сказал , что  бы  я  никому  на  глаза  не  попадался .   Я  у  него  дрова  загатавливал.  Ходил  с  ослом  весь  день  по  степи  и  собирал  хворост.  Вечером  меня  ждал  обед  и  пара  лепешек,  иногда  давали  какую-то  одежду.  И  так  продолжалось  несколько  лет.

      Однажды  иду  я  по  дороге  с  хворостом  и  нагоняет  меня  богатый  экипаж  и  мужчина  говорит  мне- привези  мне  дров  я  заплачу .        На  следующий  день    я  привез  куда  он  сказал   столько  дров,  сколько  мог  нести  осел  и  тот  мужчина  дал  мне  денег  и  велел  каждую  неделю  привозить  столько  же . Я  не  знаю  много  он  мне  дал  или  мало , но  это  были  первые  деньги  в  моей  жизни.  У  меня  никогда  не  было  своих  денег . Я  даже  не  знал  ,куда  потратить  их  и  просто  зашил  их  в  одежду . И  так  продолжалось  какое- то  время,  мужчина  каждый  раз  платил  мне  деньги  и  однажды  спросил  не  перейду  ли  я  к  нему  слугой . Терять  мне  было  нечего  и  я  согласился . Когда  он  ввел  меня  в  дом  что-то  мне  показалось  там  знакомым  и  я  вспомнил , что  мои  братья  рассказывали , как  они  ограбили  один  дом  и  убили  там  женщину  и  ее  дочку.  При  этом  они  описывали  дом , который  я  узнал . Конечно  я  не  сказал  ему , что  я  из  цыган , тем  более  что  я  уже  знал,  что  я  не  цыган.   Когда  мне  было  лет  10  или  11   моя  приемная  мать  рассказала ,  что  они  подобрали  меня  где-то   и  не  потому  что  были  сердобольные,  а  потому  что  уродцам  и  калекам  подают  хорошо .

         А  вы  никогда  не  пытались  найти   своих  родителей
       А  зачем . Ну  что  с  того . что  она  не  моя  мать,  все  равно  они  моя  семья  ,   другой-то  не  было  К  тому  же  повзрослев  я  понял, что  на  месте  моей  матери  любая  другая  женщина  поступила  бы  так  же.
        Да  нет  не  всякая,  только  я  -вдруг  воскликнула  жена  Ибрагима  вся  в  слезах .
        Все  устпвились  на  нее  непонимающе.   
         Почему  ты  плачешь - спросил  Ибрагим .
          Но  женщина  не  могла  говорить  и  только  рыдания  сотрясали  ее . Постепенно  успокоившись,  она  спросила-
           Ибрагим , неужели  ты  не  видишь  что  перед  тобой  сидит  твой  сын .
           Откуда  у  меня  сын? 
            Я  его  родила  и  отказалась  от  него,  но  не  могла  тебе  сказать .  Ребенок  был  живой , но  я  не  смогла  его  взять .  Я  ведь  была  совсем  плохой - ты  же  помнишь . Потом , когда  я  немного  пришла  в  себя , пошла  к  тем  повитухам,  но  они  сказали , что  в  тот  же  день  отдали  ребенка  каким-то  проходящим  цыганам . А  откуда  они  пришли  и  куда  ушли  никто  не  знал . Так  я  и  потеряла  ребенка . С  тем  и  хожу  всю  жизнь . Вот  теперь  и  вы  знаете  все – сказала  она  обращаясь  к  Халилу – хотите  судите  меня , хотите  нет , но  что  было,  то  было.
 
             Как  я  могу кого-то  судить.  Я  давно  все  понял  и  все  простил . Теперь  я  рад  что  у  меня  есть  отец  и  мать , да  еще  и  сестры  -настоящая  семья .Так  пусть  теперь  наш  обед  станет  праздником . Давайте  все  успокоимся  и  будем  привыкать  к  новым  отношениям .
              Когда  все  успокоились  Ибрагим  спросил-
              А  что  же  было  с  вами  дальше  когда  поступили  в  дом  слугой .
              В  том  доме  мне  было  хорошо . Хозяин  научил  меня  всему,  что  нужно  было  делать  дома,  в  том  числе  готовить  и  печь  хлеб.  Но  он  же  и  взял  с  меня  клятву  не  раскрывать  секрета  хлеба.  Он  сказал  что  секрет  не  должен  уйти  из  семьи . Теперь  я  наверное  могу  передать  его  вам , но  вы  должны  будете  поклясться , что  секрет  не  уйдет  из  нашей  семьи , иначе  первый  же  кусок  этого  хлеба  встанет  камнем  у  вас  во  рту  . Ну  это  позже .

