100. Страх Божий

Начало премудрости - страх Божий.
О чем?
Какой премудрости?
В чем суть страха Божиего?
Как можно бояться Жизнодавца?

Дети, которых родители не пороли в детстве "в воспитательных целях", не в состоянии внять в себя идею страха Божиего, потому что это именно начало премудрости, и родившийся глупцом вряд ли имеет шанс родиться еще раз умным: глупость излечима, если не подзапустить эту болезнь.

Есть несколько уровней сознания, это скажет любой, кто связан с психологией, психиатрией, нейропсихологией и так далее: существует понятие "точка фокусировки мышления", она включает в себя представления о своем месте в географии проживания, в социальных координатах проживания, в личном статусе относительно всего этого и - неизбежную привязку к общепринятым способам сохранения себя в мироздании. Так мы переключаемся с мыслей о "что покушать" на мысли "чью картину купить в гостиную" - вроде, мелочи, но если меня периодически посещает губернатор, то я не куплю для обеда кило картошки и селедку с бутылкой водки, и не повешу на стену вырезку из газеты. Опять же, если я в принципе к себе в квартиру никого не впускаю ("не принимаю", если по старинке), то - тоже не куплю бутылку водки и не повешу на стену вырезку из газеты. И не потому, что "а вдруг придут?!". И не для этого я навожу порядок в квартире регулярно, и не для этого ношу дома пиджак и брюки с галстуком в тон. Это нужно мне для того, чтобы держать точку фокусировки мышления на уровне, обеспечивающем выживаемость в том атмосферном слое, где мои персональные координаты "по жизни" относительно мироздания.

Воздушные потоки отношений-действий-жизни других людей - вот, что диктует привязку точки фокусировки мышления: я отрицаю драные треники дома не потому, что это "дешево и безвкусно", просто я в драных трениках не могу писать литературные эссе, меня тянет в драных трениках на частушки, зачастую - матерные. Я пью натуральный кофе не потому, что это - статус. Просто я знаю, что такое "растворимый" с мистической точки зрения: если я поведусь на формулу "побыстрее, не дожидаясь турочки", то вместо моих эссе будут покупать сканворды. Тоже полезно, развивает мышление, но... Мне-то нужно, чтобы покупали мои эссе. И так далее.

Дети, которых пороли в детстве, усвоили это на очень глубоком подсознательном уровне. Потому что пороли их родители как раз за то, что родители - в костюме тройке и галстуке в тон, а чадо все норовит обтянуть шортами пятую точку и - на улицу! Ловить тех, кто в галстуках. Потому что пороли их родители за недоеденные куски хлеба, невнимательное отношение к курам, плевки помимо урны - на все то, что автоматически расточает нажитое родителями "добро" - географию, социальное отношение и личную точку фокусировки мышления. Дети, которых пороли в детстве, на глубоком подсознательном уровне, не сосредотачиваясь не отвлекая драгоценные жизненные ресурсы, автоматически выбирают те стереотипы поведения, которые удерживают их на плаву.

И это имеет столь же мало отношения к страху Божию, как иньекция инсулина к исцелению через наложение рук Сергием Радонежским.

Другое дело, что дети, которых пороли в детстве, как правило были пороты верующим родителями, потому что только такие в состоянии пороть разумно, зная, что и зачем делают: Бог дает географию проживания, социальный статус и фокусировку точки мышления. Он же может и отнять по нерадению. Удобнее выпороть чадо самому - тем и Богу показываешь, что Его любишь больше, чем чадо, и чаду то же самое не грех понимать (Тарас Бульба), и - боязнь в отношении родителей проходит мгновенно, потому что на том же подсознании очень глубоко прошиты ихние бессонные ночи в молитвах за чадо, а страх утратить нажитое родителями через осознание "Бог дал" постепенно с годами трансформируется в "Бог и отнять может". То есть - ни один человек не в состоянии это сделать, если Богу угодно НЕ отнимать.

