Дебют
Моя мама подарила мне вместе с жизнью музыкальный талант. Еще в раннем детстве, я пытался петь. По-видимому, у меня был хороший слух и детский дискант. В школе голос ломался - происходила мутация.
То тенор, то бас, то фальцет - я так измучился, что в пору плакать. В старших классах школы я заинтересовался не только песнями, и, вообще, музыкой.
Это стоит объяснить. Я учился в 1945 - 55-е годы. У нас в комнате висел картонный репродуктор. Он транслировал только одну программу – государственную. Это была агитация, «новые» новости и музыка.
Музыка состояла из трех видов: народная, эстрадная - легкая и классическая - серьезная. И классики было больше всего. Может быть, мне нравились классические мелодии, я не помню.
Репродуктор не выключался, он работал целый день, начиная с шести утра, когда раздавался гимн Советского Союза, до 12 часов ночи. Неудивительно, что я с самого детства, не замечая того, впитал в себя большую часть мелодического материала. И, когда стал интересоваться музыкой, она возникала, как бы из небытия.
Особенно мне в детстве понравились три мелодии. Намного позже я узнал, что это - неаполитанские песни. Как всегда, интерес возник из чтения книг.
Я читал книги без разбора, подряд. Так случилось, что я прочел массу книг о композиторах, пианистах и певцах. Знаменитые фамилии звучали во снах и наяву. По сути дела, я по книжкам изучал историю музыки.
Будучи студентом, я два года брал частные уроки игры на фортепьяно и после ежедневных шестичасовых упражнений настолько овладел техникой, что играл Баха, Бетховена, Шопена, Рахманинова и много преуспел.
В мечтах, я собирался бросить инженерию и стать пианистом, но не решался. И мама, которая никогда меня ни к чему не принуждала, не одобрила бы этого поступка.
А потом, не сразу, а на третьем курсе, я ощутил едва слышный толчок: кончалась мутация. Нестерпимо захотелось петь. Я ничего не знал. Вспомнил пленительные мелодии детства.
И я запел. Сначала, неуверенно, прислушиваясь к незнаковому звучанию голоса. А потом, не мог остановиться, привыкая к новому ощущению. И, конечно, вспомнились с детства любимые песни. Я физически наслаждался звучанием моего голоса, забывая все на свете: и коммунальную квартиру, и соседей, и позднее время.
И только громкий стук в стенку заставлял меня прекращать издевательства над соседями.
2
Я разузнал, что у нас в КПИ действует студенческая хоровая капелла. И как раз шел набор, о чем извещали объявления в коридоре . Туда я и направился.
Постучал. Женский голос ответил:
- «Да».
Я вошел. Огромная комната, сплошь заставленная стульями, посредине черный блестящий рояль . За роялем красивая женщина и высокий, статный молодой человек.
Позднее я узнал, что это была руководительница капеллы и солист капеллы (через много лет он станет ведущим баритоном в Киевском Оперном театре имени Шевченко, а потом его директором). Они вопросительно смотрели на меня.
Я, запинаясь, спросил:
- Можно попробовать в капеллу?
- Конечно можно! - женщина улыбалась, - Какой голос? - спросила.
- Не знаю.
- Как не знаешь? Мутация не закончилась?
- Похоже, закончилась, но, может, не совсем.
- Спой что-нибудь!
- Я не знаю.
- Стесняешься? Молодой еще. Это не дело. Певец должен быть смелым. Смелее! - Не дожидаясь ответа, она кивнула мне, положила руки на клавиши и начала играть арпеджио: - На «А», пожалуйста!
Я начал петь, вокализируя на гласную А, повышая тональность на полтона. Она остановилась на тональности фа-мажор.
- Прекрасный голос! - она улыбалась, - теплый тембр, нам подойдет. А ты что скажешь, Толя? – обратилась к молодому человеку.
