Странствие Камыр-батыра

По мотивам башкирских народных сказок


Как-то раз Камыр;-батыр,
Захотел увидеть мир.
Так сказать, про мир узнать,
И, себя на мир весь показать.

Попрощался с матушкой,
Поклонился батюшке.
«Я без вас, Инэй; – Атай,;
Буду одинок, как сирота.

Знайте же, отец и мать,
Буду я по вам скучать.
Если чудом - не убьюсь,
К вам я обязательно вернусь!»

Взял на плечо котомку,
 Да прочь пошёл, в сторонку.
Чтоб испытанья пройти,
И быть может, счастье обрести.

Долго ль, коротко ль шёл он,
Вдруг услышал вздохи, стон.
"Корчится ли кто в муках,
Либо же мается от скуки?" …

Поднял с земли он палку,
Ту палку-выручалку,
 И пошёл на этот стон,
Вдруг кому в беде поможет он.

Через двадцать пять шагов,
Видит он огромный ров.
А во рву - чужак в цепях,
Весь израненный, в одних лаптях.

Над рвом воронья стая,
Кружится у рва края.
Кружит-кружит, после – тюк!
 И вонзают в пленника свой клюв.

Стонет, стонет мужичок,
Он попался на крючок.
Кровь из ран течёт ручьём,
Но неугомонно вороньё.

Вороньё кружит, как гнус,
Им по нраву крови вкус.
Обессилил пленник рва,
Теплится душа едва-едва.

И, крикнув, как сто слонов,
Наш батыр спустился в ров.
Разлетелось вороньё,
А батыр уж рвёт цепи звено.

 Спас батыр рва пленника,
Грязи ставшего комком.
«Отчего, брат, во рву ты?
И кем тебе надеты путы?»

«Дай мне отдохнуть чуток,
Истек весь мой  жизни сок.
Всё скажу я опосля,
А пока, брат, я ещё дохляк."

Батыр достал котомку,
Вынул хлеб, квас, картошку.
«Ешь, и набирайся сил,
Прости, что не накормив спросил.

Я же отгоню ворон,
Они вновь со всех сторон,
Летят. Такому яству,
Вороны рады- горе с мясом.»

И батыр набрал камней,
Чтоб прогнать ворон скорей.
И улетела  стая,
Ему несчастья предрекая:

«Эгей, людское племя,
Знайте же, придёт время,
Попросите вы помочь,
Нужна станет вся Короны мощь!»

Наелся бедолага,
Помогли хлеб и влага,
И затянулись язвы,
Силы дали батыра яства.

«Слава Богу! – вскрикнул он.-
Меня тысячи ворон,
Не убили! Жив, нет  ран,
Берегись теперь коварный хан!

Батыр, я не утаю,
Почему в цепях стою.
Зовусь я Тимер-батыр,
Был я в войске хана командир.

Я полюбил дочь хана,
Кому вел караваны.
Служил я верой-правдой,
Да только ров стал мне наградой.

Дочь свою не отдал хан,
А задумал он свой план:
Корону ворон Царя,
Принести он попросил меня.

Сковав меня в те цепи,
Сам хан сказал, при этом:
«Коль вернёшься жив и здрав,
Так и быть, свой гордый нрав поправ,

Тыбе выдам дочь свою,
Так скажу! На том стою.
Царя ворон корону,
Коль принесёшь, мне недостойный,

Дочь тебе сам подарю,
Ну, иди, к ворон Царю!»
«Так и в чём коварен хан?
Ты отдался в его руки сам!

Хан поклялся отдать дочь,
Если сможешь ты помочь -
Надеть Царя корону,
А ты попал на корм воронам!»

«В том коварен старый хан,
В том был его хитрый план,
Что не в силах мне в  цепях,
Сразиться со стаей воронья!

Надо мной посмеялись,
Пока меня клевали,
 Сбили лучники ворон,
Царя, и с короной скрылись вон.

Вороны обозлились,
Стаей над мною вились.
И хвала богам, ты, брат,
Спас меня, чему я очень рад!"

«Рад и я, что волен ты,
 Сбудутся твои мечты.
И станешь хану ровней,
Если будешь ты по-проворней,

Тех лучников догонишь,
Им о себе напомнишь».
«Мы нынче-побратимы,
И в бегство войско обратим мы,

И хана мы накажем,
Им мать Кузьмы покажем!»
«Да, погибнешь без меня,
Не продержишься один и дня.

Так и быть, пойду с тобой,
Потягаемся с судьбой!
И если ей угодно,
Подтвержу свою профпригодность.

И быть в час сей посему,
Веди к хану своему.
Поговорим мы с ханом,
Ведь батыры мы, не бараны.»

Часть 2

Идут теперь по миру двое,
Два батыра и два героя.
Идут вдвоём и тропой лесной,
Идут и во тьме ночной.

Идут широкими полями,
Идут и солнечными днями.
Вдруг, под горой, как вверх-дном - казан,
Стоит каменный зиндан.

Нет в зиндане окон и дверей.
 Не видно вокруг него людей.
«Посмотрим-ка, кто в зиндане, брат,
Кто зиндана арестант.»