                Хозяин  очень  хорошо  готовил  и  меня  этому  научил . что  бы  я  ему  готовил.  Я  даже  не  знал , что  еда  может  быть  такой  вкусной . И  хозяин  был  доволен.  Я  вообще  очень  старался . У  меня  все  время  было  чувство  вины  перед  ним  за  моих  братьев . Хозяин  видел  мое  старание  и  учил  меня  всему , что  знал  сам.  Он  научил  меня  грамоте – я  стал  читать  и  писать. Считать  я  научился  сам,  когда  собирал  милостыню , а  вот  грамоте  меня  никто  не  учил . Да  цыгане  и  сами  были  не  очень  грамотны – им  это  не  нужно .

                Но  потом  с  хозяином  случилась  беда . У  него  были  рудники-  медные  и  свинцовые .  Хозяин  каждый  день  ездил  туда.   И  однажды  там  произошел  обвал , рабочих  и  хозяина  завалило . Я  прождал  его  дома  два  дня  и  потом  поехал  на  рудник.   Там  была  суета , беспорядок  и  никто  не  знал,  что  делать.  Я  бросился  откапывать  шахту , хотя  мне  говорили , что  это  бесполезно.  Но  мне  повезло-  их  завалило  недалеко  от  входа.  Мне  принялись  помогать  другие  люди  и  мы  стали  находить  рабочих ,  живых  и  мертвых.  Но  хозяин  был  жив , только  ему  отдавило  ноги- он  их  не  чувствовал . Стали  его  лечить-  понаехало  много  докторов  , все  стали  делать  предписания,  а  я  их  выполнял.  Я  стал  при  докторе  сиделкой,  носил  его  по  комнате , выносил  на  улицу,   кормил  его . Это  длилось  довольно  долго , но  результатов  лечения  не  наблюдалось.  Тогда  я  решил  лечить  его  по  цыгански -  я  же  помнил,  как  меня  лечили . Не  знаю  правильно  я  делал  или  нет,   но   делал . Сначала  к  нему  домой  приезжал  управляющий,  но  потом  хозяин  сам  захотел  ездить  на  рудники- ему  было  тяжело  сидеть  дома  без  дела . Я  соорудил  на  коляске  маленький  домик  и  отвозил   его  туда  и  он  принимал  работников  прямо  в  этом  домике . Но  посещать  шахты    не  мог . И  он  стал  посылать  меня , чтоб  я  посмотрел  и  потом  ему  рассказал . Он  мне  объяснил , что  где  и  как  смотреть  и  так  он  продолжал  работать  а  я  набирался  опыта .

              Постепенно  лечение  стало  давать  результаты  - он  начал  чувствовать  ноги,  а  затем  и  постепенно  ходить  на  костылях  -цыганское  лечение  действовало .  Но  прошло  еще  два  года,  пока  он  смог  ходить  без  моей  помощи .  Но  в  шахту  он  уже  не  спускался – у  него  появился  страх , который  он  не  мог  преодолеть  и  я  так  и  продолжал  осматривать  разработки . К  тому  времени  я  многое  узнал .Ведь  он  все  это  время  заставлял  меня  учиться,  давал  необходимые  книги  ,   объяснял  чего  не  было  там  написано.  Но  лет  через  пять  он  умер- сказался  тот  обвал  в  шахте . Я  сильно  привык  к  нему , он  много  сделал  для  меня  и  горе  мое  было  велико.  Да  и  будущее  мое  было  неопределенно ,  думал,  что  опять  окажусь  на  улице . Но  оказалось  что  мой  хозяин  переписал  все  свое  имущество  на  меня  - ему  некому  было  оставлять  его.  Я  и  так  уже не  был  беден , но  с  наследством  стал  богат.   Вот  такова  моя  история .
 
