Атаманы Войска Донского

В годы Революции и Гражданской войны в России в 1917-1922гг. особую роль в сопротивлении большевикам сыграли те, чьи интересы могли быть ущемлены рабочим классом. Не удивительно, почему центром активного сопротивления большевикам становились территории казачьих войск, которых возглавляли их атаманы. Как же видели казаки своих атаманов? Почему из почти обожествленных они стали почти безликими? Эти вопросы мы задаем казакам Всевеликого войска Донского.

«Без  репрезентации нет репрезентуемого – без политической репрезентации нации лишена подлинного политического бытия», - так писал известный голландский исследователь Ф. Анкерсмит относительно проблемы демократического представительства[1]. По сути своей автор говорит о том, что между тем, что есть на самом деле, и тем, что мы об этом знаем, существует непреодолимая пропасть. Представительство нации может происходить при этом в двух формах: в органе народного представительства или в одном лице. Репрезентация нации в таком случае происходит через процедуру выборов, результат голосования по которым и является выражением воли народа, а соответственно народ вкладывает в своего кандидата свое желание быть представленным через него. Иначе репрезентацию можно понимать в смысле создание обобщенного образа отдельного человека и государственного института через средства массовой информации для народной массы, которая в этот момент воспринимает этот образ как идеальный и существующий на самом деле. 
Мы в свою очередь попытаемся применять данный подход к исследованию роли феномена руководителя (атамана) Всевеликого войска Донского в годы Гражданской войны 1917-1921гг. и эмиграции. При этом важно сделать одну важную оговорку – феномен атаманства в истории казачества, а особенно в эпоху «Русской Смуты», имеет особую, практически сакральную роль. Это определенный человек, который берет на себя всю полноту власти, предоставленную ему со стороны Большого Войскового Круга донских казаков. В свою очередь Круг имеет право, как назначать атамана, так и снимать его, если он не выполняет своих политических функций[2]. Любопытным моментом является тот факт, что про добровольную передачу власти от одного атамана к другому не говорится, но при этом сложить с себя таковые функции возможно.

Однако все эти моменты будут характерны для среды казачества по большей части после февральских событий 1917 года. Как писал историк и современник событий революции С.Г. Сватиков, порядки после внесения изменений в положении донского казачества, проведенные при Александре III, в правление Николая II фактически не изменились. Положение Донского казачьего войска (возникло еще в середине XVI века как определенная территория, где в будущем уже было создано войско) значительно изменилось сразу после февральского переворота. Уже в начале марта 1917 года наказной атаман граф М.Н. Граббе был снят с должности. Власть над войском перешла к Войсковому Кругу.

19 июня под давлением большей части казаков (кроме фронтовиков и жителей определенных частей Дона) впервые за почти двухсотленюю историю Войсковой Круг избрал генерал А.М. Каледина в качестве атамана войска[3]. О церемониале по окончанию Круга писал современник Н. Мельников: «Несколько сот членов Большого Войскового Круга, при громадном стечении народа после выборов торжественно направились в Войсковой Собор, во главе с новым Атаманом… Алексей Максимович, осененный старинными бунчуками, шел, имея в руках древний пернач, и впереди процессии колыхались знамена Отечественной войны и другие регалии, вынесенные из Войскового Музея»[4]. Атамана знали военачальники, но не страна.  Огромнейшее внимание к себе приковало его выступление на Московском государственном совещании августа 1917 года. Здесь донской атаман высказался за ужесточение внутренней дисциплины в армии, отмену комитетов, доведение войны до победного конца и пересмотр декларации прав солдат (атаман требовал дополнить ее обязанностями)[5].

А.М. Каледин стал меняться в представлении большинства жителей только после большевистского переворота в Петрограде. 25 октября в целях защиты от большевиков Войсковое Правительство во главе с атаманом Калединым были вынуждены объявить о переходе всей полноты власти к ним. Уже 10 декабря была сделана окончательная попытка создать единственную законную власть на территории войска. Сами казаки считали, что именно в этот день началось самостоятельное существование республики[6].

Атаман становится крайне популярной фигурой на территории войска. Однако популярность атамана основывается на тех решениях, которые будут актуальны именно для донцев. У атамана появляется своеобразный легитимизированный авторитет. После прибытия на территорию Юга России будущих основателей Добровольческой Армии, именно под давлением казаков А.М. Каледин вынужден заставить А.В. Алексеева, Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина уйти с территории войска вместе с офицерами своей организации[7]. Распад фронта под командованием В.М. Чернецова, который единственный имел серьезную опору для атаманского правительства привел к тому, что сам генерал Каледин не выдержал позора и покончил жизнь самоубийством[8].
 