«Не время, брат, спешим мы к хану,
Нет времени идти к зиндану." -
Дал ответ Камыр-бытыра брат. -
Наши часики спешат.»

«Не дело говоришь, может там,
 Тот невольником, кто нужен нам.
Если с тайной дверью сей зиндан,
Возьмём его на таран!

Из камня стены мы порушим,
Закон батыров не нарушим,
Помочь тем,  остался кто в беде,
Кто обижен, кто в нужде.»

Пошёл Камыр-батыр к темнице,
Помочь он узнику стремится.
И идёт, конечно же, за ним,
Его спутник-побратим.

"Эй, кто да за что в зиндан попал? -
В тот зиндан Камыр-батыр вскричал. -
За добро ли ты терпишь муки,
Иль твои в грехах руки?"

 И дал ответ зиндана пленник,
"Я, Таш-баш, был султанов темник,
Был ему всегда во всем слугой,
Для врагов его – грозой!

Отведал я дочь его любовь,
Теперь я в плену стальных оков.
Султан же, прознав про наш роман,
Упрятал меня в зиндан.

И теперь я в каменных стенах,
Не терзает меня смерти страх.
А меня страшит лишь мысль о том,
Любви моей в тягость дом!"

"Ага! Любовью одержимый!
Такого ли не видали  мы?"
И хмыкнул в ответ Камыр-батыр:
"Эх, любви подвластен мир,

Если на смерть идут батыры,
Чтобы стать девичьим кумиром."
И надавил батыр руками,
Ими  крошил он камни.

Надавил на стены он слегка,
Как бы не была стена крепка,
Камни сами треснули по швам,
Будто рвёт подъемный кран.

Пленник на свободе, вольный он,
Он отвесил до земли поклон.
"Свободой вам своей обязан,
И долгом братским - связан!

Позвольте стать мне побратимом,
В круге жизни необратимом,
Всегда, во всем быть с вами рядом,
Стать рядовым в отряде.

И если для меня вы братья,
То, пойдём на султана ратью,
Призываю вас пойти со мной -
Дать султану смертный бой!"

Камыр-батыр присел от смеха,
"Гляди-ка, брат, ну вот потеха!
Он стоит, смотри, едва живой,
Сил-то нет, но рвётся в бой!

Видать, таков удел влюблённых,
Чуть-чуть умом быть обделённым!"
Смутил побратима смех слегка,
Смех брата, не чужака.

И отвечал он, нахмурив бровь:
"Брат, и ты узнаешь про любовь! 
Узнаешь жар, что сильней огня,
Жар средь ночи, и средь дня!"

"Не ссортесь, спасители мои,
Ведь мы живы, рядышком стоим!
Сбудется у каждого своё,
Достигнем всего, втроём!"

"Что же, правда есть в словах твоих,
Так и быть! Веря в силу свою,
На ум со смелостью, ловкость рук,
Выручать пойдем подруг!"

Сказал, Камыр-батыр. " И вперёд,
Идёмте же! Время нас не ждёт!
 Ждут нас впереди султан да хан,
Опаздывать нельзя нам!"

Пошли своей судьбе навстречу,
Батыры, пошли вперёд к сече,
Где будет смерть и где будет кровь,
Но ведёт на бой - любовь.

Пока шли, Тимер-батыр спросил,
"Камыр-батыр, где набрался сил?
Где ты был рождён, когда и  кем?
И сколь сил в твоей руке?


Часть 3

Отвечал ему Камыр-батыр,
Тот, кто хотел увидеть мир,
Кто хотел про всех и всё прознать,
И себя на мир весь показать:

"Скажу что, мои отец и мать,
Могли о детишках лишь  мечтать.
Не дала природа им детей,
Но и мир не без добрых людей.

Подсказала одна бабуля,
Из экстрасенсов иль ведуний,
На молоке тесто размешать,
И над ним молитву прошептать.

Изготовить из теста тело,
Поместить затем тело в пекло.
И, вынуть быстрее из печи,
Да так ловко, словно бы врачи,

И вот так появился на свет,
Батыр, которому равных нет!
Мне от роду всего десять лет,
А сломал уж не один скелет.

И потому ушёл из села,
Что обо мне весть злая пошла.
Клянусь, дошло бы до легенд,
Что я, мол, виновник многих бед,

Что устроил мировой потоп,
И грекам разбил Гераклов столп!
Да сжёг сады Семирамиды,
И снёс верхушки пирамидам!"

Тимер-батыр ответил брату:
 «Я, хоть был командир когда-то,
Подчинюсь тебе!.Ты командир,
 И веди нас в бой Камыр-батыр!

Верю, героям ты всем герой!
Рождённый под счастливой звездой.
И с тобою быть в строю нам честь,
Не сочти слова мои за лесть,

Ведь я знаю, твоим быть братом,
Это честь и тяжкая награда.
На роду написано тебе,
Служить  добру, вверившись судьбе.»

 «Что ж! Злодеев взовём к ответу,
Изживем врагов с белу свету!
Ну, и где сам хан и где султан?
И где в чистом поле  войска стан?

И скажите, для чего нужна,
Та корона хану, чем важна?
Быть может в ней есть какой секрет,
О нём знать надо нам для побед?!

