Рождение Иисуса Христа

«Есть книга, — писал незадолго до смерти А. С. Пушкин, — коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, — и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».
 
В наше время многие думают, что Иисус родился 25 декабря (или 7 января). Но дававйте узнаем, что на эту тему сообщается в Священном Писании и что  показывают многие справочные труды.  Более того, сами православные богословы признают несоответствие между принятой датой празднования Рождества и настоящей, фактической датой Рождения Спасителя.

 Протоиерей Александр Мень, один из ведущих современных теологов, приводит      свое высказывание по этому вопросу на основании  евангелиста Луки.

Но сначала попытаемся представить события, происходившее в Иуде два тысячелетия  назад. Римский император Октавиан Август неожиданно для себя стал    исполнителем Божьих слов, записанных  пророком Михеем, жившим 600 лет до него и о существовании которого он даже и не знал…

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Итак, согласно пророчеству, Иисусу Христу надлежало родиться в Вифлееме. А между тем Иосиф и Мария проживали в Назарете, в 160 км от Вифлеема. И вот для того, чтобы  исполнилось Библейское пророчество, римский император Август повелевает сделать перепись населения, которая «была первая в правление Квириния Сириею» (Луки 2:2).

  Цезарь Август издает указ о том, что   каждый должен пройти перепись в своем родном городе.   Поэтому Иосиф с Марией отправляются в   Вифлеем, расположенный к югу от Иерусалима. Там хранились записи его семьи (Луки 2:1,2).

 Иосиф основательно подготовился к предстоящей поездке, ведь   его любимая жена Мария, будучи на  последнем сроке беременности, «скоро должна... родить» (Луки 2:5).  Дорога предстояла неблизкая около 150 километров.     Их нелегкий путь пролегает через сельскую местность. Возможно, кто-то, работая в поле и видя Марию, удивляется: «Как она могла в таком положении отправиться в путь?»
  Но молодая семья часто останавливается, чтобы отдохнуть  и, конечно, воздать  Всемогущему Богу Иегове* хвалу и благодарность за пищу, а также попросить помощи у Него, чтобы благополучно   добраться до Вифлеема.

  Мария едет верхом на осле и по привычке разговаривает с младенцем. Наблюдая, как меняется окружающая природа, она с любовью рассказывает ребенку о пейзажах, которые радуют ее глаз и о том, как на небе   рождаются странные и каждый раз неповторимые облака, создающие удивительные образы.    Звуки, запахи    и теплые    ласковые лучи осеннего солнца наполняют ее сердце и дают силы.    Мария с радостью ощущает, как шевелится малыш, бьется ножками. А когда ее охватывает изнуряющая усталость, она смиренно успокаивает себя и сыночка, что   скоро закончится  их   трудное путешествие.
 
Иосиф идет впереди, но постоянно оглядывается и заботливо интересуется, как чувствует себя жена.  Наверняка, своими впечатлениями она   делится с мужем, особенно тем, как   бодро напоминает о себе малыш.
 
Без сомнений, Мария часто вспоминает, как   провела у своей родственницы Елизаветы около трех месяцев, когда та была беременна Иоанном. Трогательное библейское повествование об их встрече говорит   о щедрости и отзывчивости души и заботливом сердце молодой девушки. Две женщины, зачавшие по воле Бога,   счастливы,    что могут    общаться в это особенное для них время. Помощь Марии в последние недели   была очень своевременна, ведь Елизавета, несмотря на преклонный возраст, уже была на шестом месяце . Чудодейственная сила Всевышнего Бога избавила ее от бесплодия. Теплые дружеские отношения  ободряли   обеих (Луки 1:56).
   
   Мария была безмерно удивлена, почему сам Всемогущий Бог  именно ей   оказал уважение и доверие.    В маленьком селении Назарет   скромная богобоязненная девушка Мария услышала весть от ангела Гавриила: «Ты родишь Сына и наречешь Ему имя ИИСУС. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца»(Луки 1: 26-33).
 
Мария с искренней благодарностью говорит Елизавете: „ величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;  51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных“ (Луки 1:46—52).
 