           Все стали  объсуждать  между  собой  его  историю ,им  было  приятно , что  объявился  новый  родственник  и  особенно  богатый . Но  когда  все  наговорились  и  Халил  ответил  на  все  вопросы,  он  сказал,  чтобы  они  все-таки  никому  не  говорили  об  их  родстве  -
           У  меня  могут  быть  неприятности   и  я  не  хочу , что  бы  это  задело  вас . Пусть  я  для  всех  останусь  вашим  знакомым  горбуном ,  я  вас  буду  просто  навещать . А  сейчас  мне  пора  уйти .
              На  следующий  день  Халил  сказал  Ибрагиму-
              - Вот  бумаги  на  дом .  Что  бы  нас  ничего  не  связывало  я  переписал  его  на  тебя .
              - Но  я  не  смогу  сейчас  отдать  тебе  деньги.
               - Ничего  отдавать  не  надо  - я  купил  его  на  твои  деньги . Что  бы  ты  не  зависел  от  меня  по  порошку,  нам  надо  будет  с  тобой  поехать  в  Сирию  - он  там  растет.  У  меня  через  неделю  туда  идет  караван  -научи  свою  жену  вести  дело  вместо  тебя.  И  еще.  Возьми  со  своих  домашних  клятву  на  Коране , что  они  будут  молчать  о  секрете  хлеба  и  обо  мне.  Все  таки  женщины – соседки,  подружки  - у  них  вода  во  рту  не  держится .
                -Нет  ли  у  тебя  на  примете  людей- мне  нужна  охрана  в  караван . Если  есть - пусть  придут  с  тобой  через  неделю.  Люди  нужны  надежные – пустых  не  приводи .

                Через неделю  Ибрагим  привел  двадцать  человек  в  караван  сарай- там  собирался  караван . Начальник  охраны  роздал  людям   Ибрагима  оружие , усадил  их  в  большие  корзины  уже  навьюченные  на  верблюды  и  велел  сидеть , что  бы  их  никто  не  увидел . Своих  людей  он  тоже  попрятал  на  верблюдах , оставив  на  лошадях  пять-шесть  человек  и  караван  вышел  в  путь.  Ибрагим  спросил  почему  так  странно  попрятали  людей ,  на  что  Халил ответил , что  на  дороге  разбойничают  грабители.и  терпеть  их  больше  невозможно . До  сих  пор  от  них  удавалось  откупаться,  но  сейчас  они  стали  требовать  до  половины  прибыли ,  а  ведь  нужно  еще  платить  пограничные  и  таможенные  сборы . Надо  было  ликвидировать  разбойников  и  брать  путь  под  свой  контроль  .

               Через  два  дня  когда  караван  шел  по  Персии  показались  грабители  -человек  десять-пятнадцать.  Караванщики  сразу  согнали  караван  в  круг  и  уложили  верблюдов,  а  охранники  повыскакивали  из  корзин.  Грабители  сначала  удивились  - раньше  начальник  каравана  сам  выезжал  к  ним  и  договаривался,  караван  даже  не  останавливался .   А  сейчас   все  было  по- другому  и  поскольку  охраны  было  мало  разбойники  решили  наказать  караван  и  забрать  все . Они  сходу  налетели  на  караван,  но  встретили  сопротивление  и  завязался  бой.  А  тем  временем  начальник  охраны  послал  конных  охранников  в  обход  с  тем , что  бы  никто  из  грабителей  не  ушел  и  что  бы  ни  одна  лошадь  не  ускакала  Бой  продолжался  не  долго- охранников  было  намного  больше . Часть  грабителей  побили,  часть  взяли  живыми  и  от  них  узнали,  где  находится  остальная  часть  банды . После  этого  и  их  перебили  тоже-знали,  что  бывший  грабитель  никогда  добывать  свой  хлеб  сам  не  будет.
 
            И  вот  отряд  двинулся  в  логово  разбойников . Впереди  ехали  охранники  на  лошадях в  одежде  разбойников , за  ними  на  верблюдах  в  корзинах  остальные.  Разбойники  настолько  привыкли,  что  на  них  никто  не  нападал,  что  доже  дозорных  не  выставляли  и  когда  увидели , кто  оказался  перед  ними  то  сопротивляться  было  уже  поздно.  Бандиты  перебиты  были  все,  но  Халил  понимал,  что  могут  появиться  другие  и  потому  оставил  там  своих  людей  для  охраны  дороги , благо  у  разбойников  обнаружился  большой  запас  еды  а  вода  била  из-под  земли.
 
