Раскопки Агаты Кристи

Агата Кристи в "Автобиографии" с большим увлечением рассказывает о своих путешествиях: Бейрут, Мосул, Ур, Багдад, Телль-Кочек, Дельфы, корабли и Восточный экспресс, автомобили, лошади и верблюды... Еще интереснее ее рассказ об археологических раскопках, в которых она самозабвенно принимала участие. Ирак, Сирия, Иран... Она и мужа (второго) нашла в этих занятиях, Макс был археологом. Должно быть от любовного головокружения мудрая дама-писательница изрекла: лучше бы я была археологом, мне это занятие нравится гораздо больше, нежели сочинительство! В конце-концов удалось найти компромисс: во время раскопок на Ниневийском холме Агата в пристроенном шалаше и за шатким столиком продолжала писательскую деятельность и параллельно расчищала от грязи добытые артефакты из слоновой кости. Это было так волнующе!
Археологи прекрасно ладили с аборигенами, даже устраивали для них иногда праздники с угощением. Надо же было отметить потрясающие удачи этих поисков! Кристи пишет о муже: "Он открыл множество тайн Нимруда...раскопал знаменитую крепость Шалманезер... перестала быть загадкой история Калаха, военной столицы Ассирии. С исторической точки зрения Нимруд стал удовлетворительно изучен, а музеи мира обогатились самыми прекрасными изделиями".
Естественно, более других обогатились британские музеи, об этом тоже пишет Агата Кристи. Из других источников легко узнать размеры этого неустанного 300-летнего обогащения. Британский музей (the British Museum) — главный историко-археологический музей Великобритании, владеет одной из крупнейших и наиболее ценных в мире коллекций - в ней более 13 млн. экспонатов! В фондах музея хранятся предметы со всех континентов, охватывающие всю историю человечества — от палеолита до наших дней.
Британский музей был создан в 1753 году и с тех пор непрерывно пополнялся - в том числе и усилиями супругов Макса и Агаты, увлеченных археологов. Археологам и коллекционерам, естественно, платили, кое-кто просто дарил вывезенные из Африки, Азии, Ближнего Востока артефакты. Их было так много, что музей постоянно расширялся, в 1823 году начались работы по постройке более просторного здания на месте старого, в 1906 расширение продолжилось. Многие шедевры музейной экспозиции попали сюда при весьма темных обстоятельствах. Рассказывают, что когда Наполеон вперся в Египет и тоже огреб там потрясающие артефакты древности, англичане позже просто отбили у него эти ценности. Разумеется, совсем не для того, чтобы вернуть их Египту. Вообще из Египта в Британском музее более 110 тысяч экспонатов, а в постоянной экспозиции есть возможность выставить не более 4% от этого числа.
Всё это меня заставила вспомнить горячая новость: в Британском музее состоялся торжественный акт передачи исторических ценностей Ираку(показывают чемоданчик с 8 предметами, вроде наконечников стрел). Эти артефакты были украдены во время агрессии в 2003 году, (англичане в ней активно участвовали вместе с США) вывезены, Скотланд Ярд задержал воров и вернул Багдаду похищенное!
Сама эта акция взволновала мировую общественность, так как многие ограбленные страны неустанно добиваются возврата своих исторических ценностей. Вот и при известии, что англичане что-то возвращают Ираку, у музея тут же собралась толпа пикетчиков из Греции, Египта, Чили. Наивные, они не поняли, что музей от своего отказываться не собирается, он принял участие в акции правоохранителей, вернувших конфискат. А уж чтобы вернуть острову Пасхи одного из каменных идолов, чего добивается Чили, вообще речи быть не может!
Если уж британцы сумели уволочь такого веса сокровище, что уж там говорить о посуде, статуэтках, черепках и мумиях! Агата Кристи увлеченно свидетельствует, что вопрос состоял лишь в том, чтобы чисто физически все добытое упаковать, загрузить и вывезти. Об оформлении разрешения, а спорах с властями тех стран, где раскапывались клады, вообще думать не приходилось. Напомню, речь идет не о стародавних временах, когда даже бандитский промысел пиратов был освящен и одобрен властью английской королевы, только оговоренную часть в казну не забывай отдавать! Речь о временах практически наших, когда Агата копала, я в школу ходила, вот что меня потрясает!
Поэтому музеи Каира беднее Метрополитен музея в Нью-Йорке и Британского музея в Лондоне. Поэтому они по-прежнему бомбят, где хотят и когда хотят под надуманными предлогами. Поэтому самым прибыльным промыслом остается вывоз исторических ценностей из Сирии и Багдада, а "черные" копатели всегда находят сбыт своей добыче.
Обыватели Великобритании и писательница Агата Кристи искренне не видят в том никакого греха, потому что древние цивилизации со своей неоценимой культурой для них просто варвары, не осознающие истинной ценности того, что хранится в курганах. Кто успел, тот и съел, какой же тут грабеж?


Рецензии