«Между нами, братья, говоря,
Корона вороньего царя,
Особое имеет свойство,
 Его надев мира устройство,

Понять возможно. Что занятно,
Все языки, наречья внятно,
Станут в единый миг понятны.
Аж видны солнечные пятна!»


«Так-так, и теперь владеет хан,
Чем владеть мечтает сам султан!"
Таш-баш сказал,- «Ему принёс я,
Кольцо Властелина Бытия!» 

«А чем знаменито то Кольцо?»
«То Кольцо поможет скрыть лицо!
Невидим тот человек, чей перст,
Украсит Кольцо из тайных мест.

Человек тот и есть наш султан,
Он тотчас узнает каждый план,
Кто, зачем желает зла ему,
И как стать властителем всему!

Принёс я, пройдя за семь морей,
Кольцо. Владел им сам Царь зверей.
Настиг  я Льва среди саванны,
Копьём нанёс ему я раны.

И он, чтобы живым быть, в обмен,
Да чтоб избежать позорный плен,
Мне Кольцо любезно преподнёс,
Я его султану и отнёс.»

«Так, братья, стало быть, нынче нам,
И султан, и хан не по зубам.
С теми реквизитами они,
Без страха ходят и без брони.

Не взять их голыми руками,
Давай, подумаем мы сами,
Быть может, есть что-то посильней,
Кольца с Короной и средь людей?»

«Не знаю, чем владеют люди,
Но известно о чуде-юде,
И находится оно вдали,
У краюшка матушки – земли.

Отвечал Таш-баш так на вопрос,
"Но и путь туда не так-то прост,
И, если нам сильно повезёт,
Посох в наши руки попадёт,

Сразимся мы тогда с врагами,
Земля сгорит под их ногами 
Изрыгает то чудо пламя,
 Что рождено из тверди камня.

Посох этот есть символ власти,
И Посох символ силы, страсти.
Зовется тот Посох - Светозар,
Всякого убьёт его удар.

Храним Посох великанами,
Власть их лишь над юга странами.
Тайна чуда от них сокрыта,
Она для них всего лишь бита,

Им чествуют они батыров,
Чемпионов  своих турниров.
 Тот турнир проводят раз в пять лет,
Он начнётся в завтрашний обед.

 Посох тот бы в руки получить,
С ним, братья, не трудно победить,
Великанов, султана с ханом.
И, я владею пятым даном,

И есть право быть заявленным,
На турнир, уже объявленный.
А вы? Кто готов сдать нормы ГТО?
И кто штангу жмёт пудов на сто?"

"Выжмём штангу, и копье метнём,
Если на турнир тот попадём,
Ведь чтоб участвовать в турнире,
Нужно пройти до края мира!"

Камыр-батыр ответил брату,
И, глянул в сторону заката,
Чтоб определить, где путь на юг,
Чтоб в пути своём не делать крюк.

"Край земли не так уж и далёк,
Это простолюдинам невдомёк, -
Не имеет края земной шар,
Человек на нём, что тот комар,

А к великанам есть тайный ход,
Сквозь горы и зубья мёрзлых вод,
Спускаясь всё дальше, вглубь земли,
С вами мы бы к ним пройти смогли."

Говорил про путь братьям Таш-баш,
Достав из кармана карандаш,
Чертил им кривые линии,
На папирусе из Индии.


"Так чего же ждём? Вперёд, друзья!
Медлить нам сейчас никак нельзя.
Дорог каждый миг и каждый час,
Чтоб любимые дождались нас.

Веди Таш-баш нас через тайный путь,
Нас дорогой трудной не спугнуть!"
И пошли на юг, до древних гор,
Где в горах есть тайный коридор...

Часть 4

... Как прошли тот коридор герои,
Неведомо для истории,
Как прошли они там трОпами,
 Между Азией с Европами.

«Межземелье» - это та страна,
Что великанам  навек дана.
Вокруг – стена из высоких гор,
А в них – лабиринты тайных нор,

Сквозь них-то ходили иногда,
Они грабить сёла, города.
Но осыпались те проходы,
Было их меньше год от года.

И остался тот один портал,
 О нём Таш-баш как-то, да узнал.
И великаны  удивились,
Когда батыры заявились.

«Вот удача! Прямо на турнир,
Гуляш пришёл, взяв с собой гарнир!»
Они смеялись, видя гостей,
Не останется от них костей!

Очень уж нравились им люди,
Из них варили они блюда,
Знали кулинары их секрет,
О вкуснейших из людей  котлет.

«Пришли к вам мы на этот турнир,
Для борьбы, а не шумный на пир!
Зовём чемпионов мы на бой!
Вы знаете, что закон такой,

Нет вражды на время  турнира,
Что мир должен быть во всём мире!
Имеет  защиту претендент,
Здесь ни для кого угрозы нет!»

Прокричал им Таш-баш свой ответ,
Знал , что у них есть такой завет,
Не вести ни войн, ни грабежей,
Чужих не тревожить рубежей.

Да, закон был  у великанов,
Хоть были они из гурманов,
Не посмели нарушить закон,
Вышел на битву их чемпион.

