Как поссорились Габриэль с Марио...

                ВЛАДИСЛАВ КОНДРАТЬЕВ

                КАК ПОССОРИЛИСЬ ГАБРИЭЛЬ С МАРИО,
                или
                КУДА КОНЬ С КОПЫТОМ, ТУДА И РАК С КЛЕШНЁЙ

                12 февраля 1976 г. в Мехико Марио Варгас Льоса[1]
                ударил по лицу Габриэля Гарсиа Маркеса[2], подбив ему глаз.
                Общеизвестный факт               

                В молодости Битов держался агрессивно. Особенно в
                нетрезвом состоянии. И как-то раз он ударил поэта Вознесенского.
                Это был уже не первый случай такого рода. Битова привлекли к
                товарищескому суду. Плохи были его дела. И тогда Битов произнес речь.
                Он сказал:
                – Выслушайте меня и примите объективное решение. Только
                сначала выслушайте, как было дело. Я расскажу, как это случилось, и
                тогда вы поймете меня. А следовательно – простите. Потому что я не
                виноват. И сейчас это всем будет ясно. Главное, выслушайте, как было
                дело.
                – Ну, и как было дело? – поинтересовались судьи.
                – Дело было так. Захожу в “Континенталь”. Стоит Андрей
                Вознесенский. А теперь ответьте, – воскликнул Битов, – мог ли я не
                дать ему по физиономии?!
                C. Довлатов, Бывальщина [3]               

           Как всем хорошо известно, ничто не ново под луной. Особенно хорошо знают эту истину литераторы. И действительно, только Николай Васильевич написал “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, как выяснилось, что Василий Нарежный уже написал роман “Два Ивана, или Страсть к тяжбам”. Правда, Гоголь – гений, а Нарежный… Ну, что же, даже и самые малые мира сего тоже имеют право на жизнь и на творчество.Нам не должно презирать нарежных мира сего…

           Когда поэта Кондратьева спрашивают, что он может привести в пример для иллюстрации максимы про “ничто не ново…”, он отвечает, что эта максима может быть проиллюстрирована тем же примером, что и пословица, гласящая: “Куда конь с копытом, туда и рак – с клешнёй”. И когда на него смотрят непонимающе, он рассказывает такую историю.

           Как-то раз, а было это 12 февраля 1976 года в Мехико, то ли на премьере фильма “Выжившие в Андах”, то ли где-то в ресторане, – словом встретились Габриэль Гарсиа Маркес и Марио Варгас Льоса.

           Габриэль Гарсиа Маркес – Лауреат Нобелевской премии по литературе. Прекрасный писатель Габриэль Гарсиа Маркес! Очень хороший писатель и Марио Варгас Льоса. И тоже – Лауреат Нобелевской премии по литературе.

           И вот встретились они. И Варгас Льоса дал по физиономии, подбив глаз, Гарсиа Маркесу.

           Понятное дело, что Варгаса Льосу стали спрашивать, почему он дал в глаз Гарсиа Маркесу? А Варгас Льоса молчит таинственно и ничего объяснять не хочет. И Гарсиа Маркес тоже молчит, только фингал под левым глазом потирает. Одно ясно, как бланш под глазом Маркеса, что поссорились два литератора, но из-за чего – никто толком ничего не знал.

           Ну, поползли, понятное дело, разные слухи. Дескать, Варгас Льоса где-то кому-то когда-то говорил так:

           – Я просто не мог не подбить глаз Гарсиа Маркесу. Судите сами. Иду я и вдруг вижу – стоит Гарсиа Маркес. Ну, вот скажите сами, как я мог удержаться и не дать ему в глаз?! Да и кто бы удержался от такого соблазна? Ну, вот я и…

           История эта разошлась по всему миру. И стали Маркесу и Варгасу Льосе завидовать. У кого талант был, тот таланту Гарсиа Маркеса и таланту Варгаса Льосы стал завидовать. Остальные – просто стали завидовать. Как, например, российский литератор Битов. А что? – есть такой литератор. Не “да ну-y-y-y”, а действительно есть.

           Нашлись и последователи, и подражатели. У кого писательский дар был, те стали творчеству этих литераторов подражать. Остальные – просто подражать. Как, например, российский литератор Битов. Что – что? – есть, говорю я вам, такой литератор. И не надо “ну-y-y-y-кать”. И “не-е-е-кать” тоже не надо. Раз говорю, что есть, значит, – есть. Да-да, можете проверить.

           Вот решил он, Битов, тоже прославиться. Сказано – сделано. Взял да и написал что-нибудь стоящее? Ну, написал или нет, то так и осталось неведомым, может, что и написал, только стоящее это или нет, никому неизвестно, а только Битов взял да и дал поэту Вознесенскому по физиономии. Хотя, если уж на то пошло, то можно было бы и наоборот. Да, в том числе и потому что фамилия такая, уж больно подходящая, – Битов.

           А потом, на товарищеском суде, стал он оправдываться:

           – Иду это я и вдруг вижу – стоит Вознесенский. Ну, скажите, мог ли я не дать по физиономии Вознесенскому?

           И правда, если литературный гений – Варгас Льоса – мог дать в глаз другому гению – Гарсиа Маркесу, – то почему бы и битовым мира сего не засветить по физиономии Вознесенскому? Куда, как говорится, конь…

           P. S. Поэта Кондратьева, после того, как он рассказал эти истории, стали спрашивать, а какую мораль он в этих историях видит? Зачем он вообще их рассказал?

           – Ну, как же? – удивляется поэт Кондратьев. – По-моему и так всё понятно. Но для берданов отдельно поясню: хоть и Маркесу, и Варгасу Льосе и дали после мордобоя по Нобелевской премии, но отнюдь не за мордобой. После того ещё не значит, что в результате того.

           Лауреатами Нобелевской премии по литературе становятся отнюдь не за мордобой.

                Краснодар,
                20.11.2018 г., 22.11.2018 г., 24.11.2018 г.
______________________
[1] Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (исп. Jorge Mario Pedro Vargas Llosa) – Лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года. [2] Габриэль Хосе де ла Конкордия “Габо” Гарсиа Маркес (исп. Gabriel Jos; de la Concordia “Gabo” Garc;a M;rquez) – Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года.[3]См.: Довлатов С. Д. Бывальщина. Этот же эпизод (так сказать, “Краткая редакция”): “Как-то раз Битов ударил Вознесенского. Битова подвергли товарищескому суду. Битова подвергли товарищескому суду. Плохи были его дела. / «Выслушайтк меня, – сказал Битов, – и поймите. Я расскажу вам, как это произошло! Стоит мне рассказать и вы убедитесь, что я действовал правильно. И тогда вы сразу же простите меня. Дайте мне высказаться. Вот как это было. Захожу я в ресторан. Стоит Андрей Вознесенский. А теперь скажите, мог ли я не дать ему по физиономии?!..»”. – Сергей Довлатов. Ремесло // Сергей Довлатов. Собрание сочинений в 3-х томах. СПб., 1995. Т. 2. С. 38.

© 22.11.2018 Владислав Кондратьев
Свидетельство о публикации: izba-2018-2419896


Рецензии