- Похоже, баритон, - сказал тот, - партия баритонов пополняется. Милости просим в нашу команду. Он протянул руку, представляясь, - Анатолий Мокренко, баритон, солист капеллы КПИ, - торжественно произнес он.
Сейчас, спустя много лет эта торжественность кажется смешной, а тогда я преисполнен был гордости. Так я вступил в замечательный хор, знаменитую капеллу КПИ.
Мне все там нравилось, без исключения. Возбужденный, я в первый раз пришел на репетицию. Я поразился количеству студентов, которые поют. Я насчитал больше сотни хористов. Половина, приблизительно, - девушки.
Сидели строго по партиям: сопрано, альты, тенора, басы и баритоны. Роздали хоровые партии. Ноты я знал и умел играть на фортепьяно. За роялем сидел концертмейстер, из наших студентов. (Впоследствии, Гера Поляк, закончил консерваторию по классу фортепьяно и стал деканом консерватории имени Чайковского).
Мы учили Реквием Моцарта. Это было неожиданно, и мне понравилось - серьезная классическая музыка, серьезный латинский текст.
Петь в хоре было легко и просто. Я сидел в баритонах, сзади басы. Я хорошо слышал голоса, хорошие голоса, поющие рядом, но это было не то, что я хотел слышать.
С тех пор как я заинтересовался пением, стал посещать нотный магазин на Крещатике и покупать ноты и книги. Особенно, в букинистическом отделе. Там я купил книгу «Искусство пения» М. Виардо и прилежно начал изучать.
Меня поразили две вещи. Мой голос делился надвое: с одной стороны, внизу он звучал, как сильный и грубый, с другой стороны, начиная с ми первой октавы и далее, как нежный и звучный до соль второй октавы.
Но неужели это мой собственный голос? И баритон, и тенор? Так не бывает. Я обратился к М. Виардо и понял, что мой голос звучит в нижнем регистре, как баритон, в верхнем это фальцет, точнее микст.
Когда-то, еще до Энрико Карузо, тенора пели фальцетом, потом микстом, а после Карузо, вернее, после Дювалье, французского певца, певшего грудным звуком в верхнем регистре, тенора поют грудью всё. Я это понял, а как добиться этого, не знал, но верил, что добьюсь. Я хотел всей душой петь тенором.
3
На 4 курсе КПИ нам предстояла военная служба. В институте существовала военная кафедра. После окончания КПИ мы выходили офицерами, младшими лейтенантами. Пришлось и мне отслужить, но я не думал, что будет так весело и приятно.
После окончании весенней сессии, мы отравлялись в лагеря, в действующую военную часть в городе Золотоноша. Мы назывались курсантами, и в военной части командиры из них образовали роту.
Трудности и неприятности, конечно, были. Но приятного намного больше и запомнилось еще выпуклее. Сначала о трудностях.
В моей группе, среди молодых 20 летних студентов, учились двое пожилых, принятых в институт по квоте после армии. Эти студенты, в основном, 30 летние и больше, все школьные знания забыли, и с трудом, кроме марксизма – ленинизма, постигали науку.
По студенческой традиции, мы помогали им, объясняли, что не понятно, давали списать.
В лагере, в роте курсантов этих людей опытных, отслуживших в армии, назначили командирами взводов и старшинами. Как только они получили власть над рядовыми курсантами, тотчас они переменились: - стали злыми, недоверчивыми, жестокими.
Куда делась недавняя дружба между студентами, где мы помогали друг другу, не исключая «стариков»?
Командиры несли службу, как они понимали: - жестоко, злобно, не считаясь с возрастом, воспитанием. Они ненавидели недавних «маминых сынков», но они забыли, что через 1,5 месяца лагерь закончится, и они вернутся к прежнему положению.
А «мамины сынки» вряд ли забудут, те унижения, которые довелось вытерпеть им. Но я отвлекся, возвращаюсь к моему рассказу.
Мы тесно разместились в большой комнате на досках, покрытых тюфяками. Настолько тесно, что перевернуться на другой бок можно было только вместе - по команде.