«Каледин – это полубог, это почти что нечто абстрактное в плаще военачальника», - писали об атамане уже в 1918 году[9]. Особая атмосфера воцарилась на Дону и после самоубийства атамана 29 января 1918 года. Деникин написал: «Калединский выстрел произвел потрясающее впечатление на всех»[10], правда после смерти Каледина выбранный на несколько недель его преемник атаман генерал  А.М. Назаров был арестован прибывшими большевиками и на Дону установлена советская власть, пусть и ненадолго. А вот про его предшественника в 1918 году писали достаточно. Один из казаков написал впоследствии: «Погиб Каледин, но его героический образ будет служить вечным памятником великого служения долгу»[11]. «Казачьим Иваном Царевичем» окрестил умершего атамана войска публицист В. Севский[12].

«Атаман post scriptum», - такое название получил промежуточный атаман 1918 года[13]. При Каледине атаман А.М. Назаров являлся походным атаманом, т.е. начальником штаба войскового атамана. Его работа в качестве атамана продолжалась всего лишь две недели – 30 января – 18 февраля 1918 года. К достижениям атамана следует относить призвание под ружье донцев от 17 до 55 лет для оказания сопротивления большевикам. Атаман обладал безусловной поддержкой со стороны Войскового Круга, который заседал в Новочеркасске 4-12 февраля[14]. Однако, поддержка со стороны верных казаков была не столь значительной, как верил сам атаман. Как вспоминал генерал А.С. Лукомский, Назаров был уверен в том, что его как атамана войска большевики при захвате Новочеркасска не тронут. Одно было очевидно – выборный атаман был уверен в том, что выполняет свой долг. «Генерал Назаров… сказал, что он убежден, что его не посмеют тронуть, а затем добавил, что если он ошибается и погибнет, то погибнет так, как завещал покойный атаман Каледин, сказавший, что выборный атаман не смеет покидать свой пост»[15]. 12 февраля во время заседаний Войскового круга, перешедший на сторону большевиков контингент казаков и сами партийные деятели, арестовали атамана и членов его правительства. Сам Войсковой круг был распущен, а на Дону была установлена советская власть.  В ночь на 18 февраля атаман Назаров, так веривший, что освобожденный при его непосредственном содействии войсковой старшина Н.М. Голубов, не тронет своего покровителя, был расстрелян вместе с другими руководителями Свободного Дона. 

Однако, память о Назарове оказалось мимолетной. Он стал переходной фигурой от известного Каледина к советскому времени, хотя стал донской жертвой в понимании казаков.

Последующий период в истории казачества, пожалуй, наиболее нестабильный. На протяжении 1918-1919гг.  казачество несколько раз меняло свою внешнеполитическую ориентацию. Подчас внешняя политика целиком зависела от атамана, который в этот момент стоит во главе войска. Отсюда и те проблемы, которые возникали в общественном сознании и те образы, которые были нужны большинству.

Восстание на Дону против большевиков началось со станицы Суворовской 18 (31) марта 1918 года, которое быстро переросло во вседонское сопротивление большевикам. Уже 23 апреля (6 мая) столица войска – город Новочеркасск – был взят войсками донцев. Во главе Временного правительства Дона встал есаул Г.П. Янов, создавший Совет обороны Дона. Политическая ситуация требовала безусловного и безотлагательного созыва Войскового Круга, задачей которого фактически становилось объединить Дон под главенством подлинно народного атамана. Он должен был быть  способен разрешить противоречия между жителями Южной и Северной группы донцев, которые не могли прийти к консенсусу.

«Круг не имел политической физиономии, и потому в нем не было и не могло быть политической борьбы. Этот серый Круг имел одну цель — спасти Дон от большевиков, спасти во что бы то ни стало и какою бы то ни было ценой», написал в своих воспоминаниях о событиях апреля-мая 1918 года донской атаман П.Н. Краснов[16]. Именно во время работы этой внеочередной сессии Войскового Круга, который вошел в историю как «Круг спасения Дона» потомственный казак, генерал-майор русской армии и герой Первой мировой войны П.Н. Краснов 18 мая 1918 года был избран очередным атаманом войска[17].

Формирование образа атамана войска здесь происходило по нескольким направлениям. Выбранный «германофильский» внешнеполитический курс давал новому атаману войска больше финансовых и политических возможностей для маневра во взаимоотношениях с Добровольческой Армией. Кроме того, новые ресурсы, получаемые от Германии, позволяли тратить большее количество средств на издательские задачи. В период атаманства (май 1918 – январь 1919гг.) издавалось большое количество материалов, которые рассказывали о самом атамане. Имели хождение сборники публикаций его речей[18], издавались протоколы Войскового Круга, где выступал сам атаман и т.д. Большую, однако, роль в создании образа играла и его репутация. На страницах агитационных материалов добровольцев имя атамана нередко не упоминалось в принципе[19]. Любопытные изменения в печати при этом происходили. Известный Новочеркасский еженедельник «Донская волна» после ухода П.Н. Краснова с поста атамана нередко публиковал фотографии с характерными подписями «Союзники в Новочеркасске». Это тем более характерно с учетом того, что после Компьенского перемирия 1918 года немецкие войска в спешном порядке отбывали с оккупированной Украины и таким образом лишили поддержки и атамана Донского войска. Любопытно и то, что на уход атамана со своего поста периодика того времени практически не отреагировала.

