Китайская литература 18 в

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Просвещения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

В китайской литературе 18 века продолжались повествовательные традиции предыдущих эпох, преимущество отдавалось героико-авантюрным, нравоописательным, волшебным народным романам, повестям и новеллам в противовес ученым философским произведениям.
 Большое распространение в Китае было народных повестей и уличных рассказов. Для них характерен острый, занимательный любовный или приключенческий сюжет, элементы нравоучения, интерес к различным сторонам быта, нравам, психологии людей различных классов. Проза перемежается здесь со стихами, иногда героями произведений становятся исторические личности. В литературе  воспроизводятся семейные драмы, свадебные истории, судебные разбирательства. В произведениях рассказывается о путешествии в потусторонний мир, общении со сказочными существами, сообщаются истории о пропавших и найденных драгоценностях. Отдельные новеллы напоминают эпизоды «Декамерона» Боккаччо – истории о путешествии купцов, о проделках плутов, о счастливых любовниках.

Сунлин

Пу Сунлин (1622-1715) – новеллист-сатирик (псевдоним – Ляо Джай). Он писал в жанре краткого рассказа, отличающегося простотой изложения, глубиной мысли, обоснованностью суждений. Следуя фольклорной традиции, писатель использовал фантастику.
Его персонажами были таинственные отшельники и хитроумные лисы. В авторском послесловии к новелле «Как он хватал лису и стрелял в чёрта» говорится: «Раз есть в человеке живой и сильный дух, то чёрт там или лис, - что они могут с ним поделать?»
Писатель написал более 400 произведений. Пу Сунлин затрагивает многие человеческие пороки – высокомерие и зазнайство («Остров блаженных людей»), хвастовство («Даос с гор Лао»), невежество («Врачебное искусство Чжана»), корысть и скупость («Речь птиц»), продажность («Как он решил дело»).
Отрывок из новелл Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая о необычайном»:
«…Лисица наказывает за блуд
…Страшно сконфузясь, женщина ушла и стала раздумывать: как все это я наделала? И вдруг вспомнила про этот странный запах из чашки: уж не было ли там любовного порошка? Посмотрела хорошенько – действительно: порошок из коробки был там и здесь просыпан по полке, а в чашке это самое и было. По опыту зная, что холодной водой можно успокоить аппетит, она напилась воды, и под сердцем у нее сейчас же прочистилось и прояснилось. Ей стало мучительно стыдно, и она ничем не могла себя извинить. Ворочалась, ворочалась на постели… Уж все ночные стражи окончились. Стало еще страшнее; вот уже рассветает, а как показаться теперь человеку? И вот сняла пояс и удавилась. Служанка, заметив это, бросилась спасать ее, но дух ее уже слабел и замирал; прошло все утро, прежде чем у нее появилось легкое дыхание.
Гость ночью, оказывается, ушел. Студент же пришел лишь после обеда. Смотрит: жена лежит. Спросил, в чем дело. Не отвечает, а только в глазах стоят чистые слезы. Служанка тогда все рассказала, как было. Студент страшно испугался, пристал с расспросами. Жена выслала служанку и выложила ему все по правде.
– Это мне месть за блудливость, – вздохнул он. – Какая тут может быть на тебе вина? К счастью моему, попался такой честный и хороший друг. Иначе как мне было бы жить по-человечески?
С этой поры студент ревностно занялся исправлением своего былого поведения. А затем и лисица перестала куролесить…»

Сюэцинь

Цао Сюэцинь (1715-1762) – автор известного романа «Сон в красном тереме». Современники отзывались о нем как о талантливом поэте и художнике. Свой знаменитый роман он создал в деревенской глуши. В романе показана история трагической любви прекрасного юноши Цзя Баоюйя и нежной девушки Линь Дайюй, которые выросли в богатых и знатных семьях. Молодым героям романа пришлось убедиться в мнимости благополучия семьи и выступить в защиту собственного достоинства. Отрывок из романа Цао Сюэциня «Сон в красном тереме»:
«…На две тахты, стоявшие на возвышении перед четырьмя столиками, сели матушка Цзя и тетушка Сюэ, а госпожа Ван – на стул возле двух столиков внизу. Для всех остальных поставили по одному столику. С восточной стороны села старуха Лю, с западной стороны заняли места по порядку Сянъюнь, Баочай, Дайюй, Инчунь, Таньчунь и Сичунь и, наконец, на самом дальнем краю – Баоюй. Столик Ли Вань и Фэнцзе стоял у перил возле шкафа. Короба с кушаньями на столах имели форму самих столов. Кроме того, перед каждым стоял заморский резной графин из черненого серебра и узорчатый эмалированный кубок…»

Цзинцзы

У Цзинцзы (1701-1754) – писатель-сатирик, который в своем творчестве резко критиковал конфуцианство. Родился он в чиновничьей семье. Отверг карьеру ученого ради литературного труда, в котором он видел осуществление духовной свободы. Основным его произведением был сатирический эпос – «Неофициальная история конфуцианцев» Роман увидел свет в начале 19 века. Основной особенностью его была сатирическая заостренность, направленная против жестокого ограничения духовной жизни, догматизма мышления. Автор здесь  впервые взглянул критически на традиционализм китайских историков в освещении судеб страны и народа. Писатель вовлек в повествование множество действующих лиц, передавая их рассуждения, разговоры о славе, богатстве, почете и известности. У Цзинцзы угадывает движущие их поступками причины – раболепие, культ силы, карьеризм, зависть, корысть, чинопочитание.


Рецензии