Режим дня, - как в военной части. Подъем – в 6 ч., а потом, как по маслу: зарядка, построение, завтрак, учебные занятия, обед, учебные занятия, свободное время, ужин, свободное время, и, наконец, отбой в 22 ч.
Еда скудная, мне запомнилась только перловая каша. На завтрак перловая каша с хлебом и с кусочком масла, и бурда под названием чай.
На обед суп или борщ, не разберешь, с гнилыми овощами и неизменная перловая каша, и на ужин чай с хлебом и с сахаром. Как привыкнуть 20-летнему мужчине к такому питанию? Не мудрено, что мы все ходили голодными и мечтали о еде.
Но были приятности. Мы оказались в роте курсантов вместе с Борькой Дядищевым, моим однокурсником, с которым мы учинись в одной группе.
Дядищев был знаменитостью в институте. Его все знали. Музыкант, он был родом из Донбасса, баянист - виртуоз. Талантливый парень. Он организовал ансамбль из студенток, под названием «Сестры Дядищевы». Они хорошо пели и пользовались бешеной популярностью среди молодежи.
Поскольку, мы учились в одной группе и хорошо знали друг друга, в роте курсантов мы разместились рядом и спали рядом.
4
Вскоре к нам пожаловал большой начальник - командир дивизии, генерал, с большой свитой, посмотреть, как мы устроились. После официальных построений, речей и доклада по международному положению, начальники спустились в народ, в специальное место для курения.
Курсанты окружили командиров, задавали вопросы, высказывались разные пожелания. Бойкий курсант, по-моему, одессит, который знал Дядищева обратился к командиру дивизии и сказал:
- Товарищ генерал, у нас есть среди курсантов талантливые музыканты, певцы, а главное, дирижер. Он может организовать небольшой оркестр , и мы можем выступать перед солдатами и перед публикой.
Генералу это понравилось. Он не прочь был покрасоваться перед молодежью.
- Хорошая идея, я одобряю! Ты слышишь? - обратился к стоящему рядом замполиту, - это по твоей части!
Замполит все организовал. Борис Дядищев и его команда была освобождена от всех занятий. Борис назначен был отбирать курсантов, способных к музыке. Само собой, я был включен в команду. Борис, кроме пения, предложил научить меня играть на контрабасе.
В военной части имелся набор музыкальных народных инструментов, купленный, должно быть, спьяну. Никто на них никогда не играл. Борис сам почистил, настроил, привел в порядок все инструменты. Контрабас оказался большой балалайкой - басом.
У нас оказались люди, способные играть на кларнете, фортепиано, гитаре, баяне, мандолине, контрабасе. Кроме того, были певцы: - бас и тенор. Я пел в капелле КПИ баритоном, а дома - тенором, так я тогда полагал.
Бас, по фамилии Троцан, вообще не был певцом. Он обладал чудесного тембра басом, наподобие Левитана. Когда он громко говорил, в душу вползала дрожь. Мы с Борисом считали, что с таким голосом не петь нельзя. Одессит, Олег, прирожденный импресарио, взял на себя организацию выступлений.
Дядищев и Олег составили программу выступлений. Олег радовался, мечтая о предстоящих гастролях по военным частям. Лишь бы не работать, а рассказывать анекдоты. Например:
- У вас красивые зубы!
- Это от мамы!
- Хорошо, что подошли!
Ежедневно после завтрака наша команда выходила на репетицию. Если все остальные курсанты страдали от строевой или отлынивали от учебных тренировок и бесконечной муштры, мы, напротив, с энтузиазмом работали, и результаты последовали.
Замполит, полковник, опекавший нас, был приятно удивлен, когда мы сыграли 60% программы. Он оказался культурным человеком. Он даже договорился с первым секретарем горкома Золотоноши, в порядке шефской помощи, предоставить городской театр для первого концерта.
Он посоветовал нам посетить театр для ознакомления со сценой.
