Волость Сяма

Откуда пошла волость Сяма.
     Древнейший летописный свод чаще называют кратко: «Повесть временных лет».  Полное название летописи на современном русском читается: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля». 
     Об истоках славян, русов и русской земли не найдено, до сих пор ответа, устраивавшего всех. Историческая наука опирается то на одни источники и артефакты, то на другие в зависимости от признания их подлинности и достоверности научным сообществом. Вот к примеру, что показали поздние археологические раскопки в нашей области. Археолог Н. Макаров пишет: «В   "Повести временных лет"   Белоозеро   значится   в числе древнейших русских городов, существовавших уже в IX веке. "Первыми насельниками" его названа "весь" — одно из финно-угорских племен, однако, судя по археологическим данным, проникновение славян сюда наблюдалось в том же веке, а с конца следующего столетия идет быстрое смешение славянского и финно-угорского населения.» (1)
     Мы же попытаемся прояснить значение слова «сяма», предложим свою версию, почему Сямой долгое время называлось побережье Кубенского озера, и как возникла волость Сяма.
Этимология слова «сяма».
      Поиск значения слова «сяма» в словарях народностей России открыл широкую его популярность, самые разнообразные и неожиданные его толкования. На языке коми слово «сяма» используется для передачи сравнительной характеристики: «похожий на кого-то»; например, «батьыс сяма — похожий на отца». На коми-пермяцком «сяма» - умелый, смекалистый, толковый; в удмуртском «сям» - означает вкус; на вепском – мох; на татарском (тюркском) – небо. Не помог и словарь финно-угорских топонимов. В словаре Даля находим слово «сямать» с пометкой «вологодск.» в значении смекать, понимать, разуметь. «Сямаем мы и сами работу эту, да только супротив устюжан не сработаем». Попытка узнать, понять причину названия наших земель словом «сяма» не увенчалась успехом. Современные словари, в которых дается его перевод, объяснение, не помогают.
      А между тем, в России в самых различных её краях существуют  реки, озера, населенные пункты, несущие в своем названии корневую основу «сям»: районный центр Сямжа на реке Сямжене, поселок Сямба в Вожегодском районе, Сямозеро на юге Карелии, деревня Сям Какси и село  Сям Можга в Удмуртии, Но почему, по какой причине они так названы? Возможно потому, что все эти территории лесные, зеленые и своей историей уходят далеко в древность к нашим пращурам. Тогда подсказку можно найти не в современных, а более древних языках.
   Еще в конце 18-го столетия британские учёные выдвинули гипотезу, что предком всех развитых языков является санскрит.  В 1903 году политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак в книге «Арктическая родина в Ведах» обосновал гипотезу арктической прародины индоевропейцев.  Советские и российские санскритологи считают, что санскрит стал одним из поздних диалектов, потерявшим связь с нашим языком. В работах Светланы Жарниковой, долгое время работавшей в Вологодском пединституте, приводятся неопровержимые доказательства родства северных диалектов русского языка и санскрита.
     Сотни вологодских старорусских слов идентичны древнему санскриту, а подавляющее большинство названий наших рек можно без коверканья языка просто переводить с санскрита: Сухона - легко преодолимая, Кубена-извилистая, Суда–ручей.  В Вологодской и Архангельской областях множество речек, озер и ручейков называются, сохранив санскритское звучание: Ганг, Шива, Индига, Индосат, Синдошка, Индоманка.
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Иль мы — тот великий народ,
Чьё имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поёт
Созвучно с напевом санскрита!
В. Брюсов.
     И вот находим, с санскрита «сяма» переводится в значении «зеленая». (2)
 Конечно, 1-2 тысячи лет назад нашу вологодскую землю покрывал сплошной зеленый лесной массив из столетних елей и сосен вперемежку с огромными можжевеловыми чащами. Путешественник, идя на ладье по Кубенскому озеру, мог видеть вокруг только бесконечную зелень тайги. «Сплошная сяма» - восклицал он.  Можно было остановиться на этой версии и продолжать её развитие. Но.
      Другая версия возникла при обращении к белорусскому языку. Слово «семья» по-белорусски читается «сям’я». Лингвисты уверяют, что украинский и белорусский языки в своей первооснове остались ближе к древнерусскому, а слово «сям’я» выводят от старорусского «СЕМЪЕ», что означает «моё семя - в значении род, племя».(3)
Таким образом, становится очевидной многовековая трансформация смыслового значения слов с развитием древних укладов жизни от родоплеменных к общинно-родовым формам, сохраняющих в своей основе кровные семейные признаки.               
     Предположим, что на берегах Кубенского озера, в глухих таежных дебрях дольше, чем где-либо существовали устойчивые к внешнему влиянию родовые общины с сохранением семейно-родственных отношений, что и послужило, когда пришло время в документах назвать одну из них, а точнее сохранить за ней название «Сям’я», ставшее Сямой. На мой взгляд, такая версия может иметь право на существование.  По этой же самой причине корневая основа «сям» сохранилась в названиях озер и населенных пунктов в других территориях.
      В пользу этой версии можно расшифровывать некоторые старинные документы. Общеизвестно, что родовые общины без желания переходили под влияние княжеской власти. Объединение русских земель происходило постепенно и длительное время под давлением экономических факторов и силового принуждения. Общинно-родовой образ жизни, как отмечается в исторической литературе, во многом определял уклад жизни крестьян в 14 веке и существовал в различных формах вплоть до 20 века.
Духовные грамоты московских князей и волость Сяма.
     По своему завещанию (духовной грамоте от 16 мая 1389 года)  великий князь Донской Дмитрий Иванович  распределил земли Московского княжества между своими сыновьями.
     «А се даю сыну своему, князю Василью, Коломну со всеми волостми…
      А се даю сыну своему, князю Юрью, Звенигород со всеми волостми …
       А се даю сыну своему, князю Андрею, Можаеск со всеми волостми… 
А сына своего, князя Петра, благословляю куплею же деда своего, Угличем полем, и что к нему потягло, да Тошною и Сямою». (4)
     Сяма в завещании великого князя упоминается ещё раз, когда он из сыновьих наделов часть земель передает княгине во временное владение:
      «А се даю своей княгине… из княжа удела из Петрова: Ижво да Сяма.» (5)
     Возникает вопрос, почему земли Тошни, Сямы, Ижвы не называются, как другие земли, волостями, но в то же время передаются по наследству. Что не позволяет назвать их волостями, хотя княжеская власть над ними, как понимаем, имеется.  Волостью в Древней Руси   назывались земли, находящиеся в княжеском владении (собственности). (6) Скорее всего земли Тошни, Сямы, Ижвы ещё не имели юридического статуса «волость»  не будучи в собственности   московского князя, а передавались по наследству по причине военной и политической зависимости.
      «Рука Москвы» дотянулась до наших северных окраин, но основной уклад хозяйственной жизни составляли еще общинные отношения. Такие общества лиц, «общины» как установил Н. П. Павлов-Сильванский в работе «Феодализм в удельной Руси» также могли называться волостью, но обозначали не территории, а именно сообщность лиц и хозяйств, занимающихся крестьянским трудом. (7) К концу 14 века в России существовало еще много волостных общин и не считаться с этим великим московским князьям было нельзя. Общинную терминологию в своих завещаниях не использовали, называя подобные территории просто по названию местности Сяма, Тошня и т.д.   
     На волостную общину налагалась общая сумма податей и повинностей, а община самостоятельно определяла долю каждого крестьянина соответственно его имуществу. Налоги собирали с членов общины и платили землевладельцам волостные старосты. Волостная община была связана круговой порукой и в сфере уголовных преступлений. (8) 

