К истории Сямского Богородице Рождественского мона

А деревни Сяма не было.
Далекая и близкая старина.
     В начале 70-х годов писал домой из армии письма на адрес: «местечко Сяма», не село, не деревня, а местечко. Разузнать, почему так звали тогда Сяму, и в голову не приходило, хотя недоумение возникало, почему это вдруг я живу в местечке, а не как все прочие в деревнях и селах.
     Спустя много лет, неожиданно, в документах о Сямском Богородице Рождественском монастыре обнаруживается, что ещё в 16 веке на правом берегу реки Крутец проживали крестьяне в деревне Долгая Поляна. Не было монастыря, а деревня с таким красивым названием существовала.  И вот теперь возникло желание узнать побольше о своей малой родине, о Долгой Поляне, её истории, когда и почему прекратилось её существование.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
А.Блок.
     Прошли века, обнаружилась не пылинка, и не из дальних стран, а с берегов Крутца, где и сейчас стоит наш родительский дом.
 Давайте попытаемся найти в множестве архивных и интернетовских кладовых хоть что то, проливающее свет на это для меня чудо о далеких временах нашего края.
     О Сямском монастыре в интернете находится множество самой разнообразной информации, в грамотах великих князей, монастырских документах и летописях, воспоминаниях путешественников и писателей, легендах.
     Впервые упоминание о Долгой Поляне встретилось в легенде о явлении Пресвятой Богородицы, явившейся к больному Родионову в деревне Отводное Никольского прихода, которая повелела ему отправиться на Сяму (имеется в виду волость Сяма) и предать попу Конону Церкви Покрова Пречистой Богородицы чтобы поставили церковь во имя Рождества Пресвятая Богородицы у речки Крутца, на Долгой Поляне. (Интересно, зачем в 800 метрах от церкви Покрова на Горке возводить вторую церковь Рождества на Долгой Поляне, когда прихожанам было достаточно одной церкви? Может быть читатели найдут ответ на этот вопрос.)
     Деревня Отводное оказывается была где-то на берегу Кубенского озера в составе Борисовского прихода. (Надо уточнять) А «отправиться на Сяму» означало отправиться в Сямскую волость.

 В 14 - 15 веках волостей, как отмечено на карте – схеме,(будет размещена отдельно) тянувшихся к Вологде было 23. А Сяма будучи одной из небольших по площади волостей, занимала, почти всё юго-западное побережье Кубенского озера за исключением самой южной оконечности поозерья.
Для понимания важно отметить, что только в XVI—XVII веках формируется другая терминология и волость Сяма именуется Сямской волостью. А раньше и Сяма и другие волости в документах именовались только именем собственным без употребления слова «волость».
      В результате такого написания неоднократно делались ошибочные предположения и выводы. Пример совсем рядом. И сейчас многими специалистами по Гиляровскому считается местом его рождения деревня Сяма, а не Горка Покровская волости Сяма. Но об этом когда ни будь позже.
      Вернусь к деревне Долгая Поляна. По одной легенде невозможно добраться до истины и подтверждение ей находится в дарственных грамотах Великих Князей.
      В 1524 год Великий князь Василий Иванович передает новой церкви   в вотчинное владение деревню Долгая Поляна и пустоши Исаково, Бобырево и Брюхачево, а впоследствии добавились деревня Баландино и Мартюкова пустошь. (1).
В течении 100 лет до 1624 года все Великие Князья и Цари в своих жалованных грамотах подтверждали вотчинное владение монастырем этих деревень и пустошей. (2)
        Спустя 100 лет со дня постройки церкви Рождества Богородицы и Сямскго Богородице Рождественского монастыря в монастырской писцовой книге 1624 года Долгая Поляна записывается уже сельцом. Сельцом в то время именовались одиноко стоящие крестьянские дома с хозяйственными постройками.  А в более поздних документах Долгая Поляна уже не упоминается, Сельцо опустело, вымерли или разъехались люди, не осталось и следа в памяти о деревне Долгая Поляна. Монастырские владения и постройки поглотили Долгую Поляну. 
Началась история монастыря.
      В списке населенных мест Центрального статистического комитета министерства внутренних дел 1859 года по первому стану Вологодского уезда деревня Долгая Поляна не значится, как, впрочем, не значится и деревни Сяма. Первая исчезла, а вторая еще не возникла. Но процветал Сямский Богородицы Рождественский монастырь со множеством хозяйственных построек. А за монастырской стеной 4 раза в год шумели многодневные торговые ярмарки, гости проживали в постоялом дворе, богомольцы в гостинице, а для полицейского пристава выстроен специальный флигель.