5
Городской театр оказался зданием дореволюционной постройки с огромной сценой, ярусными балконами, пышными драпировками. Впервые я очутился на огромной сцене и растерялся. Казалось, не хватит моего голоса, чтобы заполнить огромное пространство сцены и зала.
Подошел пожилой работник сцены и, оглядывая меня, спросил:
- Ты будешь выступать в концерте, сынок? Ты поешь или танцуешь?
- Я буду петь.
- Ты учился пению?
- Только учусь.
- Тогда я объясню кое-что. У нас в театре в зрительном зале акустика великолепная, микрофона не требуется. Будет слышно великолепно. Когда будет генеральная репетиция концерта, я покажу тебе, где стоять, чтобы оркестр не заглушал твое пение.
- Что будешь петь?
- Неаполитанскую песню.
- Интересно! Люблю итальянскую музыку! У тебя тенор?
- Кажется, да.
- Обязательно приду послушать!
Я стал думать о микрофоне. До сих пор я пел только в комнате. А сейчас мне не давала покоя мысль, что голос мой не достаточно звучен, и, когда я буду петь на сцене, он не заполнит зрительный зал.
И я боялся. Может быть, в самом деле, попросить микрофон? Микрофоны тогда, в 1960 были плохие, некачественные. В них что-то свистело, шипело, щелкало. Динамики возбуждались, свистели, гудели. Смятение охватывало меня. Страшно стало, справлюсь ли?
Я вдруг осознал, что это выступление - первое перед публикой, и сразу на сцене городского театра. Борис успокаивал меня. Раз за разом я повторял мои песни, и звук моего голоса тоже успокаивал меня. Уверенность возвращалась ко мне. Наконец, я был готов. Более того, хотел, жаждал выступать.
На короткое время, у меня возникла проблема с воротничком гимнастерки. По Уставу, воротничок должен обязательно быть застегнутым на верхнюю пуговицу. Но, поскольку я не мог нормально дышать во время пения, я расстегивал верхнюю пуговицу.
Это вызывало дикую злобу окружающих офицеров. Каждый норовил наказать меня. Мне запрещено было под страхом внеочередных нарядов нарушать уставной стиль нашей одежды, то бишь, носить гимнастерку обязательно с застегнутым воротничком, даже на концерте, даже во время пения.
Дело грозило обернуться катастрофой: - я отказывался петь. Даже культурный полковник разводил руками - мол, Устав не позволяет, ничего не поделаешь. Выручил Олег, наш Одессит.
- Я знаю подходящий анекдот, - сказал он – но только надо выбрать правильно момент, когда генерал будет в хорошем настроении.
- Генерал приедет со всей свитой на генеральную репетицию, - заметил Дядищев, - и настроение будет у него отменное, я гарантирую.
- Тогда, подойдем вместе.
-
- Договорились!
6
Программа была обкатана и утверждена полковником. Был назначен срок концерта. Генерал ждал с нетерпением. Были приглашены гости - все городские власти. Концерт в городском театре обещал быть гвоздем сезона в Золотоноше.
Накануне состоялась генеральная репетиция на сцене. Как предвидел Борис Дядищев, генерал с полковником явились тоже.
Пришел мой знакомый работник сцены. Он принес микрофон.
- Это не тебе, - сказал он, - это ведущему концерта.
Как у тебя дела? Волнуешься? Дрожишь? - обратился ко мне.
- Это в порядке вещей. Как не волноваться перед выступлением?
Подошли к генералу Борис с Олегом.
- Товарищ Генерал, разрешите обратиться! - начал Дядищев серьезно. Генерал поморщился и улыбнулся, ему нравился Борис:
- Давай без официальности. Какие у вас проблемы?
- Никаких! - вступил Олег, - но, разрешите рассказать одесский анекдот!
- Валяй! - генерал заранее улыбался.
Олег рассказал нашему генералу анекдот.