            После  этого  караван  двинулся  дальше,   а  Халил  на  всем  пути  стал  договариваться  с  правителями  земель,  гле  они проходили   о  том , что  он  будет  охранять  этот  путь  бесплатно.  Это  их  устраивало  потому  что  гоняться  за  разбойниками  было  дорого  а  прибыли  от  торговли   сулило  не  малые .

             По  всему  пути  Халил  оставлял  сторожевые  посты  и  обявлял , что  эта дорога  находится  под  его  охраной  и  каждый  купец,  заплатив  на  любом  посту  небольшую  сумму,  может  быть  спокоен  на  всем  пути  от  Шираза  до  Бейрута.  Купцов  это  тоже  устраивало –плата  была  небольшая  а  торговлю  можно  было  продолжать .

              Халила  это  тоже  устраивало  но  по  другим  причинам.  Конечно  ему  тоже  досаждали  грабители,  но  главное  было  не  это.  Но  об  этом  позже .
              Когда  пришли  в  Сирию , Халил  отвел  Ибрагима  к  людям,  которые  заготавливали  траву  для  него  и   показал  траву  двух  видов.  Одна  называлась трава ’’ блаженства”, другая  ’’горечь  земли’.’ Обе  травы    ядовиты  сказал  Халил. Их  нужно  варить  вместе  в  равных  количествах , трижды  сливая  воду,  затем  высушить  и  прокалить  на  огне,  к  ним  добавить  три  меры  порошка  обычного  ’’ош  райхона’’,  который  растет  у  тебя  вдоль  дрожки  и  одну  меру  лимонника , который  растет  вдоль  арыка  перед  твоим  домом.  Вот  и  все . Того  количества  что  мы  хдесь  возьмем ,  тебе  хватит  надолго . Они  погрузили  траву  на  двух  верблюдов  и  пошли  дальше  в  Бейрут , где  медь  и  свинец  перегружали  на  корабли  и  везли  дальше  в  страны,  где   еще  не  было  благополучия  и  все  страны  воевали  друг  с  другом.  В  Бейруте  караван  загрузился  иноземными  товарами  и  отправился  в  Шираз.

             Еще  по  приезде  в  Сирию,  Ибрагиму  показалось,  что  горб  у  Халила  стал  меньше.  Может  я  пригляделся  -подумал  он - все-таки  каждый  день  его  вижу а  говорить  об  этом  не  будешь.      
            По  приезде  в  Шираз  Халил  обратился  к  отцу  с  просьбой - Не  могли  бы  вы  помочь  мне  в  одном  деле? 
           - В  каком?
             У  меня  есть  один  рудник  -серебрянный,  Мы  его  нашли  еше  при  хозяине , но  он  побоялся  его  разрабатывать  и  велел  закопать .  Наш  хан  вполне  захотел  бы  прибрать  его  себе.  Для  этого  ему  надо  было  бы  просто  отрубить  моему  хозяину  голову , что  для  него  было  бы  проще  простого.  Но  сейчас  ситуация  изменилась,  у  меня  сила  есть  и  будет  еще.  Я  ведь  не  зря  взял  дорогу  под  охрану , может  быть  и  другие  возьму.  Организую  там  сторожевые  пункты,  чтобы  иметь  под  рукой  достаточно  людей  на  всякий  случай . Рудник  я  откопаю  и  при  этом  руднике  надо  будет  организовать  выплавку  серебра.  Это  будут  делать  другие  люди  Но  все  это  должно  происходить  в  абсолютной  тайне.  Люди  будут  наниматься  на  пять  лет  за  хорошие  деньги  и  потом  отпускаться . Но  эти  пять  лет  никто  не  должен  оттуда  выходить.   Нужно  будет  организоватьтам  такую  охрану,  что  бы  птица  не  могла  залететь  и  вылететь.  Я  никого  не  могу  просить  об  этом - не  могу  никому  доверить  .
             - Но  ты  же  знаешь,  что  я  не  командир,  я  не  умею  командовать .
              -Ну  во-первых  людей  вы  наберете  сами,  во-вторых  у  вас  в  лепешечной  вас  все  слушались-я  видел  и  в  третьих  в  случае  необходимости  я  вам всегда  смогу  помочь.
             - А  если  все-таки  секрет  выйдет  наружу?
              -Конечно  рано  или  поздно  это  случится,  вы  только  постарайтесь  что  бы  это  случилось  попозже  -  я  за  это  время  наберу  силу. 
               Хорошо.  И  когда  начинать?
               Да  хоть  завтра  начинайте  набирать  людей.  Плату  назначайте  такую , что  бы  им  не  хотелось  убежать.
 
