О семье

(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

Я никогда не требовал от жены, чтобы меня провожали в океанские походы. Кронштадт всё же «не ближний свет», добираться туда из Ленинграда очень долго, не менее трёх часов, но встречать она меня иногда приезжала, терпеливо стояла вместе с другими женами на пирсе, иногда заход задерживали, и им приходилось где-то коротать время в ожидании нашего корабля. А что творилось в это время на пароходе! Народ метался как раненный зверь по клетке, все были на диком взводе, несколько месяцев разлуки давали о себе знать. Поэтому время вынужденного простоя на рейде из-за того, что нам не дают «добро» на заход было, пожалуй, самым тяжёлым для команды.
Тысячу раз был прав поэт - большое видится только на расстоянии. И будучи в морях-океанах все мужики, невзирая на чины и звания как по команде начинали пылко любить своих жён «на расстоянии» примерно через месяц после отхода. Редкие заходы в заграничные порты ещё немного сбивали этот накал, но они у нас чересчур уж были редкими. Это из-за принадлежности к военно-морскому флоту. Большинство стран боялось военных кораблей. Странный даже для нас МРЛ-2 (метеорологический радиолокатор) вообще вызывал панический ужас. Буржуев терзали подозрения о каких-то побочных функциях наших «научников». Чудилось, что мы являемся кораблями радиоразведки или ещё чем-то таким навороченным. Поэтому заходов не разрешали. С большим трудом удавалось договариваться с Исландией, Фарерскими островами, Ирландией, с Марокко, ну а Куба нам никогда не отказывала и всегда была готова принять наши пароходы.
В этих историях я не могу обойти своим вниманием роль семьи и особенно жены моряка, если она, конечно, у этого моряка есть.
У меня была. Очаровательная и миниатюрная молодая учительница начальных классов. Встретились мы в Ленинграде, случайно, прямо на улице. Ещё, будучи курсантом мореходки, ехал я на свиданье к одной девушке, а встретил на остановке другую. И забыл всё на свете, потерял голову, говорил глупости,  лишь бы она мне отвечала и осталась со мной. Как нельзя пригодились заранее купленные билеты в кино. «Центровой из поднебесья», так назывался этот фильм. А, уже выходя после сеанса, руки мои легли на осиную талию девушки и сошлись вместе. Разве ТАКАЯ бывает!
Но чудом было другое – на следующий день в Ленинградском метро я опять случайно встретил эту свою новую знакомую. Разве ТАК бывает! И понял, что это судьба, если в таком большом городе может случиться такое и мне дают понять те, «кто за нами наблюдает» - не прозевай свою «вторую половину»!
На момент написания этих строк за плечами уже 37 лет совместной жизни, и я даже перестал следить за тем, как эта годовщина называется. Причём сколько я знаю свою жену, столько она и была учителем. Это такой род благостных людей, которые служат своей стране и своему призванию всю жизнь, не за почести, не за награды, не меняя школы, не меняя профессии, не ища никакого признания или благодарности от государства. И государство именно этим им и отвечает – никакого признания, никакого внимания, и никакой награды, хоть это и государевы люди. За весь свой 37 летний педагогический стаж моя супруга не получила НИЧЕГО от государства. Даже какой-нибудь бумажки в виде настоящей почетной грамоты. Иначе говоря, это обычные рядовые на «фронте» образования, забытые и непризнанные.
Ну как же так, скажете вы, им же столько цветов несут и на день учителя и на 1 сентября…
Чему я всегда искренне удивлялся, ведь вполне достаточно одного букета от всего класса.
НУ НЕ ЕДЯТ УЧИТЕЛЯ ЦВЕТЫ! И козы у нас никогда не было и совершенно точно не будет. Не было у нас тогда и квартиры, только комната в коммуналке. Но и этого для начала  было  немало, по крайней мере, не общага. Конечно же, я всю голову сломал, как бы улучшить жилищные условия. Уже тогда практиковалось «подмазывать» чиновников при распределении жилья, но я и слова-то такого не знал - взятка. Просто собрал все необходимые документы и пошёл вставать в очередь на улучшение жилья. Девушка мне попалась молодая, но уже явно желающая кормиться со своего «прихода». Уж она мне и так подмигивала и эдак, строила гримасы и рожицы. Я всё не мог понять – что с ней такое происходит, что за лицевой тик приключился. Видя, что клиент «не догоняет», она прекратила гримасничать и всё же поставила нас на очередь. На законных, естественно, основаниях. Что очень пригодилось для дальнейшего шага. А шаг этот планировался смелым и отчаянным.
Непосредственным соседом через стену нашей комнаты был следователь с Литейного, с женой и детьми. Работал он в управлении внутренних дел. На доход от этой работы и, особенно от дивидендов благодарных клиентов,  он за два года, не напрягаясь, купил трёхкомнатный кооператив, и они в какой-то момент с удовольствием покинули нашу коммуналку.
Их комната по закону должна была достаться нам, мы ведь стояли на очереди. Но червь сомнения грыз мою душу, вдруг что-то  пойдёт не так и я сделал шаг, который изменил историю семьи.