 Из слов Марии видно, что она преисполнена благодарности, ее душа возвеличивает и восхваляет Бога за то, что Он удостоил ее чести быть матерью Мессии. По оценке исследователей, Мария ссылается на Еврейские Писания более 20 раз!  Как видно, она с пониманием читала Слово Бога. Примечательно, что, хотя Марии была оказана огромная честь, она воздает всю славу Богу. «…свято имя Его “ — говорит она. — Из поколения в поколение Он проявляет милосердие к боящимся Его.

 В долгих раздумьях молодая семья медленно поднималась по холмистой местности, мимо оливковых рощ, в которых созревали маслины. Увидев издалека Вифлеем, Мария, вероятно, с облегчением вздохнула от радости, что утомительная поездка скоро закончится.

      Когда же они добрались до города, то   оказалось, что из-за переписи населения сюда стеклось много людей.   В гостиницах и домах свободных мест для ночлега не осталось. Так как овцы в это осеннее время года еще паслись в поле, то   единственное, где могут остановиться супруги – это хлев, который им предложил один человек. Чтобы не остаться на улице, у супругов не было иного выхода, как переночевать в нем. Сама мысль о том, что, возможно, придется родить в хлеву , пугала молодую Марию, а свалившиеся неудобства сильно беспокоили.
 
И именно здесь, где пахло сеном и животными, у Марии начались схватки. Можно только догадываться, что чувствовал Иосиф, видя, как его жене все труднее становится переносить нарастающую боль, которую она никогда еще не испытывала.
Так, вдали от родных и знакомых у Марии в необычных условиях рождается Иисус. Молодая мать впервые сама бережно с трепетом в сердце берет ребенка, прижимает к груди, а потом пеленает его в заранее приготовленные мягкие ткани    и кладет в кормушку для скота.  Это было величайшее чудо: Сам Бог перенес жизнь    внутрь Марии,  и она родила ребёнка! Супруги неимоверно счастливы, что все закончилось благополучно.
 
   Дневное светило спряталось за окоём. Угасали последние искры   заката. Звезды   мерцающим шлейфом торжественно стали появляться на синем бархате, пока не усыпали алмазами весь небосвод.   Чарующее, манящее тысячами огоньков, бездонное и бесконечное небо знакомо пастухам овец, которые находились на склоне холма. Но эта ночь оказалась особенной   знаменательной! Место, где они стерегут свои стада, внезапно озаряется необычайно ярким светом. Это слава Всемогущего Бога!
   
«9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.»
Затем случилось нечто еще более впечатляющее: появилось великое множество ангелов, восхваляющих Бога! 
«13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Луки 2:10—14).

Когда ангелы уходят, удивленные и потрясённые встречей с ними пастухи, придя в себя, говорят друг другу: «Давайте прямо сейчас пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там произошло, о чем сообщил нам Бог» (Луки 2:15). Можно только догадываться, как учащённо бились их сердца от осознания случившегося. С волнением, они   поспешно спускались с горного склона.

На рассвете возле хлева, где ночевали Иосиф с Марией, послышались восторженные возгласы людей. Это пришли пастухи, желавшие увидеть  семью и особенно родившегося младенца.  Их лица были радостными, а голоса взволнованными, потому что они действительно находят новорожденного    в том месте, о котором сообщил ангел.   Мужчины ликовали и сияли от счастья и наперебой   рассказывали, что ангел Божий явился им ночью   и возвестил о рождении Христа. Все, кто их слушают, сильно удивляются.

      Итак, Христос родился не во дворце, а в простом доме. И даже не в самом доме, а в хлеву. И вместо придворных его   окружали простые и добрые пастухи, прославлявшие Бога за спасение.  Мария с Иосифом в изумлении узнают, какое чудо   произошло с мужчинами в поле . Мария, наверняка, была обессилена после родов, тем не менее она внимательно слушала   их .  Более того, она «сохраняла все эти слова и делала выводы в своем сердце» (Луки 2:19). Молодая   женщина   понимала, насколько важной была эта весть от ангела. Всемогущий Творец    хотел, чтобы она знала, кто ее сын, и поняла, какова его миссия. Поэтому она не просто внимала, но и  запоминала всё сказанное, чтобы месяцы и годы спустя снова и снова думать над ними.