А вот после ухода П.Н. Краснова и того, как его заменил другой русский военачальник  генерал-лейтенант и бывший министр иностранных дел при П.Н. Краснове А.П. Богаевский (февраль 1919 – октябрь 1934 года), образ атамана существовал в зависимости от успехов Белого дела на Юге в целом. Создание ВСЮР привело к объединению военных сил добровольцев и донцев. Нередко на страницах периодики об атамане писали такое же количество материала, как и о других военачальниках ВСЮР[20]. Образ атамана слился с образами добровольцев.

Таким образом, образы атаманов Войска Донского формировались посредством средств массовой информации, печатной продукции своего времени. Отправившись в эмиграцию, донцы сами отделяли себя от русской эмиграции, а атаманы стали символами «свободного Дона».    


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Анкерсмит Ф. Политическая репрезентация / пер. с англ. А. Глухова. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 145.
[2] В «Основных Законах Всевеликого Войска Донского» говорится, что «Верховная и законодательная власть в пределах Войска Донского принадлежит Войсковому кругу», при том, что атаман войска является лишь главой исполнительной власти, является Верховным Вождем Армии и Флота и т.д. При этом атаман имеет право созывать Войсковой Круг на две сессии в течение года или в чрезвычайных обстоятельствах. Основные Законы Всевеликого Войска Донского. // Донская летопись. Сборник материалов по новейшей истории Донского казачества. 1923. № 1. С. 300-305. 
[3] Сватиков С.Г. Россия и Дон. Исследование по истории государственного и административного права и политических движений на Дону. [Б.з]. Издание Донской исторической комиссии, 1924. С. 4. До этого момента казаки назначались императором.
[4] Мельников Н. Алексей Максимович Каледин (личность и деятельность). // Донская летопись. Сборник материалов по новейшей истории Донского казачества. 1923. № 1. С. 18. Обратим внимание, что не смотря на всю важность и уникальность происходивших событий, в отечественных периодических изданиях об этом не было сказано практически никакой информации. Лишь на полях «Вечернего Времени» и «Русского инвалида» от 20 июня (3 июля) 1917г. был помещен портрет нового атамана и дана небольшая заметка про выборы.
[5] Синеоков В.Д. Казачество и его государственное значение. – Париж, 1928. С. 33. Речь (Петроград), 15 августа 1917г. Выглядит логичным, что поддерживала слова атамана правая часть совещания.
[6] Сватиков С.Г. Указ. соч. С. 4.   
[7] К этому А.И. Деникин добавляет, что «в конце января [1918] генерал Корнилов, придя к окончательному убеждению о невозможности дальнейшего пребывания Добровольческой армии на Дону, где ей, при полном отсутствии помощи со стороны казачества, грозила гибель, решил уходить на Кубань». Деникин А.И. Очерки Русской Смуты. Т. II. М., 2013. С. 222.
[8] Ганин А.В. Семь «почему» Российской Гражданской войны. М., 2018. С. 158
[9] Донская волна. 1918. №1. С. 3.
[10] Деникин А.И. Указ. соч. С. 222.
[11] Донская волна. 1918. №2. С. 6.
[12] Там же. С. 7-9.
[13] Севский В. Атаман post scriptum. // Донская волна. 1918. №4. С. 1-4. 
[14] Донская волна. 1918. №4. С. 5.
[15] Лукомский А.С. Очерки из моей жизни. Воспоминания. – М.: Айрис-пресс, 2012. С. 436.
[16] Краснов П.Н. Всевеликое войско Донское. // Архив русской революции. Т.5. — Берлин, 1922. С. 190.
[17] Вечернее заседание 3 мая 1918г. // Протоколы и постановления Круга Спасения Дона №9.
[18] Донской Атаман Генерал от Кавалерии Петр Николаевич Краснов. Из речей Донского Атамана. 1918 г. Май-сентябрь. Новочеркасск, Типография Управления артиллерией ВВД, 1919 г.
[19] Вожди Армии. Почему и как создалась Добровольческая Армия и за что она борется? [Б.з], 1918.
[20] Донская волна. 1919. №7 (35), №9 (37).


Рецензии