Из жизни вертолетчиков

Бортмеханик Василий летал на вертолете Ми-4 уже несколько лет.  Спокойный рассудительный парень с типичной карьерой авиатехника.  Окончил вертолетное техническое училище, пришел в отряд. Занимался техническим обслуживанием вертолетов по разряду «слонов». «Слонами» на авиационном языке назывались техники по обслуживанию планера и двигателя. Работал хорошо и с течением времени пробился на борт. То есть,  с наземной на летную работу. Очень хорошее продвижение по работе, зарплата выше и на пенсию раньше.
 В тот день они летали по «гравике». Так сокращенно называются гравиметрические измерения земли. Специалисты  в нужном месте закладывают взрывчатку,  в нужном месте ставят сейсмические приборы. Потом заряд подрывают и приборами ловят гравитационные волны. А потом по изловленным волнам определяют,  где там под землей скрыты природные богатства для нашего народа. Для точности определения, приборы нужно ставить в строго определенных местах. Вот они в тот день и занимались такой работой.  Гравиметрист  показывал на карте экипажу,  куда лететь, а экипаж старался приземлиться как можно ближе к указанному месту. Дело в том, что в лесной местности далеко не везде можно приземлить вертолет. Сплошная тайга, деревья высокие. Там есть только два подходящих места.  Где - ни будь в излучине таёжной речки на песке или на краю болотца.  Причем, с речки надо будет взлетать вертикально, как из колодца, из-за окружающих деревьев, а на болоте много сухостоя, то есть засохших деревьев с прочностью древесины, приближающейся по прочности к камню.
Работали так. В нужной точке командир приземлял вертолет, гравиметрист выходил со своими приборами, делал свои дела и потом летели в другое место.  В деталях это выглядело так. Вертолет зависал на касании, бортмеханик должен выйти из вертолета,  специальным ломиком  определить прочность грунта и  сообщить экипажу, можно здесь приземляться или нет. Так было и в этот раз. Подобрали площадку на краю болота, вроде, подходящую с зеленой травкой. Вертолет завис, Василий с ломиком спрыгнул со ступеньки. И в самую трясину по пояс. С дальнейшим  медленным погружением.  Гравиметрист бросил Василию веревку, которой закрепляли груз. Она всегда лежала на полу в углу. Василий обвязал себя за пояс. А дальше что? Гравиметристу Василия из трясины не вытащить. Привязали веревку к шасси и вертолет начал медленно подниматься. Василия из болота вытащили, с него стекала вода с болотной  грязью и падали куски тины,  но в вертолет затащить было нельзя. Веревка  натянулась, удлинилась,  и Василий руками до ступеньки дотянуться не мог, а у гравиметриста не хватало сил, чтобы бортмеханика  затащить в вертолет. Пришлось лететь несколько километров до реки, с Василием, так сказать,  на внешней подвеске. Что он думал, вися на веревке за бортом летящего вертолета, Василий ни кому не рассказывал. Долетели нормально, приземлились, отвязали веревку. Василий разделся, выполоскал одежду, отбиваясь от оводов и слепней.  Полетели домой. На сегодня работа была закончена.
На следующее лето в составе этого же экипажа, они взлетали где-то  с ограниченной площадки в лесу.  То ли была потеря мощности двигателя, то ли еще что-то, так и осталось не известно, но они упали, и вертолет в хлам разбили. Сами не пострадали.  Пилотов наказали, командира перевели во вторые пилоты, Василий отделался психологической травмой. Бортмеханик в таких случаях не причём.   
В то же лето,  взлетая с трассы газопровода, что-то вертолет закапризничал,  вверх пошел не так резво и они зацепили березу несущим винтом. Березу порубили на мелкие чурки, но повреждения у вертолета оказались незначительные и они долетели до базы.   Со стороны заготовка березовых дров выглядела впечатляюще.  Это впечатление было для Василия решающим. По прилету на базу он пошел в штаб и написал рапорт об увольнении.  Судьба его предупредила три раза,  и он посчитал, что этого достаточно, чтобы перестать с ней играть.
Через несколько дней, подписав обходной и получив деньги, он устроился на кирпичный завод. В течение года получил квартиру и стал средней руки начальником.     Есть судьба или нет её, но….
Оба командира вертолетов,  и тот, с которым Василий попал в болото и тот, с которым рубили березу, погибли. В декабре 76 года в один день два вертолета потерпели катастрофу в горах Полярного Урала.               


Рецензии