Лебединая любовь

     Когда в кинокартине «Служебный роман» мимолётно в квартире директора Калугиной промелькнул портрет девушки с лебединой шеей, у многих возник вопрос: «Кто это?»…

                «Только когда я пойму твою душу, я нарисую твои глаза»
                Амедео Модильяни

     В 1917-м итальянский художник и скульптор, красавец и сердцеед Амедео Модильяни познакомил друзей с 19-летней Жанной Эбютерн – моделью, юной художницей и ученицей академии Коларосси. Сразу было понятно, что это не новое увлечение их Моди, а долгожданная вторая половинка. Никакого расчета в этом неузаконенном союзе не было – оба бедны. Часто отказывали себе в обеде, чтобы был завтрак и ужин. Не думаю, что у двух талантливых людей была девизом фраза – художник должен быть голодным …
     Жена экономила на всём: одевалась более чем скромно, ходила в старых туфлях без каблуков и совершенно не пользовалась косметикой. Однако «роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет» – в реминисценциях современников Жаннетт и в неброских нарядах привлекала к себе внимание, так как была необыкновенно хороша и удивительно сложена: фигуру сравнивали с амфорой, походку с плавным движением морских водорослей. Восхищала красотой необыкновенно белая, но не бледная, кожа, которую выгодно оттеняли густые, каштановые волосы, заплетённые в длинные косы. Из контекста мемуаров Марка Талова*: «Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно».
     Модильяни был известен, узнаваем, но непризнан. Картины покупали не часто. Когда же удавалось что-либо продать, деньги почти сразу уходили на алкоголь и наркотики, без которых уже давно не мог обойтись. Всё начиналось с вроде бы безобидного допинга, незаметно, но быстро перешедшего в стойкую зависимость, толкнувшую легко и без сожаления душу-пленницу в пагубную рутину. Жанна, принимая действительность и готовясь к неизбежности, терпя от него обиды, грубость, предательство, берегла своего гения и любила так, «как сорок тысяч братьев любить не могут».
     В 1918 года родилась желанная Джованна. По причине, что брак был под статусом сожительство, младенца зарегистрировали записью: «дочь мадемуазель Эбютерн от неизвестного отца». Модильяни любил своё дитя и не отказывался внести личные данные в свидетельство о рождении, но оформить, как полагается, свои семейные отношения паре по многим причинам и обстоятельствам так и не удалось. И всё же Мадильяни уверял, что этот пробел в своей жизни он вот-вот узаконит – дела, действительно, начали налаживаться, однако этому благому намерению не суждено было исполниться…
     Подобно пауку, который, окутав паутиной попавшую в его сеть добычу, впрыскивает в бедолагу пищеварительные соки и через несколько часов высасывает из неё переваренный питательный коктейль, туберкулёз и менингит губили изнутри ослабленный спиртовыми и наркотическими монстрами организм. На исходе 1919 года Модильяни стало плохо, и его доставили в «больницу для бедных и бездомных»… Жанна с утра до вечера была с ним.
     Январским утром 1920 года Жанна, находящаяся на девятом месяце беременности, как всегда  пришла ухаживать за любимым. Услышав страшную весть,  осталась спокойной, лишь попросила всех выйти из палаты. Проведя наедине с ушедшим из жизни долгое время, ничего никому не сказав, ушла… Через несколько часов стало известно – вернувшись домой, Жанна распахнула окно, встала на подоконник и шагнула с шестого этажа…
     В один день дочь потеряла и маму, и папу. Малышку взяла на воспитание сестра Амадео Модильяни. Подробности о жизни своих родителей наследница узнала уже став взрослой. Пройдя многие инстанции Джованна доказала, что является кровинушкой Модильяни. На законных правах женщина взяла его фамилию, исполнив законодательным актом и последнее желание художника. В 1958 году Жанна Модильяни (1918—1984гг.) издала книгу о своём отце «Модильяни: Человек и Миф», тем самым перечеркнув кулуарные сплетни о подвижной психике своей матери и другие хейтерские выпады. 

     Узнав как своей настойчивостью, доведённой до логического конца, дочь Модильяни навсегда вышвырнула из жизни своей родословной бессовестно сующую свой нос психогинеколоческосплетеную безликую массу (мне подобных фашиков довелось встретить в своей жизни) вспомнила  сарказм Максима Горького в адрес этой гнусности:
А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!

     Прожив небольшую жизнь, Эбютерн оставила в искусстве свой индивидуальный уникальный след. Долгое время считалось, что существует всего шесть работ Жанны. Это мнение опроверглось  через 24 года – в мастерской старшего брата-художника Андре были обнаружены ещё  написанные ею девять портретов и пейзажей. Но только через 30 лет искусствоведам удалось убедить родственников-наследников разрешить общественности видеть эти картины, получившие высокую оценку мэтров художественного мира. Её труды были впервые представлены в музее Монпарнас. Затем прошли выставки во многих городах Италии, а в октябре 2000 года холсты восхитили Венецию, где состоялся вернисаж посвящённый творчеству Модильяни.
     Основатель и директор парижской Пинакотеки Марк Рестеллини опубликовал своё исследование о жизни и творчестве художницы,  включивший в него и каталог резоне её работ. Его же стараниями в 2008 году в музее Aram & Harmony Art Museum южно-корейского города Кояна прошла выставка «Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн».
     При жизни у Амедио была всего одна персональная выставка в декабре 1917 года и то «доброжелатели» постарались её скандально провалить. Мировое признание, как и предсказывала Жанна: «Он гений и ангел. Когда он умрет, все сразу это поймут», пришло после смерти.

     Большая любовь Модильяни, захватившая его за несколько лет до встречи с Жанной, Анна Ахматова написала в 1911 году посвящённое любимому Амедио стихотворение, которое я привожу, как красивый эпилог к его юдоли:
В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне – своей Египтянке**...
Что играет старик на шарманке?
А под ней весь парижский гул.
Словно гул подземного моря, –
Этот тоже довольно горя
И стыда, и лиха хлебнул.
                22. 11. 2018 год


   *русский поэт, переводчик, мемуарист (1892 -1969 гг.). Это был не просто интересный и умный человек, он ещё умел дружить. В благодарность за уникальное качество души Жанна 1 октября 1919 г. написала его портрет, находящийся в настоящее время в коллекции Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына.
**Модильяни часто водил Ахматову в Египетский отдел Лувра. Он так был увлечён Египтом, что звал 20-летнюю Анну Египтянкой,

     На аватаре коллаж по изображениям, взятых из интернета:
                1. Картина Жанны Эбютерн «Амедио Модильяни»;
                2. Жанна и Амедео были похоронены в один день, но вместе они воссоединились под одной плитой лишь через 10 лет.
                3. Картина Амедио Модильяни «Жанна Эбютерн».


Рецензии
Щемящая душу история. Бывает такое. Спасибо за интересный рассказ!
С Наступающим Новым годом!

Алексей Большаков   30.12.2018 10:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.