Об учении святителя Григория Паламы

   Крупнейшим исследователем учения свт. Григория Паламы является выдающийся русский философ А.Ф. Лосев. Он перевёл постановление Влахернского Собора 1351 года по поводу учения о нетварных энергиях и сформулировал его положения на доступном нам языке*. Вот эти положения, с моими пояснениями:

1. Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.

 Здесь фиксируется то положение, что Божественная сущность проявляется в нетварных энергиях. Одним из таких проявлений является Фаворский свет. То есть, это свет духовный, а не физический. Человек способен к восприятию божественной Благодати через нетварные энергии. Таким образом, он, достигая возвышенных духовных состояний, может непосредственно общаться с Господом, воспринимая внешние Его проявления – нетварные энергии.

2. Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.   

Бог неразделен, его сущность и энергии связаны таким же отношением, как содержание и форма. Это положение направлено против еретиков, говоривших, что Бог есть только сущность, что сущность и энергия – это одно и то же, а фактически утверждавших, что никакой энергии нет. Эти католические богословы считали, что Фаворский Свет – это тварный, т.е. физический свет, воспринимаемый зрением. По сути, они отрицали духовную связь между Создателем и человеком, а считали, что Бог воздействует на человека сугубо материально. Напротив, свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; эти энергии доступны восприятию человека, но одновременно они не являются чувственными и сотворенными; эти энергии – Сам Бог, обращенный к Своему творению. 

3. Энергия сущности нетварна.               

Это логическое продолжение догмата о нетварности Бога. – Божественная сущность проявляется в нетварных энергиях, а сотворённые существа – в тварных энергиях, т.е. во взаимодействиях. Еретики, находящиеся на позиции католицизма утверждали, что Бог проявляется  только опосредствовано – через тварные энергии (физические влияния). Такое утверждение противоречит Святоотеческому Преданию, да и просто нелогично. Это утверждение отстаивал Варлаам, дискутировавший со свт. Григорием Паламой. Он насмехался над монахами, которые видели во время молитвы Фаворский свет.
Такое ошибочное понимание отрицает возможность непосредственной связи между человеком и Богом, тем самым, отдавая всю область человеческого творчества на произвол фантазий и домыслов. В первую очередь, это относится к молитве. Если молитва не освящается присутствием Бога, то она становится чисто субъективным психическим актом. Теряя сакральный смысл, молитва становится чувственной и фантастичной. При таком понимании, каждый может творить от себя, называя это Промыслом Божьим. На мой взгляд, это заблуждение оставило тяжкий след в католицизме и во всей западноевропейской духовности.

4. Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергиям.

Здесь утверждается, что Имя Божье в такой же степени распространяется на нетварные энергии, как и на божественную сущность. Это естественно, поскольку Бог неразделен, а его сущность и энергии связаны как содержание и форма. Из этого положения можно сделать вывод, что бесконечному божественному содержанию соответствует бесконечное количество духовных форм, т.е. нетварных энергий.

5. В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – может.               

Представление о возможности непосредственной связи Бога с человеком через нетварные энергии сильно влияет на понимание церковных таинств. Если таинства совершаются священниками и паствой по вдохновению через нетварные энергии, то таинства представляются отражением  священнодейства в Небесной Церкви. Такой смысл имеют церковные таинства в православной церкви. Если же нетварных энергий не существует, то богослужение и таинства совершаются людьми, только наученными этому через изучение Священного Писания и Богослужебных текстов. В этом случае богослужение и таинства в меньшей мере носят сакральный характер и в большей степени зависят от человеческого творчества и произволения. Такой характер они и имеют в западных христианских конфессиях. Это порождает, с одной стороны гордыню священнослужителей, ощущающих себя толкователями Божьей Воли, своего рода, новыми фарисеями. Такой эффект ощутимо проявляется в католической церкви. С другой стороны, отсутствие сакральной основы у таинств подрывает доверие к ним в пастве и ведёт к их постепенной ликвидации. Как это и произошло в лютеранской церкви.

* http://na-gore.ru/articles/palama.htm


Рецензии