Вид боя он предложил своё:
«Кто бросит своё дальше копьё,
Тот победит в первом этапе,
Если нет, то ждёт вас расплата"

"Мы выйдем на состязания,
И приложим всё старания,
Чтоб уменье своё показать,
И людскую силу доказать.

Но нужен для тренировки день,
Завтра, в час, когда исчезнет тень,
Выставим метателя копья,
Которым буду, конечно, я.»

И позже братьям сказал  Таш-баш:
«А план таков: будет вечер наш," -
Продолжил он, понизив голос, -
"Чтобы найти волшебный колос,

Что растёт в горах из-под земли,
В тех горах, где мы втроём прошли,
Тропою тайной. Его видел,
Я, дух зловонный его выдал.


Добыть его нам срочно нужно,
Те великаны простодушны,
И фактор этот в нашу пользу,
С ним же мы отведём угрозу».

И вот, в назначенное время,
Людей чтоб не посрамить племя,
Пришли братья на состязанья,
Исполнить взятое заданье.

Вот - чемпион средь великанов,
С копьём, пригодным для таранов,
Им он рушил стены городов.
И метнул за тысячу шагов!

 Ревёт чемпион- это успех,
За успех и пореветь не грех.
Но вот и вышел с копьем Таш-баш,
В одной руке, в другой сжат черкаш,

Вышел и легко метнул копье,
Которое полыхнув огнём,
Улетело и пропало враз,
Скрывшись в дыму от тысячи глаз.

«Что за чудо и что за диво?
Его копья нигде не видно?»
Все загалдели, удивлённо,
Ну, нет копья, определённо!

«То копьё ушло за горизонт,"
Сказал Таш-баш, новый чемпион-,
"И достигнув краешка земли,
Исчезнет в космической пыли.»

И великаны по головам,
Хлопнули,  поверив тем словам,
Что поделать, коль сын Адама,
Смог одурачить великанов?!

"Сера, братцы, вот такая вещь,
Если очень хочешь что-то сжечь,
Натираешь серой то тело ,
Да и взявшись за дело смело,

Пускаешь в ход из серы ж черкаш!"
Говорил смеясь герой, Таш-баш. -
"Знанья - наша сила, знаньч -свет,
Знанья- человеческий секрет!"

Состязанье кончилось едва,
Лука натянута тетива,
Первый лучник средь исполинов,
Стрелой ему служит - осина!

И вот с твердокаменным лицом,
Снял с пальца он своего кольцо,
«Из нас самым метким станет тот,
Кто в кольцо стрелою попадёт!»

Кольцо закрепили на шесту,
Стрелы же пустили за версту.
И две стрелы кольцо пронзили,
Первого не определили!

"Ничья! - вскричали великаны,
Нарушая батыров планы.
«Нет, нет! Да так дело не пойдёт!
  Стрелу вонзим в кольцо и моё!»

Темер-батыр кольцо снимает,
Дар любимой на ПервомаЯ.
И вновь спортсмены тянут луки,
Издавая их скрипов звуки,

И взлетели стрелы в вышину,
Пронзить могли бы они луну,
Но земли тяжесть не превозмочь,
И им надо в цель попасть точь в точь.

Вот не прошло и пяти секунд,
Стрелы  пролетели свой маршрут,
Лишь одна окружена кольцом,
Шест пронзившая стальным концом.

"Я учёл всё до миллиметра,
А ты забыл о силе ветра,
Твоя ушла в сторону стрела,
Ну, вновь сила наша верх взяла?"

И великаны изумлённы,
Взял приз Тимер-батыр законный.
Та стрела в кольце не их бойца,
Велика она чуть для кольца.

Вот время и для главной схватки,
Кто кого кинет на лопатки?
Бытыр сразит ли исполина?
Кипит кровь от адреналина!

Бороться, найти, не сдаваться,
Не батырам борьбы бояться!
И Камыр-батыр борьбе лишь рад,
Ведь всегда бороться он горазд.

Исполин швыряет, только - швах!
Камыр-батыр всегда на ногах.
Бросает великан так и сяк,
Но задор батыра не иссяк.

И, подловив момент, он ловко,
Показал их борцу сноровку.
Изловчился, и через бедро,
Кинул его, словно тот - бревно.

Вот упавший великан привстал,
И он задыхаясь чуть, сказал:
"В борьбе-куреш с тобой мы рАвны,
Но силу пусть рассудят камни,

Я враз сжимаю камень в крошки,
Лишь поднатужуся немножко,
Видишь, я в ладони камень сжал,
И тот камень - вот, крошками стал!"

Камыр-батыр вскричал: "Всего-то?
Ты думаешь - трудна работа,
Обратить рукой в крошку камень?
Великаны, смотрите сами!

Я ж из камня выжимаю сок!"
Батыр взял сыра черствый кусок,
(С камнем, впрямь, он похож вдалеке),
И сдавил в своей его руке,

Потёк из кусочка сыра сок,
Только великанам невдомёк,
Что обхитрил их Камыр-батыр,
Был не камень в той руке, а сыр!

И  батырам Посох-Светозар,
Преподносят великаны в дар:
"Примите главный приз турнира ,
Теперь вы новые кумиры!