Им с мужем, наверное, вспомнилась история этой деревушки. По словам пророка Михея, она была настолько неприметна, что ее даже не упоминали среди городов Иуды.    Очевидно, сам Бог позаботился о том, чтобы Цезарь Август издал указ о переписи. Ведь благодаря этому Иисус появляется на свет в Вифлееме, родном городе его предка — царя Давида. В Священном Писании задолго до этого предсказывалось, что именно там родится обещанный Правитель (Михей 5:2).

После переписи населения город вновь вернулся к размеренной жизни.  Иосиф с Марией решили остаться в Вифлееме с новорожденным, поэтому сняли освободившийся дом. Иосиф и Мария очень  сильно любили Бога и в молитвах , конечно, благодарили Всевышнего    за оказанное им доверие  и честь быть ответственными   родителями для Иисуса. Впереди их ожидали большие радости, как, впрочем, и немалые трудности. Им предстояло растить ребенка, который впоследствии станет самым великим человеком на земле.

Но тот факт, что пастухи спали под открытым небом, охраняя свои стада, подтверждает хронологию библейских событий, а именно: Христос родился не в декабре и не в январе, когда стада держат в крытых загонах поближе к дому, а где-то в начале октября.
 
Протоиерей Александр Мень в книге  «Сын Человеческий» пишет: «Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню солнцеворота, к 25 декабря, поклонение пастухов связывается в нашем представлении с зимним пейзажем. Действительно в Палестине снегопады в эту пору иногда бывают. Однако, как ни жаль расставаться с укоренившейся традицией, надо признать, что Евангелие ее не подтверждает. Св. Лука говорит, что Вифлеемские пастухи «жили под открытым небом и стерегли ночью стадо свое». А в декабре овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они находились с марта до ноября; следовательно, Иисус родился в октябре».
 
 Для Александра Меня доказательством того, что Иисус не родился 25 декабря, служит тот факт, что, согласно Писанию, в ночь его рождения пастухи пасли свои стада на поле (Лк 2:8, 12). Уже в осеннем месяце буле (октябре—ноябре) начинался сезон дождей (Вт 11:14) и стада уводили на ночь в укрытия. Следующий месяц, кислев (девятый месяц по еврейскому календарю, ноябрь—декабрь), был холодным и дождливым (Иер 36:22; Езд 10:9, 13), а в тевете (декабре—январе) наблюдались самые низкие температуры в году и на нагорьях иногда выпадал снег. То, что пастухи находились на поле ночью, согласуется с другими доказательствами, подтверждающими, что Иисус родился ранней осенью, в месяце этаниме.(См. Бул, кислев – евр. названия месяцев).
 
 Кроме того, римский император вряд ли бы потребовал от народа, который и без того был склонен к мятежу, глубокой зимой отправиться куда-то далеко ради того, чтобы пройти перепись.

Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали праздновать день Рождения Иисуса 25 декабря. Сходные описания находим     и у Иосифа Флавия в его книге «Иудейская война».

  Многие справочные труды   показывают , что дата 25 декабря восходит к языческому празднику. О том, почему люди стали отмечать день рождения Иисуса 25 декабря, иезуитский ученый Урбанус Хольцмейстер писал: «Сегодня широко признано, что 25 декабря было выбрано потому, что в этот день язычники отмечали свой праздник. Петавий [французский ученый-иезуит, 1583—1652] верно заметил, что 25 декабря праздновался „день рождения непобедимого Солнца“.  Об этом празднике свидетельствуют: а) „Календарь“ Фурия Дионисия Филокала, составленный в 354 году [н. э.], в котором записано: „25 декабря, Д[ень] Р[ождения] непобедимого (Солнца); б) календарь астролога Антиоха (составленный примерно в 200 н.э."  и др.

Как видим, история   оставила   последствия соединения христианства и язычества.

  *Иегова – имя Бога. «И да знают, что Ты, Коему имя Иегова. Един высок над всею землёю» (Псалом 82:19). Перевод архимандрита Макария.


Рецензии
Рождество Господне - великий праздник, в который каждая душа радуется, и неважно какого числа мы это празднуем. С уважением,

Татьяна Раевская   03.11.2019 00:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.