      Монастырь в свою очередь закрывают в 1924 году. И только в 1926 году впервые вместо Сямского Богородице Рождественского монастыря регистрируется новый населенный пункт местечко Сяма - административный центр Березниковской волости с 8-ю дворами и хозяйствами, в которых проживает 103 человека мужского пола и 12 женщин.  Все дело оказывается в том, что власти не могли иначе обозначить место, где еще проживали не расселённые монахи официально закрытого монастыря. В той же переписной ведомости указано, что в деревне Березник с 76-ю домами зарегистрировано 139 мужчин и 167 женщин.

      Со временем местечко нарекают селом, а 6 июня 2001 года село Сяма решением губернатора Вологодской области переименовано в деревню Сяма.

     Все русские церкви построены на благоприятных местах. Видимо поэтому люди, пришедшие в храм испытывают особое душевное равновесие.

      Еще в древние времена наши предки знали, что далеко не каждое место пригодно для строительства церкви. Обычно призывали лозоходца, который обламывал ветку лозы, ивы или орешника с развилинкой. Затем брал оба конца в руки так, чтобы третий, острый угол был обращен кверху, и начинал искать. Там, где лоза в руках склонится верхним концом вниз и строили церковь.
     Насчёт магнитных полей существует такой факт, что если колебание магнитных полей в этом месте равно нулю, то действительно такие места выбирали для постройки церквей. Но об этом мало информации...
     Общеизвестно, что монастыри были центрами культуры, образования, применения передовых технологий в сельском хозяйстве. Однажды проректор педагогического университета, с которым мы пытались решить вопрос собственности монастырских зданий рассказал, что студенты-биологи, которые проходили летнюю практику в Сяме, обнаружили на одном из ближайших полей чернозёмный слой толщиной в метр.
     А ещё в монастырях восстанавливались духовные и физические силы, об этом можно прочитать даже в художественной литературе.
     Такой ответ возможен на вопрос о причине строительства церкви Рождества Богородицы, а потом монастыря на Долгой Поляне мене чем в километре от церкви Покрова Богородицы на Горке.
Примечания.
1.В тоже «лЬто 7032 (1524), при державЬ блаженные памяти В. К. Bacuuia Ивановича всеа Pycia и пожаловалъ-де В. К. Василей Ивановичъ всеа Pyciu къ тому монастырю на свЪчи и на ладонъ деревню Долгую Поляну, а Баландино тожъ, да на дрова пустошь Мартюковъ починокъ со всЬмп угодья и съ рыбными ловлями…»

Грамота Царя Михаила веодоровича в ъ СямскШ монастырь о невзимаши съ монастырской вотчины ни кавихъ податей и денежныхъ сборовъ, 2 М а я1624 года.
а въ той грамотЬ написано: вотчина ихъ монастырская въ той Сямской волости на рЬчкЬ на КрутцЬ во Фрнзинскомъ присельЬ: деревня Долгая Поляна съ
л^сы и съ луги и со всЬми угодьи, что къ той деревп1> исстари потягло; да имъ же дано въ Сямской же волости въ денежные, и хл'Ьбвые и въ соленые руги мЬсто, пустошь Иваново, пустошь Бобырево на рЬчкЬ на ДаниловицЬ, пустошь Брюхачево на Крутомъ врагЬ со всЬми угодьи и съ пожнями


Рецензии
Глубокое исследовательское повествование вызывает уважение к автору, который занимается историей своего края, поэтапно, досконально, на фактическом материале открывает читателю страницы о тех " далёких временах" до нынешнего века - о наименованиях, причинах перенаименований, изменениях в административных центрах... Читается увлечённо, много познавательного материала. С интересом воспринимается хронологическая последовательность событий до и после постройки церкви Рождества Богородицы и Сямского Богородице Рождественского монастыря: подробно о том, как " монастырские владения и постройки поглотили Долгую Поляну... и началась история монастыря". Некоторые вопросы пока остаются загадкой, о чём автор уведомляет читателя ( "зачем в 800 метрах от церкви Покрова на Горке возводили вторую церковь Рождества на Долгой Поляне?", " Какие места выбирали для построения церкви...и почему?). Произведение соответствует избранному жанру, поставленные задачи решены профессионально. Желаю вам, Валерий, успехов в нелёгком, но важном труде, счастья, во всём удач! С теплом, Марина Татарская.

Марина Татарская   24.01.2019 10:47     Заявить о нарушении
Марина, признателен вам за добрый отзыв о моей небольшой статье.Критика, а критиковать тоже есть за что,поубавила бы желание дальнейших исследований.А вы подняли меня в моих глазах, прибавилось уверенности.

Валерий Кумзеров   24.01.2019 11:05   Заявить о нарушении