Тут надо пояснить читателю, что такое ленинградская коммуналка и как исторически возникла её конструкция. Как правило, эти старые дома прежнего Питера были раньше доходными домами. В них снимали квартиры представители среднего класса, как правило, это несколько комнат, все смежные и отдельный коридор для прислуги. Слуги разносили еду, сновала туда-сюда и при этом совершенно не беспокоили барскую семью, ведь у них были свои двери для прохода между комнатами.
После революции же выяснилось, что жить надо коллективно. Занимать отдельные квартиры это излишество и буржуазный пережиток. Поэтому заселять стали по нескольку семей в одну квартиру, чтобы веселее жилось. С этой целью заделали все смежные двери - замазали штукатуркой и получились знаменитые ленинградские коммуналки – длинный коридор и много – много комнат с входами в каждую из этого коридора. Количество комнат в квартире могло быть самым разным.
Так вот, увлечённый тягой к подвигам и благополучию семьи, зная эту особенность таких квартир, а именно наличие замазанной двери в освободившуюся комнату, я вооружился надёжной «фомкой» и, простукав стену, кардинально решил эту проблему – соединил наши комнаты, вскрыв законсервированную дверь. Нельзя было терять ни минуты – ведь соперник шёл по пятам и дышал в затылок. Дверь оказалась в полной исправности и именно там, где я и рассчитывал. Двустворчатая, настоящая деревянная дверь из прошлого времени была просто великолепна. Под штукатуркой она совсем не пострадала. Даже краска была как новая. После этой спецоперации комнаты стали смежными. Теперь по моему плану оставалось только получить положенный по закону ордер. И в этом никто не мог отказать – закон есть закон. В районной администрации мне его выдали.
Вернувшись домой, радостный и окрылённый этим документом, я был поставлен перед фактом взлома дверей в наши комнаты. Соперник сделал свой ход – попытался занять жилплощадь, «халявную» на его взгляд. В моё отсутствие приходил человек, вскрыл замок и в шоке обнаружил там открытую дверь к соседям. И разочаровавшись, ушёл, даже не дождавшись меня для выяснения отношений.
Я не был слишком гордым, чтобы не поставить все точки над i, сам нашел отступившего неприятеля, и эти точки поставил. Выяснилось, что «большой дом» хотел «отжать» у района эту освободившуюся комнату. Но мои оперативные действия позволили сорвать их планы. Этот человек сдался, увидев мой ордер, сказал, что больше претензий не имеет и на этом мы разошлись. Так наша семья стала обладать уже двумя комнатами в этой коммуналке. Жить стало гораздо легче, а значит ещё веселей!
Из-за редких заходов в порты добытчиками дефицита мы были никудышными. Получали инвалютные чеки после возвращения на большую землю, продавали их у магазина «Альбатрос», потому что удачно их потратить могли только завсегдатаи, дежурившие у входа. Иногда можно было встретить там своих однокашников по мореходке и узнать, как у кого сложилась судьба. Если с утра ничего не выбросили в продажу, то и делать там было нечего. Продажа чеков была ещё тем развлечением, могли «кинуть» профессиональные обманщики – «кидалы», в принципе могли быть подставы, облавы и прочие особенности валютных магазинов, поэтому друг друга мы прикрывали, да так, чтобы это не бросалось в глаза. Меня прикрывал Коля Смагин, душа человек и верный товарищ. Он и сам занимался чем-то вроде модного тогда каратэ и нас этому учил и тренировал. К сожалению, он очень мало прожил, ушёл от нас в самом расцвете сил. Но его уроки и бойцовские навыки не прошли даром, иногда может быть, помогая спасти жизнь в бою с бандитами. Но это было потом.
Так вот, к чему это я про чеки. Как-то вернувшись из плаваний, продав чеки, получив зарплату, мы всей семьёй отправились в Петушки. А тогда в стране ничего вроде бы импортного в свободной продаже не было, но с другой стороны всё было, и при этом по госценам и всё самого лучшего качества. На государственном уровне делались закупки профессионалами своего дела, и по предметам быта, и по одежде, и по продуктам. Но только вот распределялось всё это только среди людей, допущенных к «кормушке». А мне совершенно случайно удалось эту кормушку вскрыть, скупить и в результате одеть свою ненаглядную без всяких там «Альбатросов» в обычном универмаге городка Петушки.
А дело было так.
На кармане у меня, как вы уже поняли, была относительно большая сумма денег, если сравнивать, конечно, с карманными капиталами среднестатистического советского труженика. И просто так, гуляючи, заходим мы в Петушинский универмаг. А вдруг в это же время, начинают выносить со склада в зал импортную одежду самого высокого качества. Видимо была дана команда выбросить в продажу «для своих» весь этот дефицит. Но «свои» почему-то замешкались, и на раздаче внезапно для местных «богов торговли» возник я, со своей «кубышкой». Когда я, как клещ уже вцепился в несколько вещей, продавцы запаниковали и стали отказывать в продаже, типа это только для заготовителей грибов или ягод. Дешевый трюк! Там были отличные вещи,  плащи, курточки, всевозможные костюмы, которых я потом никогда больше в продаже не видел, даже когда в стране победил капитализм.  Я искренне и дико возражал,  какие такие заготовители! Ничего не знаю! Я плачу деньги, а вы обязаны мне всё это продать. В итоге они сдались, и почти на всю наличность я одел свою любимую полностью и надолго. Мне, правда, ничего не перепало, размеры у меня очень редкие, но я к этому особо и не стремился.


Рецензии