Только, должны знать вы и о том,
Что Призу край наш - родимый дом.
Потому, не покидает Приз,
Край наш, такой вот у нас каприз!"

Такую батырам речь сказал,
Великанов старый аксакал.
Только, героям неведом страх,
Ведь Посох-то в их уже руках.

И, как только опустилась ночь,
Ушли батыры, взяв Посох, прочь.
И вновь пройдя тайною тропой,
Возвратились в мир людей – домой.

«Скоро настигнут великаны,
Не сомневаюсь в том ни грамма,
И чтоб им перекрыть дорогу,
Завалим тайный ход в отроге.»

Сказав Таш-баш, Посохом потряс.
«В горах есть взрывоопасный газ,
 Взрывом газ спасёт нас в этот раз,
И спрятанный в Посохе алмаз.

Алмаз и родит смертельный луч,
Тот луч режет камни горных круч,
Тем лучом разрушим тайный ход,
Спасем себя и весь наш народ.»

Отыскал Таш-баш секретный паз,
В котором и был сокрыт алмаз,
И как только был открыт секрет,
В миг из Посоха пролился свет.

В пещере с шумом камни пали,
А сталактиты паром стали.
Закупорен на века проход,
Дальше шагают, братья, в поход.

Но не прошли тысячи шагов,
Как услышали ужасный рёв.
Вырвался из пещеры великан,
Кровь течёт на нём из рваных ран.

«К оружью, мы принимаем бой!
Врагу лежать в землице сырой!»
Тимер-батыр крикнул, вскинул лук,
Стрелы его точны, лук упруг,

Но стрела, как та дробь для слона,
Стрела великану не страшна.
И догнал почти он беглецов,
И вдруг, его скривилось лицо.

Луч Посоха его поразил, 
Зря батырам смертью он грозил!
А батыры уж мчатся к цели,
Рады, что в битве уцелели.   

Но недолгой их радость была,
Тимер-батыра прожгла стрела.
Стрелу пустил вражий чемпион,
Смог пройти сквозь пещеру и он.

Убиты были б остальные,
Не спасли б доспехи стальные,
Если бы не тот  луч волшебный,
Погибли б, скажем откровенно.

«Прощай же, Тимер-батыр, наш брат!
Погиб ты, смерть принял как солдат.»
«Хоронить его ты не спеши,
Есть для отлетающей души,

Верный способ вырваться из тьмы -
Вода живая с мёртвой, и  мы,
Найдём те воды, Камыр-батыр,
Обойдём с тобою, брат, весь мир,
 

Вернём жизнь нашему собрату,
 Не пройдёт он скозь смерти врата.
И знает про этих вод секрет,
Царь зверей. Пути иного нет,

Как Кольцо забрать у султана,
И пройдя земли Туркестана,
Да проплыв штормами семь морей,
То вернуть Кольцо Царю зверей!»
 
За Кольцом братья поспешили,
Ведь они братом дорожили.
А меж делом  Посоха матчасть,
Камыр-батыр взялся изучать.

Вот прицел, вот паз, алмаз, цевьё,
Вдруг сквозь Таш-баша прошло копьё!
Идут великаны с двух сторон,
Камыр-батыра берут в загон.

Но вот лучи огнём сверкнули,
И вечным сном враги уснули.
А Камыр-батыр сказал: «Мой брат!
Обойду я весь сей мир стократ,

Но найду я для вас те воды,
Что вернут в мир живых, без родов.
А пока скрою твоё тело,
Чтобы оно осталось цело.

Жди меня, я иду к султану,
Я у него Кольцо достану!
Как пить дать, с него Кольцо сниму,
Льву – Царю зверей его верну!»

И батыр взял направление,
В земли султанова правленья.
Долго ли коротко ли он шёл,
Но в те земли всё же он пришёл.

И он султана вызвал на бой,
 Тот засмеялся, само собой.
«Жизнь глупцу уже надоела!
А, впрочем, мне какое дело?

Для веселья и для потехи,
Надену я свои доспехи,
Да и кольцо, чтоб невидим став,
Показать его трусливый нрав!

Как побежав, он, весь в испуге,
 Будет ныть, выть на всю округу,
И так вот, потешась, вволю, всласть,
Покажу над всеми свою власть!

Будет, дурак, ползать, пыль глотать,
Будет мне он сапоги лизать!
На него спущу я всех собак,
Чтоб не смел потом любой босяк,

Вздумать со мной тягаться силой -
Будет пущен смельчак на мыло!»
И решил султан идти на бой,
Поиграть со смельчака судьбой.

А перед дворцом, на майдане,
Все говорили о султане.
И сходились на одном -
Свяжет скоро смельчака  ОМОН.
 
Но узнав, что принял бой султан,
Ставки стали целью горожан.
На батыра ставить некому,
Риск не нужен даже бедному.

И, у брокера гора монет,
Все на султана, а против - нет.
Батыр поставил на себя - грош,
«Вот посмотрим, кто из нас хорош!»

«Ставки сделаны! Их больше нет!»
Идёт султан, в злате эполет,
Блестят доспехи, меч да копьё,
И блестит в руке его Кольцо.