              Так  они  и  расстались  и  опять  Ибрагиму  показалось,  что  горб  у  Халила  стал  меньше , и  опять  он  засомневался- ну  не  бывает  такое .
             А  Халил  тем  временем  начал  переговоры  с  владельцами  соседних  арабских и  персидских  земель  об  охране  караванных  путей.  Получив  согласие,  он  назначал  начальников  этих  путей  и  поручал  им  набирать  людей,  устраивать  сторожевые  посты  и  взимать  плату  с  караванов.  При  этом  Халил  предупреждал  их,  что  если  они  сами  начнут  грабить,  то  с  ними  будет  то  же  что  и  с  разбойниками,  которых  они  сами  уничтожили.
 
               После  этого  он  снял  людей  с  медного  рудника  и  стал  откапывать  серебрянный,  а  Ибрагим  начал  строить  ограду  вокруг  рудника,  сооружать  жилье  для  рабочих  и  печь  для  выплавки  руды.  Постепенно  наладилась  и выплавка  серебра.  Рудник  оказался  богатым- не  зря  бывший  хозяин  Халила  побоялся  разрабатывать  его.  К  этому  времени  горб  у  Халила  совсем  исчез  и  оказалось  что  он  совсем  не  маленького  роста . Ибрагим  как-то  спросил  как  такое  может  произойти  и  Халил  ответил  что  он  заметил  уменьшение  горба  после  того  визита  к  нему.  Сначала  он  сам  удивился,  но  потом  вспомнил  что  его  цыганский  лекарь  сказал  ему,  что  на  ноги  он  его  поставит , а  горб  пропадет  только  если  он  простит  того , кто  его  наградил  им.  И  после  того,  как  он  сказал  матери , что  давно  простил  ее,  горб  начал  уменьшаться  и  наконец  исчез  совсем . Так  что  соединение  с  семьей  обернулось  для  Халила  еще  одной  радостью .

              Рудник  действовал  уже  три  года  когда  начались  неприятности.  Как  и  предполагал  Халил,  весть  о  серебре  просочилась  наружу  и  властитель   Шираза  вызвал  его  к  себе.  Перед  тем  как  идти  во  дворец  Халил  предупредил  отца  что  если  он  не  вернется  тот    ни  в  коем  случае  не  вздумал  выкупать  его  - хан  и  серебро  возьмет  и  им  обоим  головы  снесет.  Лучше  сразу  собирай  людей  со  всех  караванных  путей  и  иди  ко  дворцу  освобождать  меня.  И  ничего  не  бойся  -у  меня  людей  намного  больше  чем  у  хана.  Во  дворце  хан  покричал,  поугрожал  Халилу , но  отпустил  и  велел  с  того  дня  отдавать  ему  половину  добытого  серебра.  Халилу  ничего  не  оставалось  как  согласиться,   хотя  он  понимал , что  этим  дело  не  кончится. Так  оно  и  вышло  Несмотря  на  то , что  Халил  уже  два  месяца  отдавал  хану  половину  добычи , однажды  он  увидел  за  воротами  ханских  стражников  и  все  понял.  Взяв  Ибрагима  Халил  на  лошадях  ускакали  с  рудника  На  то  чтобы  собрать  людей  потребовалась  десять  дней . И  когда  Халил  со  свими  людьми  ворвался  во  дворец  для  хана  что  было  полной  неожиданностью – он  думал  что  тот  спасаясь  исчез  навсегда.  Охрана  его  была  способна  воевать  только  с  безоружными  жителями  Ни  минуты  не  колеблясь , Халил  отрубил  хану  голову  Но  что  же  делать  дальше  кто-то  должен  стать  ханом.  Халил  стал  опять  просить  отца  занять  дворец  но  тот  категорически  отказался  - не  по  нему  эта  ноша.  Пришлось  Халилу  самому  становиться  ханом  тем  более  что  богатства  у  него  было  уже  столько  что  никто  из  подданых  не  сомневался , что  он  настоящий  хан  а  не  карлик-горбун 
   


Рецензии