Последний парад наступает...

МИФЫ О КРЕЙСЕРЕ «ВАРЯГ».

МИФ 1. Крейсер «Варяг» выполнял в Чемульпо правительственное задание.

Крейсер «Варяг» имел 550 матросов, кондукторов, унтер-офицеров и 20 офицеров. Крейсер не выполнял никаких важных задач. Командир "Варяга" В.Ф. Руднев просто поддерживал связь между Порт-Артуром, где базировалась эскадра, и русским посланником в Сеуле, а также собирал информацию о военных приготовлениях японцев.

5 января 1904 г. из Порт-Артура пришла в Чемульпо канонерская лодка "Кореец" и стала на якорь неподалеку от "Варяга". "Кореец" был вооружен двумя орудиями и несколькими малокалиберными пушками и имел на борту 11 офицеров и 168 матросов экипажа. Никаких инструкций "Кореец" из Порт-Артура не привез.
В.Ф. Руднев спрашивал у русского посланника в Сеуле: "Слышал о разрыве наших дипломатических отношений с Японией. Вы можете это подтвердить или опровергнуть?". Посланник отвечал: "Слухи о разрыве отношений распускаются здешними частными лицами. Никакого сколько-нибудь достоверного подтверждения этим слухам не получено... Ни в коем случае не уходить из Чемульпо без приказания, которое будет передано тем или иным способом".

МИФ 2. Битва при Чемульпо имела стратегическое значение в ходе русско-японской войны.

Никакого значения эта «битва» не имела - потому что никакой битвы не было. В Чемульпо вошли японские крейсеры, в том числе, броненосный крейсер "Асама" в девять тысяч тонн водоизмещением, и 4 японских миноносца. Они высадили на берег нейтральной тогда Кореи свой десант, состоявший из 3 тысяч человек.
Утром 27 января 1904 г., командующий японской эскадрой контр-адмирал С. Уриу передал на "Варяг" ультиматум:
"Командиру крейсера "Варяг" Императорского Российского флота. Сэр! Ввиду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми судами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня 27 января 1904 года. В противном случае я атакую Вас в порту. Имею честь быть Вашим почтительнейшим слугой. С. УРИУ, контр-адмирал Императорского Японского Флота и командующий Японской эскадрой на рейде в Чемульпо".

Командир корабля любой европейской страны в подобной ситуации покинул бы бухту, чтобы спасти жизнь своих моряков. Российским морякам нечего было защищать в Чемульпо, никакого приказа вступить в бой с японцами, они не получали.
Но капитан Руднев решил вступить в бой.
В своем обращении к команде, выстроенной на палубе «Варяга», Руднев сообщил о японском ультиматуме и сказал: «...мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови... каждый снаряд должен нанести вред неприятелю».
Отсюда и возникло впоследствии  - «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!
На самом деле, в ультиматуме японского адмирала Уриу о сдаче крейсера ни слова было сказано. Адмирал предлагал капитану Рудневу вывести русские корабли из бухты, в противном случае, японцы атакуют его на рейде.

Крейсер «Варяг» отправился к выходу из бухты. В 11 часов 45 минут загремели выстрелы с крейсера «Асама». «Варяг» начал отвечать огнем. Согласно рапорту Руднева, этим огнем был тяжело поврежден «Асама» и потоплен миноносец, а крейсер «Такатихо» затонул по пути в порт. Но очевидцы и сами японцы опровергают эти "победные реляции". Так, командир английского стационера коммодор Бейли, наблюдавший за боем, писал в своем донесении, что «русские отвечали сильным огнем по японским судам, но их расчеты стрельбы были неточны». А вот донесения японцев: «В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда и мы не понесли не малейших потерь».
Первым же попаданием по «Варягу» был разрушен главный дальномер, а затем и второй. С этой минуты, огнем никто не управлял, командоры палили не целясь!
В 12 часов 45 минут бой прекратился. За час, японские крейсера выпустили 419 снарядов общим весом 13088 кг. «Варяг» и «Кореец» ответили 947 снарядами общим весом 23056 кг  - вдвое превзошли японскую эскадру по силе огня! Жаль только, что русские канониры палили не целясь...

В 15 часов 30 минут, капитан крейсера Руднев совершил еще один «подвиг» - приказал открыть на "Варяге" кингстоны. Это было еще более бессмысленно, чем сам бой. Опытный моряк Руднев прекрасно знал, что бухта Чемульпо мелкая и крейсер полностью не затонет, что впоследствии, даст возможность японцам его поднять.
Так и случилось. Над водой остались торчать надстройки корабля, и даже орудийные башни. Через пару месяцев, японцы подняли «Варяг» и осмотрели его. В крейсер попало 11 снарядов. Машины, котлы (кроме одного), винты и рулевое управление повреждены не были, находились в исправном состоянии и требовали лишь очистки, просушки и смазки. Из двенадцати пушек «Варяга» десять были признаны годными!
Тем самым, японцы уличили капитана Руднева во лжи, ведь он сообщил своему командованию, что «Варяг» был сильно поврежден, поэтому он и затопил корабль.

В том бессмысленном бою, экипаж "Варяга" потерял мичмана, 31 матроса, 85 нижних чинов. 6 офицеров были ранены, в том числе, командир крейсера Руднев.
Канонерская лодка "Кореец" не получила повреждений, просто была затоплена своей командой, которая покинула корабль.
В это время в бухте Чемульпо находились боевые корабли многих европейских стран. Они помогли русским морякам спастись.

МИФ 3. В советской и российской военной истории подвиг крейсера "Варяг" высоко оценен, потому что командиры и матросы проявили в сражении мужество и героизм.

Никакого сражения не было в бухте Чемульпо не было. Вполне боеспособный крейсер фактически сдали врагу, затем русские моряки дали японцам слово не воевать против Японии и были милостиво отпущены на родину. Там их сделали национальными героями. Экипажи «Варяга» и «Корейца» - не получившего ни одного попадания, наградили Георгиевскими крестами. Со статутом ордена это не вязалось и армия была недовольна. Но так было нужно для поднятия градуса патриотизма.
В.Ф. Руднев удостоился звания флигель-адъютанта и вошёл в пантеон героев, а крейсер – в легенду. Легенда требует подтверждений. Отсюда -  «Наверх, вы, товарищи, все по местам!» Эта песня стала элементом мифа о «подвиге «Варяга».

Увы, и здесь насмешка судьбы! Слова этой песни написаны австрийцем Грейнцем, который прославился тем, что писал патриотические стишки для военных листовок. Поэтому, авторство песни не афишировалось. Мол, если народ  поет, значит, сам ее и сочинил.

«Подвиг «Варяга» - это девальвация подвига, а также, воинской чести и общественной морали. В итоге, у России вымышленная история и выдуманные герои.

Мифы лакируют прошлое, но покрывают трещинами будущее.


Рецензии