Фонтан 2006 Рецензия-объяснение
Советую перечитать эту статью после просмотра, если вы его обошли стороной - уверяю, о каких-то 96 минутах не пожалеете. Хоть и смотрится на одном дыхании, оставляет после себя тяжёлое впечатление. Первое: тяжело воспринять. Второе: чтобы достучаться до умов зрителей, автор выбрал для закрепления эмоции, через которые это сделать проще и вернее всего.
Заваривайте чай, устраивайтесь поудобнее, а мы начинаем.
Краткое описание с Videoclub.Men:
"Одно из самых страшных заболеваний человечества, от которого до сих пор нет эффективных лекарств, является рак. От него излечивается немного людей, болезнь у которых находится на ранних стадиях, и которую вовремя начали лечить. Пожалуй, нет человека, более осведомлённого об этой болезни, чем онколог.
Поэтому для Тома это настоящая трагедия: его жена Иззи безнадёжно больна, а опытный онколог не в силах ей помочь. Он знает, что она обречена и ей осталось жить совсем немного. Жена тоже знает, что её ждёт, и пишет свою последнюю книгу, в которой описывает легенду древнего народа Майя о том, что существует некое Древо Жизни, экстракт сока которого даёт человеку не только исцеление от всех болезней, но и вечную жизнь.
Муж хватается за эту легенду, как за спасательную соломинку, пытаясь разыскать дерево и приготовить из него лекарство. Но жена умирает, и он должен исполнить её последнее желание – закончить писать начатую ею книгу".
Теперь поехали. Дорогой мой читатель, следи за руками.
В фильме присутствует множество символов. Выделим несколько основных: Дерево, Капсула, Кольцо, Смерть, Тело, Испания и Инквизитор, Книга, Шибальба.
1. "Он посадил семечко на могиле. Из него выросло дерево. Моисей сказал, что теперь его отец - часть дерева. Он превратился в дерево. В листву. Когда воробей съел плод дерева, его отец улетел с птицами. Он сказал: "Смерть - это дорога к благоговению".
Думаю, тут всё ясно. Когда Из умерла, Том посадил дерево на её могиле, и она стала этим деревом.
"И изгнал Господь Адама и Еву из Сада Эдемского и меч пламенный воздвиг, дабы охранять Древо Жизни" - Бытие, 3:24.
2. "Все эти годы, все эти воспоминания… Всё это - ты. Ты перенесла меня сквозь время".
Эта Капсула - транспортёр в (не)далёком будущем, в котором Том переносит Из, ставшую деревом, к умирающей звезде. Поскольку в фильме также полным-полно духовных моментов, это можно воспринимать и как параллельный мир, и как метафору, и как будущее - смысл не особо поменяется.
Однако в пользу того, что показано всё же будущее, говорят ещё два факта. Первое - "Смерть - это болезнь, и есть лекарство. И я его найду". Второе - воздействие сока дерева, найденного в Гватемале:
- Где Донован?
- Вот он.
- Что? Не может быть.
- Его череп почти зажил, волосы растут. Я сам не поверил, но это - ещё не всё. Антонио попросил меня провести тесты, Донован прошёл их хорошо. Очень хорошо. Я сравнил с прежними результатами - улучшение реакции в два раза. Налицо усиление мозговой деятельности...
- ...которая обычно с возрастом ухудшается.
3. "Это кольцо будет напоминать тебе о твоем обещании. Пусть оно будет на тебе, когда ты найдешь Эдем. И когда ты вернешься, я стану твоей Евой. И вместе мы будем жить вечно".
Кольцо. Издавна это - символ вечности, бесконечности. Том забыл о том, что душа вечна и она постоянно перерождается, поэтому и пытался удержать Из в той жизни, к которой он привык. Ему постоянно казалось, что там, после смерти, нет ничего.
4. "Смерть - это дорога к благоговению".
Расшифрую. Смерть - это Переход. Из одного тела в другое, из одного времени в другое, из одного мира в другое - тут уж как повезёт.
5. "Наша плоть — темница для души. Наша кожа и кровь — железные решётки тюрьмы. Но не бойтесь. Плоть разлагается. Смерть всё превращает в пепел. Таким образом душа после смерти освобождается" - говорит Инквизитор.
Не совсем верно. Душа - это, в первую очередь, энергия. Материя - тоже в некоем роде энергия, но более грубая. Для того, чтобы взаимодействовать с "грубыми" мирами, душе требуется воплотиться в "сосуде", "скафандре", ещё чем - кто как понимает. Тело - это наш дом. Оно помогает нам выражать себя, что-то делать, но это - не мы. Каждый из нас - душа.
6. Испания и Инквизитор.
- Инквизитор?
- Входи.
- Еретики. Они признались и передали свои земли в ваше распоряжение. Они ждут приговора.
- Еще один кусочек её страны - мой. Скоро она будет бессильна против меня. Королева, не имеющая ничего, кроме грехов.
- Что вы сделаете с ней?
- Она тоже признается. А затем...
- ...она тоже умрёт.
Тут двойственный момент. Для начала воспримем всё буквально: Испания XVI века, которую захватывает Великий Инквизитор, - это одна из прошлых жизней Из и Тома, происходящая в параллельном мире. Второе: Испания - это тело Иззи, Инквизитор - опухоль головного мозга, слуги Королевы - клетки тела.
7. Книга. Скорее всего, она была нужна Иззи и Тому, чтобы создать некий якорь, к которому можно будет вернуться после смерти, переродившись, чтобы напомнить себе, что было раньше. Точно такой же момент прослеживается и в книге Дэвида Митчелла "Облачный Атлас": родимое пятно в форме кометы, секстет "Облачный Атлас".
8. Шибальба. "Туманность умирающей звезды. Майя называли это "шибальба" - потусторонний мир; место, где возрождаются души умерших".
Открываем Яндекс и смотрим, что же это такое. "Шибальба; (исп. Xibalb;) — название преисподней у майя, находящейся под землей".
Таким образом сопоставляем Преисподнюю с Адом. В фильме множество раз повторялся момент, когда Иззи звала Тома погулять, а он занят, слишком сильно увлёкшись работой над её спасением. Вместо того, чтобы быть рядом с ней, он мучил себя поисками лекарства.
Ад - это худшие воспоминания. Тут следует вспомнить ещё такое понятие как Чистилище.
Том был заперт в этом эпизоде до тех пор, пока не осознал свою ошибку. В конце фильма он обретает Просветление - то состояние сознания, в котором возможности безграничны; он возвращается в прошлое, к Древу Жизни, и возвращает себе кольцо. Возвращает себе память о том, что, хоть тело Иззи и умерло, её душа ждёт его там, в другой его истории, и ему нужно просто умереть, чтобы вернуться к ней.
"Мы всю жизнь стремимся к гармонии. К гармонии, которая в конце жизни дает нам ощущение цельности. Мало кому это удается. Большинство уходит туда, откуда мы пришли, крича и сопротивляясь".
Хочется также добавить от себя: не столько важно то, кем и какими мы были, сколько то, какие мы сейчас, в данный момент. Наше прошлое - это дорога к Себе. То, что постепенно делает нас Собой. Это как кусок мрамора, из которого скульптор освобождает статую.
А теперь заварите ещё чаю, сходите покурить, перечитайте написанное выше ещё раз или просто побудьте некоторое время в тишине. Не волнуйтесь, спустя некоторое время вы всё равно всё это забудете - так устроена Игра.
Свидетельство о публикации №218112200059