- Приезжает некий генерал в часть с проверкой и видит, и удивляется - идеальная чистота. Окружающие объясняют: - это всё старшина Пиличук. Вызывают старшину Пиличука.
Генерал от лица службы благородит старшину Пиличука, а тот говорит: - «застегните воротничок на верхнюю пуговицу». Генерал опешил: «что, что?». Старшина Пиличук: - « я повторяю, застегните воротничок на верхнюю пуговицу».
Окружающие: - «Товарищ генерал, лучше застегните воротничок на верхнюю пуговицу, а то старшина Пиличук, два раза не повторяет».
Генерал рассмеялся, сказал, что все понял, обложил замполита по матери, а тот обложил дежурного офицера, а тот обложил старшину, и на том дело кончилось. Они все поняли, а я был счастлив, я свободно дышал всей грудью.
После беспрерывных стуков на сцене странной казалась вдруг наступившая тишина. Все приготовились начать генеральную репетицию. К микрофону вышел замполит.
Я запомнил лишь в общих чертах, что он говорил. Что-то о международном положении: - это было время Хрущева. Но я хорошо запомнил триумфальный концерт, который мы дали.
Борис Дядищев сочинил для нашего ансамбля попурри - фантазию, на разные популярные песни, которые в то время были модными. И мы с блеском исполнили это трудное произведение. Я играл на басу. Мы аккомпанировали Володе Трацану, который пел украинские песни.
У нас был так же музыкант, исполняющий соло на кларнете. Олег рассказал несколько анекдотов, и сыграл, и спел, аккомпанируя себе на гитаре, одесские песни.
Сам Борис Дядищев сыграл на баяне увертюру к фильму «Пятнадцатилетний капитан» Дунаевского и еще «Антракт ко 4-му действию оперы «Кармен» Бизе. Зрители, сидевшие в зале, принимали каждую вещь на Ура. (Позднее я узнал, дирекция отпечатала пригласительные билеты на генеральную репетицию).
И наконец, выступил я со своими неаполитанскими песнями.
7
Впервые я услышал неаполитанские песни еще в детстве. Их мелодии нравились мне безумно. Еще до мутации, я распевал их, не переставая, как птица. А сейчас, после мутации, когда голос мой окреп и зазвучал по- настоящему, я был уверен, что публике понравится мои песни.
Я приготовил три песни, все по-русски. (Я тогда не знал итальянского): - «Марекьяре», «Скажите девушки подружке вашей», и «Моё солнышко».
Первая «Марекьяре». Текст был нехитрый: «Певец вспоминает Марекьяре - деревушку на берегу моря. Там живет самая красивая девушка в мире, которую он полюбил и не может забыть.
О, Марекьяре, Марекьяре!». Но - музыка! Музыка - чудесна! Живая, веселая, задорная, несущая заряд оптимизма! Незабываемая музыка! С тех пор я влюбился в неаполитанскую песню и, вообще, в итальянскую песню.
Вторая песня - «Скажите девушки подружке вашей». До войны эту песню пел знаменитый тенор Лемешев. «Скажите девушки подружке вашей, что я не сплю ночей, о ней мечтаю. Что всех красавиц она милей и краше »
В школе я смотрел фильм «Любимые арии» с Джиной Лолобриджидой, Джино Бекки, Джильи. Там исполняет эту песню Тито Гоби. Я был потрясен, и голосом, и страстной итальянской манерой подачи звука.
Третья песня неаполитанского композитора Капуа «Моё солнышко». Все итальянские тенора пели эту песню. Она была признана в Италии лучшей песней всех времен. «Как светит солнце в час заката…».
И вот я вышел на огромную сцену. Прожекторы ослепили меня, зрителей я не видел. Огляделся, отставил стойку с микрофоном в строну. Дядищев подал знак, и зазвучала музыка вступления.