     Между тем общинные отношения как форма землепользования продолжали разрушаться. В 1462 году по духовной грамоте великого князя Василия 11 Васильевича Сяма переходит к его сыну Князю Андрею. «А сына своего Андрея Меншого благословляю... Да даю ему Вологду, и с Кубеною, и с Заозерьем, со всем, и что к Вологде, и к Кубене, и к Заозерью потягло, и с пошлинами, да Иледам с Обнорою, и с Комелою, и с Волочком, да Авнегу, да Шиленгу, да Пельшму, да Бохтюгу, да Ухтюшку, да Сяму и Отводное с Перфушковскими селы, да Тошну, да Янгосар, и со всем, что к тем волостем потягло».
 На карте – схеме затемнением выделена площадь покосов передаваемая Кирилло-Белозерскому монастырю по речке Орловке, притоке реки Кой и что для нас ценно определены западные границы Сямы.(9)
      Из текста этого завещания становится ясно, что земли Сямы, спустя 60 лет после смерти Дмитрия Донского, приобрели статус волости, стали княжеской собственностью сохранив за собой название Сяма. Семейно-родственные отношения ушли в прошлое.
      Бывшие общинные земли перераспределяются по княжеской воле без согласия ослабевшей общины и общинных старост.
      В 1472 году Кирилло-Белозерскому монастырю отходят в волости Сяма сенокосные угодья «по речке Орловке сверху межах з деревнею Иванковым, снизу в межах по речку Кой». «Се аз, князь Андрей Васильевич, дал есмь в дом пречистой Богородица и чюдотворца Кирила игумену Игнатью з братьею, или кто по нем иной игумен будет, в Вологоцком уезде, в Сямской волости, к прежнему моему даянью сенной покос по речке Орловке сверху межах з деревнею Иванковым, снизу в межах по речку Кой. А волостелем моим сямскому и заозерскому до того покосу дела нет. А владеть тем покосом Кирилова монастыря игумену Игнатью з братьею, или кто по нем иной игумен будет. Данную писал по приказу князь Андрея Васильевича Гридка Богданов, 6981-го сентября в 20 день». (10)
     Да богаты были земли сямские пастбищами, полями и водью, пушным зверем и рыбой. Не зря монастыри стремились владеть ими.
      Около 1481 года, удельный князь Андрей Вологодский пожаловал 40 волостных деревень на Сяме Троице-Сергиеву монастырю. (11)
     В работе А.;Л.;Грязнова и М.;С.;Черкасовой «Северная Русь и проблемы формирования древнерусского государства» находим карту-схему всех волостей, имеющих границы с Сямой. (12)
    Сяма ( под цифрой 10) будучи по территории одной из небольших по площади волостей, занимала, почти всё юго-западное побережье Кубенского озера за исключением самой южной оконечности поозерья, принадлежащей князьям Кубенским.
    Пролетали столетия друг за другом, менялись владельцы волостей, вотчин, монастырских владений, распадались одни и возникали другие вотчины. Во второй половине XVII века в Вологодском уезде формируется девять волостей, из земель Сямы выделяется Воздвиженская волость. Важно отметить, что в XVI—XVII веках формируется другая терминология, на примере Сямы видим, что волость Сяма именуется теперь Сямской волостью. Безусловно изменилась и структура управления волостью, ряд функций былого самоуправления от волости переходит на уездный уровень.
      Не установлено во время какой из очередных реорганизаций, а их было множество, была ликвидирована Сямская волость. Известно лишь, что в 1859 году уже была сформирована Березниковская волость. (13)
     В 1913 году в границах Сямской волости образуются Березниковская, Нефедовская и Новленская волости. В 1926 году происходит укрупнение административных образований и Новленская волость поглощает Березниковскую и Нефедовскую.
     Рассматривая историю волости Сяма и трансформацию её в Сямскую волость, не удалось во всех рассматриваемых первоисточниках обнаружить упоминания о деревне или селе Сяма. Неожиданно обнаружилось, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы строилась на берегу реки Крутец рядом с деревней Долгая Поляна.
           От деревни Долгая Поляна за 500 лет к деревне Сяма.
     Впервые упоминание о Долгой Поляне встречается в легенде о явлении Пресвятой Богородицы, явившейся к больному Родионову в деревне Отводное Никольского прихода, которая повелела ему отправиться на Сяму (имеется в виду волость Сяма) и предать попу Конону Церкви Покрова Пречистой Богородицы поставить церковь во имя Рождества Пресвятая Богородицы у речки Крутца, на Долгой Поляне.
    В тот же 1524 год Великий князь Василий Иванович отец Ивана Грозного передает новой церкви   в вотчинное владение деревню Долгая Поляна и пустоши Исаково, Бобырево и Брюхачево, а впоследствии добавились деревня Баландино и Мартюкова пустошь. (14) В течении 100 лет до 1624 года все Великие Князья и Цари В своих жалованных грамотах подтверждали вотчинное владение монастырем этих деревень и пустошей.
     Однако в монастырской писцовой книге 1624 года Долгая Поляна   считается уже сельцом, то есть хутором по терминологии тех лет.  А вскоре и сельцо поглощается монастырем.