«Эй, не ошибся ли ты часом,
Вызов бросив мне, смерд несчастный!
Владею здесь я землей, людьми,
И уже был бы ты бит плетьми,

Да, только, я добрый и простак,
И вызов твой принял за пустяк,
Посмешу тобой своих людей,
Погодя испробуешь плетей!

Людям надо чуть хлеба, зрелищ,
Скажу тебе, ты не поверишь!
Видимо ты посланник неба,
Так мало ныне стало хлеба!

А наш бой люди не забудут,
И в голод бунта не подымут!
Будет им сегодня волшебство,
Ведь я владею этим вот Кольцом!»

Отвечал ему батыр: «Султан!
Не нужен мне даже ятаган,
Чтоб месть свою воздать за брата,
Бывшего твоего солдата.

Верой-правдой он тебе служил,
Не жалел ни сил своих, ни жил.
А за верность – ты его в зиндан!
Как тебе не стыдно, а, султан?!»

«Прийти Таш-баш сам побоялся?
Тебя на бой- а сам остался,
Там, сидеть, в сторонке и тиши?
Вот они батыры!..Хороши!»
 
«Мой брат сейчас в мире астральном,
Прибыть не может персонально.
И, чтоб не уйти тебе в астрал,
По добру Кольцо бы мне отдал.

« Тебе известна Кольца тайна?
 Что же, судьба твоя печальна!»,
Он Кольцо одел на палец вдруг,
И законам вопреки наук,

Исчез из вида, невидим стал,
А батыр же обнажил кристалл.
Тень от света на майдан легла,
Луч пронзил врага, как ткань - игла.

И затихли  люди все разом,
Султан накрылся медным тазом.
А Камыр-батыр поднял Кольцо:
«Султан потерял своё лицо,

И жизнь. И в отсутствие его,
Да брата, ставлю себя И.О.
И велю пока казну собрать,
 А сам я, ко Льву - Кольцо вручать!»

И снова наш герой в дороге,
Прошёл он горы, рек пороги,
И самум бросал в лицо песок,
А оазисы -из фруктов сок,

Ну вот и Африки саванна,
Но рано ещё петь осанну,
Из Африки Царь зверей пропал,
Никто рык его уж не слыхал.

«Скажите всем в его владеньях,
Что, мол, я, из-за Средиземья,
Принёс, что было в его власти,
В обмен на его знаний части.

Ждать я здесь намерен до утра,
Обратно мне уж идти пора!»
Со сроком Камыр-батыр приврал,
Решил здесь устроить он привал.

Около реки широкой Нил,
Плавает в которой крокодил,
Построил батыр себе шалаш,
И лёг спать. Тушите свет. Шабаш!

Чуть утра забрезжил алый свет,
От Царя зверей пришёл ответ.
«Ждёт Царь тебя, батыр, с визитом,
Ждёт одного, без пышной свиты.

Чуть вниз по течению Нила,
Есть у Царя скромная вилла,
И сегодня будет там банкет,
Там Царь тебе и свой даст ответ!»

Пела птаха малая – удод.
«Что ж, свершу ещё раз переход,
Да и отобедаю с Царём,
Всё! Готов идти я на приём!». 

Как был не ужасен крокодил,
Но, всё ж на себя он посадил,
И, по приказу Царя зверей,
Повёз батыра  к нему скорей.

А путь указывает удод,
И всё щебечет: «Вперёд! Вперёд!»
 Вот стоит почётный караул,
Дробь барабанов, визг горна, гул! 
 
Но раздался Царский грозный рык,
К нему в саванне той всяк привык
В миг установилась тишина,
Даже муха и та не слышна.   
 
«Встрече рад с тобой, Камыр-батыр,
О, славный сын племени башкир!
Зачем покинул тот дивный край,
Где поёт по вечерам курай?»

«О, Царь зверей! Пришёл я с даром,
И прошёл я путь свой недаром.
Я принёс тебе -  Кольцо твоё!
И добыть мне помогло копьё!»

Батыр Посох вскинул вверх, а Лев,
Увидев Посох, открыл свой зев.
Об артефактах всех - всё он знал,
И Посох, конечно же, узнал.

«И что ты просишь за услугу?»
«Что выше чести зваться другом,
Царя Зверей?» – был дан Льву ответ-
А между друзей, секретов нет!».

Доволен рык Льва. Каков хитрец!
Юнец, а ответил как мудрец.
И Льву уваженье проявил,
Да к знаньям дорогу сократил.

«Что хотел бы знать, мой юный друг?
Поведаю обо всём вокруг!»
«Мне много, о Царь, знать нет нужды,
Где взять б мёртвой и живой воды?»

«Где те воды взять? Ответа нет.
Нет у меня. Но я дам совет,
К Царю ворон, друг, ты обратись,
Чтоб вернуть мертвецу снова жизнь.

А к Царю ворон подход найдешь,
Когда обратный ты путь пройдешь.
Верни ему, что похитил хан,
Воды ж Царь тебе подарит сам."

"Друг, спасибо тебе за совет,
И за твой приём и за обед.
И я, отдохнув слегка, чуть-чуть,
Выйду завтра же в обратный путь."
 
