И что дальше? Статья в Литературную Россию
Опять не могу не написать в любимую и почитаемую газету. Статья Ерпылёва «Кого считать преемником Союза писателей СССР», о неравнозначности двух союзов писателей (№20 от 01.06.18 г.) задела за живое. Более того, – озадачила, взволновала, возмутила. Особенно буквально потрясло предложение ликвидировать Союз Российских писателей, а его членам давать возможность вступать в Союз писателей России на общих основаниях(?). Это что же, заслуженным именитым писателям, придется писать заявление? Бред – да и только. Союз российских писателей создан на учредительном съезде в октябре 1991 года, как демократическая альтернатива Союзу писателей РСФСР «запятнавшая себя поддержкой ГКЧП». И пусть если уж на то ни шло юридически он не правопреемник Союза писателей РСФСР, то по морально-этическим соображением, идеологическим и фактическим, то это уж точно полноценная общественная общероссийская организация. Это давно понятно всем – Союз Российских писателей равноценная Союзу писателей России организация. Потому-то там достойные люди либерального толка. А Союз писателей СССР, пусть в составе содержащий и СП РСФСР до последнего травил неугодных режиму, исключал из своего состава. Меня тоже, на уровне региональной организации, этого пресловутого Союза, не пускали, не признавали, не желали даже читать и слышать. Единственно мне улыбнулась удача, когда выдающийся мурманский прозаик, Николай Скромный (1948-2007), принятый, кстати, за журнальную публикацию первой книги своего романа-эпопеи «Перелом» в 1988 году (уникальный случай!), предложил мне подать на членство в 2005 году. Но я, имея тогда всего лишь одну книгу, не согласился.
Но возвращаясь, писателю-юристу Ерпылеву, видно, что неведомо, а что – выгодно, манипулировать своими знаниями в области законодательства. Ему досталось рулить в региональном отделении уже в 29 лет, неизвестно за какие заслуги, и вершить судьбы, изрекая «истины», ссылаясь на документы по разделу имущества, Фонда Союзов, образованию «юридического лица», с печатями. Но печать, как реквизит для оттиска,, в нашем региональном, мурманском отделении есть, и всегда, как я выяснял, была.
Между тем круг вопросов, связанных с разделом, разделением, расколом. очень обширен и многозначен. И требуется разобраться, что правда, а где вымысел, подделка, ложь. И не рубить сплеча. Не махать шашкой. Взять да запретить, уничтожить – это ведь легче всего.
Я посмотрел кто же он таков, Иван Ерпылев, наверное, достойный и талантливый автор. Но, увы. Я этого не увидел. Творения его недалеко, на сайте «стихи.ру», и я познакомиться с ними, и даже покритиковать показалось не лишним. Тем более, руководство литобъединением пошло мне на пользу, дало какой-то, но всё же опыт, и вот что я усмотрел в предлагаемых трех стихотворениях: «Зеленый остров», «город Неро», и «Новогоднее». Читатель, надеюсь, поймет какой перед ним предстаёт поэт. Нестеснительный. Неординарный.
1.
Зеленый остров имени меня.
Загадочный, с запасами корицы
Не ведавший мотыги и огня
Он ждет – ему не терпится открыться.
Там вызрели бананы, дуриан,
Там мамонты гуляют и альпаки
И панда, и коала, и тукан,
Сбежавшие из тесных зоопарков
Но мне его так просто не найти:
Урезаны бюджеты экспедиций,
И гаджеты по ложному пути
Ведут мою морскую колесницу.
Удача, пойман в сеть координат
Мой остров. Но – я не сойду на берег,
Чтоб не разрушить этот райский сад,
Чтоб о кнуте не вспоминали звери.
Что тут понятного, не знаю. Избитые рифмы («найти-пути», «огня-меня», «корицы-открыться»), написанные единственно только потому, что более нечего подбирать. Полнейшая абракадабра, не поймешь о чем вообще речь, если не о восхвалении самого себя, собственной персоны. Но вот следующий пример:
2.
Сей город равнодушен и брутален,
Он первый из числа недостолиц
Здесь пауки вывязывают шали
Хотя могли бы телогрейки шить.
Здесь семьдесят народностей тупеет
От пива и дешевой наркоты.
За это повсеместно рубят шеи,
А в Неро лишь купируют хвосты
Привыкли жить привольно и богато
Под вывесками TNK BP
Но не хватило конденсата
Для оплодотворения степи.
Теперь растут под городом пустоты
Копают норы до восьмого пота.
Один копал, и до смерти простыл.
За ним туда последуют другие.
Кротовий город грязи и оков,
Исчезнет с карты неземной России,
Провалится в расщелину грехов.
Полные беспросветность и мешанина, смешение действий (кто кого копал?) в городе-призраке «беспомощной» России. Патриотично, нечего и сказать.
И еще, на закуску. Зарисовка о Новом годе, где ни одной позитивной нотки, а везде лишь только «жалкий угар», «труп», «рожи»…
3.
Что тебе написать в этой предновогодней спешке,
По каким проводам передать тебе киловатты
Моей нежности? В «Метро» закончились все тележки,
А счастливцы с тележками тратят свои зарплаты.