     Деревня Долгая Поляна с 1624 года прекращает свое существование, уступив территорию монастырю. Монастырь в свою очередь закрывают в 1924 году. А в 1926 году возникает местечко Сяма, административный центр Березниковой волости.  Со временем местечко нарекают селом, а 6 июня 2001 года село Сяма переименовано в деревню Сяма.
Вот такая наша история Сямы.

Примечания.
1. Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье. —192с. 1993 г.
2.  
3. http://rus.stackexchange.com/questions/5140/Слово-семья
4. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.: Л., 1950. №12. С. 33–37. https://www.portal-slovo.ru/history/44711.php.
5 Там же. https://www.portal-slovo.ru/history/44711.php
6.Волость —в Др. Руси территория, подчиненная одной власти, преимущественно княжеской. В период Московского княжества термин В. употреблялся в двух значениях крестьянской общины и административного округа. В России с XI в. низшая административно… …   Энциклопедия права
7. Макаров Н. А. Русский Север: таинственное средневековье. — 192с. 1993 г
8. Н. П. Павлов-Сильванский. Феодализм в удельной Руси. СПб., 1910. С. 39.
9. Н. П. Павлов-Сильванский. Феодализм в удельной Руси. СПб., 1910. С. 95.
10. https://www.portal-slovo.ru/history/44711.php Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.
11. Вестник_ «Альянс-Архео». Вып. 14. — ;.; 2016. — 66 ;. А. Л. Грязнов «Князь Андрей Васильевич руку приложил». с.4-11
12Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989. С. 150.
13.Грязнов А. Л.,  Черкасова М. С. О формировании межуездных границ на Русском Севере в XV–ХVI вв.: Белоозеро – Вологда – Устюг Вологодский край 15 век. http://forum.vgd.ru/710/40310/40.htm
14. А.;Л.;Грязнов, М.;С.;Черкасова «О формировании межуездных границ на Русском Севере в XV–ХVI вв.: Белоозеро – Вологда – Устюг». Сборник материалов международной научной конференции Вологда – Кириллов – Белозерск 6–8 июня 2012 г. «Северная Русь и проблемы формирования древнерусского государства».


Рецензии