И вновь дорога, горы, реки,
Вновь земли персов, турков, греков.
И вон вдали уж родной Урал!
Долго до тебя батыр шагал.

"И, надо мне хана упросить,
Корону ту миром уступить.
Дипломатично, без нажима,
А то - ханА хАна режиму!"

Строя планы, шагал к хану,
Камыр-батыр дорогой прямо...
...Стоят шатры в степи широкой,
И плов томится на треноге.

Батыра не признали в стане,
Кумыс не дали с льдом в стакане,
Не предложили плова плошки,
Ни огурца, ни хлеба крошки.

 Батыр в шоке от бескультурья:
"Эй, не пустят в рай вас гурии,
Так как обычаи забыли,
И гостя вы не угостили!"

И отвечали в стане люди:
"Не до тебя! Ждём чудо-юдо,
 Испепелило что султана,
А султан тот - брат с нашим ханом.

Готов хан к битве с чудом-юдом,
Вон, уж отравлены все блюда,
В казанах не плов - кипит смола,
Чтоб сжечь она чудище смогла."

Вскинул бровь Камыр-батыр, сказал:
" О чуде-юде я не слыхал,
И, позовите ко мне хана,
Шагать по стану я не стану.

Обольют, вдруг, меня смолою,
Как я от черни той отмоюсь?"
Ждать, конечно же, хан заставил,
Но, это в рамках местных правил,

Не мчаться ж как угорелому,
Хану ко всякому беглому!
И вот он, идёт в позолоте,
Не ведая ни в чём заботы.

Не дожидаясь внимания,
Батыр наш без почитания,
Сказал ему без поклонов, па,
Чай, в Азиях, а не в Европах:


"Хан, с короной пора прощаться,
И с жизнью чтобы не расстаться,
Прошу, без боя и без боли,
Отдать её, по доброй воле".

"Эй, послушай-ка, кто ты, дятел?
Ты что, с башкой не дружишь, спятил?
Я - хан! Монарх единовластный!
Связываться со мной - опасно!"

Отвечал батыр ему дерзко,
"Твоя смерть стоит очень близко,
Узнаешь, что я за индивид,
Это тебя  сильно удивит.

Хоть был монархом ты всесильным,
Власть же твоя  нелегитимна!"
"Перешёл ты красную черту,
Терпенью конец! Тебе капут!

Посмотрю я, будешь ли ты крут,
Когда тебе голову снесут!
И плюну я на твой хладный труп,
А позже, звери его сожрут!"

И приказал своим  нукерам,
 Принять карательные меры.
А именно - убить, в СПА сварить,
Повесить, в капусту порубить.

Батыр, чтоб людей зря не губить,
Решил кулаком нукеров бить,
Расшвырял, как щенков волчара -
Нукеры не сильны в ударках.

И поступил хан тогда хитрей,
Решив натравить птиц, змей, зверей.
И применил батыр свой Посох,
Вмиг всё, как будто стало воском:

Сгорел хан, оплавились шелка,
Урок последний для дурака.
От пламени бежали звери,
Батыр же Корону примерил -

Надев, к воронам обратился:
"Царя ворон найдите птицы!
У меня весть к нему, спешите,
Быстрее ветра вы летите!"

"Не надо уж никуда лететь,
Я, Царь! Я попался к хану в сеть,
И быть бы в них до конца веков,
Но, освободил ты от оков.

Ну, говори же, кто ты таков,
И за что ты с ханом был суров,
И что тебе я буду должен,
За то, что я теперь - свободен. "

Рассказав как было, правду всю,
Батыр и довёл мольбу свою:
«Теперь прошу помочь с водицей,
Должны же воды те водиться?»

«Знаю я, где есть такой родник,
Слух о нём не просто так возник.
И сам там здоровье поправлял,
Когда зельем злоупотреблял.»

«Так летим, устали братья ждать,
Надоело им впотьмах блуждать!»
«Мы поступим так,» - ответил Царь -,
Подвесь на шею мне легкий ларь,

Для вод тех вложи два пузыря,
И как вспыхнет алая заря,
Там, где и пали побратимы,
Я буду. Их и оживим мы.»
 
"Согласен, сьэкономим время,
Кстати, и я придумал стремя,
Надо на коня надеть седло,
Чтобы очень сильно не трясло,

Скорость сразу увеличу вдвое,
И буду мчаться как ковбои,
Уже сегодня, до заката,
Я буду у тел своих братьев.

У Льва я знания получил,
И их, вот, к лошадкам приложил.
Придумал я и велосипед,
Но, ещё тех технологий нет,

Чтоб можно было б его собрать.
И, пока дойду к своим братьям,
Может и придумаю, как знать,
Как его колёсам привод дать."

"Понял я, что ты познал про мир,
Только мне пора б лететь, батыр!"
И ворон, набравшись снова сил,
В небо свечкой очень быстро взмыл...

...Как был и условлен договор,
Когда лишь луч солнца из-за гор,
Алой зарёй едва пробился,
К батыру ворон заявился.

