Бестолочь. Цикл Милая старина

    В конце двадцатых годов прошлого века в одной из квартир небольшого провинциального сибирского городка проживали два «осколка ушедшей эпохи». Агафья Феоктистовна Застежкина, мещанского происхождения, была вдовой земского врача, и вела самый скромный и добропорядочный образ жизни. Ее сосед по квартире, Карп Самсонович Хрущ, в прошлом почтмейстер, являл собой закоренелого холостяка, так и не отважившегося жениться, но слыл в прежние годы прожигателем жизни и страстным любителем карт и женщин.
    Сейчас, при новой власти, каждый из них влачил бы жалкое существование, если б не оставшиеся от прошлой жизни драгоценности и столовое серебро. Тихо реализуя эти резервы, и сосед, и соседка чувствовали себя весьма сносно. К тому же Карп Самсонович ухитрялся подрабатывать в местном почтамте на сортировке, да и Агафья Феоктистовна не сидела без дела, давая уроки игры на фортепиано двум девицам.
    В свободное от этих занятий время каждый из них предавался своим увлечениям. Вдова раскладывала пасьянсы, а экс-почтмейстер ухитрялся играть сам с собой в карты. Частенько они коротали время и вместе. Карп Самсонович, бывало, приглашал соседушку испить кофе. При этом каждый, по наступившим трудным временам, довольствовался своим.
    В выходные сосед с соседкой неизменно играли в вист, причем на деньги. Во время игры Агафья Феоктистовна, бесконечно проигрывая, старалась уличить партнера в обмане. Но, даже если это не удавалось, все равно, рассчитываясь (играли по копейке), она шутливо награждала партнера нелестными званиями: «жулик», «плут» и тому подобным. Так и говорила:
    - Господин-товарищ милый, да вы - совершеннейший шулер! Сколько я вам должна за все?
    Или:
    - Только прожженный аферист и тертый мошенник способен обыграть бедную, беспомощную вдовушку!
    В ответ же слышала:
    - Славная вы моя Агашенька, вы не только поразительно необучаемый игрок, но еще и хорошая язвочка-c!
    Или:
    - Душа моя, да коли б я вас, неумейка, не любил, то давно бы уже пустил без пантофлей по свету!
    Соседи подтрунивали друг над другом, смеясь. Им нравился такой невинный обмен «любезностями», ведь это говорилось ради удовольствия от получаемого общения.
    Но однажды традиционная воскресная баталия не состоялась. С утра у Карпа Самсоновича разболелся не на шутку живот. На счастье он вспомнил, что соседушка, будучи вдовой врача, обладает не только аптечкой, полной всевозможных снадобий на все случаи жизни, но и сама, о чем нередко хвастала, является кладезем медицинских знаний. Например, в разговоре она могла вскользь авторитетно бросить: «Намедни головой маялась, но взяла аспиринчику — и все, как рукой!»
    Помня об этом, страдалец обратился к ней за советом.
    - Сейчас, сейчас дам пилюльку, и ваша колика пройдет! – поспешила прийти на помощь обеспокоенная случившимся почтенная Агафья Феоктистовна.
    Соседка тут же раскрыла саквояж, полный различных медикаментов еще с давних времен.
    - Вот ваше спасение! На себе не раз испытано. У моего покойного Фаддея Мартыныча, когда спину ломало, то непременно принимал. Коли одна пилюля не справится, попозже нужно повторить. Водичкой запейте и прилягте.
    Но бедный Карп Самсонович вскоре лежать уже не мог. К боли еще прибавились позывы и потребность нестись, сломя голову, в уборную. Со стонами и причитаниями: «Ой-ой-ой!», согнувшись, и обхватив живот руками, он многократно устремлялся в неизменном направлении с одной только мыслью: «Поспеть бы, господи!..»
    Ввиду того, что одна пилюля не уняла колику, уже по собственной инициативе он принял еще, и вскоре с новой силой зачастил по прежнему маршруту... Наконец, не выдержав пытки и этой напасти, Карп Самсонович попросил поймать извозчика и, рискуя опозориться по дороге, все же отправился в лечебницу.
    Там врач старой закалки тщательно и озабоченно осмотрел больного, ощупал его живот, и, дав обезболивающее, изрек:
    - По всей видимости, у вас, батенька, камень в желчном пузыре сдвинулся, отсюда и боль. А вот отчего же понос?.. Не скушали ли чего лишнего, несвежего?
    - Да нет, ел домашнее, как всегда… Но болело очень, даже пилюли не помогали.
    - А что за пилюли вы пользовали? – насторожился доктор.
    - От боли, соседка дала. А вот как название, шут их знает... Две штуки принял, и все впустую.
    - А она, благодетельница ваша, медик?
    - Отчасти. Агафья Феоктистовна - вдова земского врача. Женщина она славная, отзывчивая, вот и спасала.
    - Отчасти, говорите… Ах, голова вы садовая! – доктор пришел в веселое расположение духа. – Мой милейший пациент, разве можно так безрассудно, беспечно поступать? Это желудочное расстройство, уверен, - явный результат безграмотного лечения вашим «эскулапом». Ну, будет вам наукой. С медикаментами, принимаемыми не по назначению, шутки плохи!
    Произведенное внушение взбудоражило бывшего почтмейстера. Неужели к желчным камням он, собственными руками, из-за этой знахарки, добавил себе позорные страдания? Интересно, что старая ослица ему подсунула?
    Когда в растрепанных чувствах Хрущ вернулся домой, Агафья Феоктистовна встретила соседа радостным восклицанием:
    - Слава Богу! С возвращением!
    Карп Самсонович с каменным лицом, даже не взглянув на мадам Застежкину, проследовал к себе.
    Полная недоумения и обескураженная таким отношением, Агафья Феоктистовна решила, что, быть может, его плохое настроение связано с чем-то серьезным. Услышав, что сосед вышел в кухню, она поспешила туда же, разузнать в чем же причина.
    - Любезный Карп Самсонович, как вы себя чувствуете?  У вас, надеюсь, все в порядке?
    - У меня — да! - ответил тот и отвернулся.
    - Мне показалось, так ли это, что вы на меня, как будто, сердитесь? Но ведь я к вам со всей душой, так старалась и стремилась помочь!
    - Агафья Феоктистовна, голубушка, а какими пилюлями вы меня пользовали?
    - Как какими? Пургенчиком, болеутоляющим.
    - Болеутоляющим, говорите, несравненная моя? Даже я, не имеющий к медицине ни малейшего отношения, знаю, что пурген – слабительное!
    - Ой… Ой… Неужели запамятовала? Боже, перепутала с пантопоном! Ахти мне!..
    - А вы бы, дражайшая, еще касторочки дали! – собрав весь сарказм, в сердцах бросил вконец рассерженный сосед.
    - О, милейший Карп Самсонович, простите великодушно! Поверьте, без умысла это. А касторки-то у меня и нет… Обязательно приобрету на всякий случай, авось пригодится!
    - Надеюсь, не мне! – с горькой усмешкой произнес Карп Самсонович, и, отвернувшись, тихо прошелестел губами: - Бестолочь...

   


Рецензии
Начала читать и увлеклась... Другая эпоха, замечательный язык. Очень понравилось. Спасибо большое! С уважением,

Галина Михалева   13.02.2022 01:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Счастлив, что миниатюра Ирины Григорьевны пришлась Вам по душе. Заходите еще, по-простому, в любое время!

С наилучшими пожеланиями,
Владислав,
сын Ирины Григорьевны

Ирина Ефимова   13.02.2022 08:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.