Я знал в себе это счастливое волнение. Слезы выступали на глазах, дыхание становилось быстрым и горячим. Как хочется петь! Когда я услышал свой голос, звучащий звонко и громко, тотчас успокоился и отдался мелодии. Аплодисменты грянули для меня неожиданно, как рокот прибоя, и долго не умолкали.
После моего выступления, шел заключительный номер ансамбля и генеральная репетиция закончилась. Тотчас зрители повалили на сцену. Разгоряченные, они благодарили и поздравляли с успехом. Концерт всем понравился. Генерал не находил слов:
- Ну, не ожидал! Ожидал, конечно, но такого не ожидал! - он обнимал Бориса Дядищева, поглаживал, мял его.
Видно было, что Борис нравился ему. Тем временем, к Дядищеву выстроилась очередь. Вслед за генералом его поздравляли все городские чиновники. Они моментально сообразили, кто самый главный организатор, а потом все остальные. Меня тоже поздравляли, хвалили мой голос.
Подошел ко мне мой старый знакомец и сказал:
- Хороший голос, итальянского тембра, но ты поешь фальцетом. Это хороший звучный, но фальцет! Фальцет не позволит брать верхние ноты сильно, как поют итальянцы. А ты должен научиться петь грудью.
Я не учитель пения, я не знаю, как показать тебе. Ты молодой, ищи! Сам ищи, терпеливо ищи, а найдешь, сам услышишь свой настоящий голос!
Концерт прошел так же успешно, как и генеральная репетиция. Генерал направил в наш институт благодарность.
Мы, наша команда, ходили героями. Нас освободили от трехдневных учений на природе, в палатках. Нашу команду не только не распустили, а напротив, мы систематически ездили по разным отдаленным гарнизонам и батареям с выступлениями, концертами.
Это называлась культурная работа в войсках. Когда мы закончили нашу краткую службу, то привезли в институт целый ворох грамот, и нам зачли лагеря как офицерскую подготовку. Предстояли летние каникулы. А мне предстояла мучительная работа.
8
Снова я окунулся мир музыки и пения. Каждое утро я оглашал дикими звуками, не сказать криками, с точки зрения соседей. - Все это не то, не то! – повторял я.
Позже, я прочел в воспоминаниях Марио дель Монако то же самое. Он служил в армии и пел в казарме. Сержант говорил ему: «Марио, если ты хочешь реветь ослом, будь любезен, выйди из казармы».
Я тоже ревел ослом. Я спешил, что-то неуловимое в голосе нащупывалось, что-то проступало. Какая-то сила. Ощущение грубой силы в голосе. Медленно, но неуклонно нарастала физическая сила в моем голосе.
Каждый день я ощущал это нарастание. Еще чуть-чуть, еще! И, наконец, свершилось! Я запел прикрытым грудным звуком. Чувство огромной силы и благородства звука охватило меня. Казалось, я вступил в новое бытие. Голос мой зазвенел металлом.
Конечно, мой голос - это не Карузо, смешно даже сравнивать, но все же хоть, чуть-чуть, похоже! Я сознательно подражал великому певцу, что извинительно, ведь я был так молод!
И я мечтал: - я буду петь! Как хочется жить! Как хорошо жить на свете! Дышать, думать, слушать музыку! Мечтал поступить консерваторию и закончить ее, и петь в опере. Я мечтал о многом…
Но первым делом надо было закончить КПИ. Когда я закончил институт, шел 1961 год, и мне было 22 года. Три года подряд я поступал на вокальный факультет Киевской консерватории. Меня не принимали.
Начали принимать евреев в Киеве с началом перестройки в 1985. Я еще пел, но моё время прошло . Меня приняли в Киевскую консерваторию, но на отделение композиции, мне было уже 45. Все же вторая молодость пришла, и я ощутил ее во всем величии. Но это уже другая история.
Тель-Авив. 2018 г
Свидетельство о публикации №218112201081
В начале текста много повторов буквы "я"...
Виталий Нейман 18.02.2024 07:04 Заявить о нарушении