В этом - начало премудрости.

В том, что "аще не Господь созиждет - всуе зиждущие", Вавилонская башня тому наглядная иллюстрация, впрочем - это давно было, Новый Завет оказывает парадоксальное: "Или, Или, лама савахфани?" - кто убил Сына Божиего? Он был не угоден Богу? Бог "отменил" Преображение и отнял Свои слова: "Се, Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!"?

Наверное, вопрос в том, что Иисуса Христа мало пороли в детстве и не научили "держаться за статус". Мать разбаловала излишним почтением (каждое Его слово в сердце складывала), Иосиф, "сразу напуганный" Ангелом, поди, и пальцем ни разу не тронул, а больше у Него и не было никого, кто мог бы выпороть. Вот и вырос этаким отщепенцем - сказано в субботу "лечь и помереть", надо ложиться и помирать, а Он - исцеляет, поганец... А чуть что вразумлять - наговорит на первый взгляд дури какой-то, а от нее аж в бешенство люди фарисейские и саддукейские приходят, и вот что хочешь с ним то и делай!..
Только логично, что от такого Сына рано или поздно Отец отрекся и отдал на распятие.

Не было в Нем страха Божиего. Не было и начала Премудрости - бинарная логика не дает иных вариантов осмысления Священного Писания. Наверное, распятие было для Иисуса Христа именно распятием - полным растворением в человеческой природе, значит - и в бинарности тоже, и поэтому не ложно, а вполне искренне: "Или, Или, лама савахфани?".

Страх Божий. Сына Своего не пожалел - нас ли пожалеет? Не страшен ли Бог? Не человеконенавистник ли Он? Только и делает, что насылает потопы на мироздание, один за другим, один за другим, и кто бы напомнил Ему про радугу? Самовластие. Всевластие. Всеблагость - Ему наши страдания "ни во что приходят"...

Это ли - страх Божий?

Да, наверное, это похоже на страх Божий первых людей. Первых ветхозаветных и первых новозаветных людей, хоть сколько-то знающих Бога. Следующие, которые верят в Воскресение, боятся другого - они знают о вневремении, и что "точка распятия" оживает по мере того, как находится Иуда, предающий Господа, и заставляет снова и снова страдать Господа, и тому уже есть много подтверждений церковным преданием.

"Вторые" люди боятся распять Господа, распиная. Парадокс? Нет, бинарная логика: Если Бог в Троице, и если Он в Троице Всеблаг, то - можно ли Его распять еще раз? Либо Он не Триедин, либо не Троично-Всеблаг, либо - врет кто-то на этот счет что-то. Кто? Пречистая? Она несколько раз являлась людям, укоряя за недостойное поведение, распинающее Господа снова и снова.

Никто не врет. Распятие длилось вечно - Он же принял на Себя грехи всех-всех людей. Но и Воскресение длится вечно.

В чем же страх Божий?

Удобнее всего опять через логику:
- тело боится Бога в силу инстинктов - страх смерти никто не отменял.
- душа боится Бога, потому что это в принципе суть рецептор-локатор, нацеленный на Бога, и - ну, ни один ребенок не пойдет к родителю, когда тот гневается, чтобы не попасть под горячую руку, насколько же душа более тонка по отношению к Богу? А Бог в основном гневается на нас.
- плоть тужится обожиться. Душа требует, потому что - ну, она же знает, что ей надо будет рано или поздно "совсем к Богу" в бесплотном виде, и если за жизнь душа привыкнет только бояться Бога (поскольку Он в основном гневается на человека, обремененного плотью), то после смерти мытарства гарантированы.
- дух. Вот то, что никогда не боится Бога, если это дух Любви, Веры, Премудрости. Нечистые духи - да, знают Бога и боятся Его, но не так дух Любви, Веры и Премудрости.

Наверное, не суть важно, с чего начинать бояться Бога. Главное - научиться Его НЕ бояться. Иоанн Богослов.


Рецензии