"Оживить мертвяка непросто,
Мертвой водой сними коросту,
Только после дай ему отпить,
Живой воды, чтоб могли ожить,

Братья твои без повреждений,
И всяких нервных потрясений.
Должно быть всё так, как будто сон."-
Прокаркал батыру Царь ворон-

"Иначе они станут зомби!
Если бить их твоё не хобби,
Тогда прислушайся к совету,
Понятно всё?. Вопросов нету?"

И сказав, он взмахнул крылами,
Батыра оставив с телами.
И хоть батыру было страшно,
Вытер он раны тряпкой влажной.

Да влил братьям поочерёдно,
Живительной водой студёной.
И вот Таш-баш дёрнулся слегка,
У другого - вздогнула рука.

"О, радость! Братья мои живы,
Всё так же молоды, красивы!
Их не забрала старуха-смерть,
Нет! Не время помирать, а - петь!

Повеселюсь на ваших свадьбах,
Коней вам дам - по кличке "Майбах",
Да и ромейскою - "Феррари",
И семьями - вперёд на сафари!

А я Льву отправлю депешу,
Так мол и так, негоже пешим,
Ходить по свету и султану,
И побратиму - Тимер-хану!"

Всё случилось, как сказал батыр,
Отшумел на бренный мир весь - пир!
Были подарки, кумыс и мёд,
Песни с танцами эстрадных звёзд,

И конёчно, всяк был очень рад,
Что на столе крабы, карбонад,
И напиток чудный - лимонад,
А ещё арбузы, виноград.

Было всё, да это всё прошло,
И прощаться времечко пришло:
"Вам достались каждому жена,
Мне ж останется моя казна.

Ну, бывайте, братья, я домой,
Посох тоже я возьму с собой."
Сказал Камыр-батыр прощаясь,
И на прощанье обнимаясь.

И взял курс на свой родной Урал,
Часа этого он долго ждал.
Вскоре, был он уже у дома,
Где так до боли всё знакомо.

Идут, конечно, его встречать,
Отец родной да родная мать.
И ещё весь местный сельский люд,
Высыпал из своих тёплых юрт.

 И всем селом его встречали,
Камыр-батыра  величали.
А увидев тот обоз - с казной,
Стал он всем роднёй - совсем родной!

Вот такие творит чудеса,
С добром обоза скрип колеса.
Обоза, гружёного добром,
Каждый ждать готов в свой в гости дом.

Батыр  на людей не держит зла,
Его ждут лишь добрые дела.
Сила для того ему дана,
Служила чтобы добру она.

Вскоре батыр остепенился,
И на красавице женился,
Стал на пашне сеять хлеб, бить дичь,
И знал, чтобы счастия достичь,

Человеку много не надо,
Была бы его жена рада,
Да и дети радовали глаз,
И весь в том сказки вот этой сказ.

А Посох Камыр-батыр укрыл,
У великаньих зарыл могил.
Могилы выросли в Шиханы,
И Посох взяли под охрану.

В тот миг ветер шумно загудел,
Царь ворон у ног батыра сел,
А рядом с ним звериный Царь – Лев,
Сел, на горы голову воздев.

И подумав, Царь зверей сказал:
«Ты, Камыр-батыр, мудрее стал,
Ты стал уже, впрямь, как аксакал,
И не зря Посох скрыл среди скал.

Мы - звери, к счастью, не азартны,
Не играем на деньги в карты,
А люди - дети! Всё играют,
Меры они ни в чём не знают.

Им владеть Посохом - опасно,
Его ты спрятал не напрасно.»
«А когда станешь, батыр, ты стар,
Крикни мне в небо три раза «Кар!"

И прилечу я с водой живой,
Чтоб смерть не ходила за тобой.»
Сказал батыру и Царь ворон,
Задав их встрече прощальный тон.

«Нет, друг мой, прошу я, не гневись,
 Нет, не для меня без смерти жизнь.
Придёт черед и уйду туда,
Где плывут по небу города.

Нельзя нам нарушать ход времён!»
«А ты, брат, не по годам умён,
Ведь если ты жизнь себе продлишь,
Другого же жизни и лишишь.

Лишь мы, без вреда другим, себе,
Пьем те воды, будучи в беде.
И, прощай, брат наш, Камыр-батыр.
Удивил же ты и нас, и мир!»

С ними попрощаемся и мы,
Мифом ставшими за годы тьмы,
Легендой, сказкой, небылицей,
Песнею, что щебёщут птицы.

ЭПИЛОГ

До сих пор высятся шиханы,
Где  сном спят вечным великаны.
Покончено навек с их властью,
Не от них уж людей несчастья.

Из уст в уста, сквозь года, века,
Как в веках течёт Идель-река,
Молва о Посохе дожила,
До наших дней и послужила,

Виной поисков его. И вот,
Сеют камни через решето.
Изрыт до основанья Шихан,
Но Посох же, видимо, не там.

И ищут способ срыть другие,
Благодаря металлургии,
Новым химическим процессам,
А также котлам, шпалам, рельсам,

Нет у шихан уже ни шанса,
Нет, не помогут реверансы,
Нет, не помогут уговоры,
Изроют,  уничтожат горы.




прим. 1 - (башк.) Тесто
прим. 2 - (башк.) Мать
прим. 3 - (башк.) Отец


Рецензии