Долгожданная ночь. В телевизоре пляшут рожи ¬–
Обещают забвение в этом угаре жалком.
Утром всё обновится? Отшелушится кожа,
Отшелушатся души жаждущих минералки?
Нет жар-птицы, её запекли в духовке и съели.
Золотая рыбка тоже годится в пищу.
А потом люди ищут счастье под трупом ели.
Может, просто они не там – и не тех ищут?
Пробежался и по другим стишкам. Несовершенны, беспомощны они, да и к поэзии вряд ли относятся. Не за что в них зацепиться. Не впечатляют.
Но творческая несостоятельность не мешает самовыражаться поэту в другом – рьяной позиции исключительности... Даже в соцсетях он это подчеркивает, представляя на фото здание Союза писателей России, «как достойный бастион писателей». Посмотрел я его и в «Одноклассниках». Оба аккаунта – близнецы. Везде только и того, что фотографии туристических посещений, в самом выгодном и презентабельном виде. Рим, Рейкъявик, Вена, Лондон. А главная фотография «В контакте»… затылком. Такое, мол, отношение к людям. Хотя на портале «стихи ру» фото правильное, штатное.
Убеждение, что поступки характеризуют человека, очевидное. Но и внешность человека, однако, и выражение его лица тоже может многое сказать о внутреннем мире. Лицо Ерпылева будто списано с Владимира Станиславовича Назарова, директора Научно-исследовательского финансового института РФ, главного разработчика новой пенсионной реформы, и активнейшего ее лоббиста-пропагандиста. Тому «мальчику, ботанику-мизантропу с трясущимися руками и фанатичным блеском в глазах», всего тридцать пять, а он уже считает, что «в идеале должно быть так, чтобы государство не гарантировало трудящимся никаких прав», и уверен в том, что «капитализм и конкуренция – это единственные двигатели прогресса, а социальное государство – безусловно, тормоз в постиндустриальном мире». Да, не успел тот пионером побыть, воспитаться уважением к старшим. Зато Владимир Станиславович включен в первую сотню резерва управленческих кадров, и наверняка скоро будет его новый карьерный взлёт…
Сейчас развелось немалое количество этих писательских союзов, в большинстве своём, с бездарными авторами. Общался я с некоторыми, из Российского союза писателей,– у них в речах сплошной эпатаж эротического толка. Женщина пишет рассказ по размеру повести о похождениях по мужикам на курорте… Можно даже и запутаться в этих новоиспеченных сообществах. Но ясно одно – Союз Российских писателей это равноценная и альтернативная организация Союзу писателей России, с не меньшими правами и авторитетом.
Много было союзов и в 30-х годах прошлого века, но это не помешало объединить их в единый могучий, и монолитный СП СССР, пусть созданный для власти, по директиве Политбюро, но действительно состоящий из активных и неординарных, талантливых писателей. Можно бы и сейчас созвать объединительный съезд двух равноценных союзов, ведь почвы-то уже для разногласий вроде бы нет. Но… такого не произойдет. Были такие попытки объединения, наверное, – на местном уровне уж точно. В Мурманске, например, в годах начала нулевых, при ответственном секретаре Николае Александровиче Скромном, часто мероприятия обеих региональных организаций проходили вместе. Такое же единодушие проявилось и в недавнее, весной этого года, время, в дни празднования 70-летия известного прозаика. Открытие бюста, торжественное собрание общественности, сборник воспоминаний о писателе… Под знаком юбилея местные альманахи обоих союзов опубликовали неизданную повесть мастера. В «Площади Первоучителей» повесть издана из архива вдовы, разрозненными главами, без сюжета и стройности, как это сделали в «Мурманском береге», на основе давнего, 5 лет назад выставленным в Интернете, обработанным сюжетно вариантом. Редактор Иван Бессонов, выпускник Литинститута, поэт, эссеист без малого четверть века отменно держит марку, высокого художественного уровня альманаха Союза российских писателей, чего нельзя сказать о Марине Владимировне Чистоноговой, Председателе регионального отделения Союза Писателей России и редакторе. Но что удивительное обнаружилось ¬– обе версии как бы взаимно дополняют друг друга и предстоит, таким образом, работа по сопоставлению их, создании единого и канонического текста…
А господин Ерпылев, действительно, затронул очень острую и животрепещущую тему. И с нею надо как-то разбираться. И может, стоит все-таки собрать новый объединительный съезд? Как это было в 1934, как раз в 2019-м которому исполнится 85 лет? Первому съезду Союза писателей СССР. И уже там, резолюцией, констатировать опять слияние? Но вот как отреагируют на это другие многочисленные союзы? Как поступят они?
Октябрь 2018 г Николай Рогожин.
Член Союза Российских писателей.
Член Вологодского Союза писателей-краеведов
Свидетельство о публикации №218112201791
Она требует мыслей и мыслей, без них блестящие выражения ничему не служат." Пушкин А. С.
С уважением,
Галина Фан Бонн-Дригайло 12.05.2019 09:10 Заявить о нарушении
Галина Фан Бонн-Дригайло 12.05.2019 19:08 Заявить о нарушении
Николай Рогожин 13.05.2019 12:37 Заявить о нарушении