Джели или архитектурные казусы

Часть 1
     В облике городов каждая временная эпоха характеризуется своими  архитектурными творениями. Особая динамичность процесса строительства наблюдается в мегаполисах. Время стирает с лика крупных городов домики, возведенные на скорую руку, оставляя для потомков лишь монументальные и значимые постройки.
     В XX веке архитектурное развитие пошло в сторону  симбиоза. Если «Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье, то «Архитектура как инженерия» породила направление функционализма и «хай-тека», которое вошло в моду  80-х годах. Так называемые «банковские соборы», подчеркивающие имидж крупных коммерческих фирм, демонстрируя престижность и дороговизну,  теперь не удивляют привычного глаза жителей. Но вот направления «био-тек» и «эко-тек», рожденные «хай-теком» в 90-х на Западе, только сравнительно недавно стали приживаться в отечественной архитектуре.
                ***
      В пятницу после ужина я предложила мужу: 
      - Давай сходим  завтра на экскурсию в новый торговый центр, посмотрим на эту «лягушку». Даже если будет хорошая погода, все равно на дачу ехать бесполезно, там после дождей грязь, ногой не ступить. Не пропадать же выходному? Возьмем с собой внука, ему тоже будет интересно. -
      - Ну, как скажешь. Если хочешь, поедем, посмотрим, чем отличается этот Центр от других, которых понастроили в каждом районе города, - ответил муж, пожав плечами.
      
       Благодаря СМИ, многие знали, что именно это здание было конструктивно оригинально и не шло ни в какое сравнение со всеми существующими, имеющими форму примитивных ангаров.
        Не прошло и года, как на месте задекорированной балки в центре города, быстро «выросло» строение.  Оно сочетало в себе признаки симбиоза архитектурных стилей: «био-тека», поскольку сверху  напоминало лягушку, устроившуюся на дне «гнилой балки»;  и «хай-тека», с применением характерных форм и материалов, таких как кубизм, конструктивизм, стекло и бетон.
        - Кстати, я как-то читал в местной газете, что копирование природных форм не дает положительных результатов, так как в архитектурных сооружениях появляются нефункциональные зоны, - вспомнил муж.
        - Но в этом здании присутствуют еще и признаки архитектурного функционализма, - не согласилась я с ним. - Когда проезжаешь по проспекту мимо, то явно просматриваются характерные стандартные секции, а торцы здания выходят к улице, - аргументировала я.
        - О, бабушка села на своего конька, удивляя нас познанием архитектуры! - заметил внук, собираясь ложиться спать.
       Я поймала себя на мысли, что озвученные мужем «зоны», зацепились в подсознании, а мой мозг уже плодил аллегории, связанные с этим словом: «А ведь этот Центр стоит в балке – зоне энергетического разлома, недаром наши предшественники обходили стороной это место, назвав низину «гнилой». К тому же научно установлена возможность определенного рода излучений, исходящих из подобных мест, способных оказывать влияние на человека.
        Мои тревожные подозрения, как всегда развеял муж. Недаром я называла его «кладезь знаний».
        - Писали, что при его проектировании использовались уникальные технологии, - успокоил он  меня.
        - Чем же они уникальны? – опередил своим вопросом внук – любознательный школьник.
        - Говорили, что московские проектировщики придумали там какой-то лифт наподобие стебля растения, с овальными пустотами. При строительстве коридоров, названных в народе «лягушачьими лапками», применялись технологии  перспективного направления, заимствованные у глубоководных моллюсков. Какие-то слоистые конструкции в виде чередования жестких и мягких пластин.  Если при деформации почвы треснет жесткая пластина, за счет мягкой, трещина не пойдет дальше. -
        - Видишь как интересно, а ты еще сомневаешься ехать завтра нам туда или нет, - подвела я черту в конце разговора.

Часть 2
         В центральном холле было людно. Все, включая нас, словно слепые котята, плохо ориентировались внутри этого огромного строения, уходящего тремя этажами вниз, и большей своей частью возвышающего над землей, и четырьмя рукавами по обе стороны.
        Сам Центр представлял комплекс торговых, развлекательно-увеселительных и бытовых услуг. Прочитав длинный перечень указателей, которые постоянно путались в голове, мы, направились к лифту, около которого образовалась очередь. Кто-то сказал, что второй подобный лифт тоже работает, хотя еще официально не введен в эксплуатацию. Кстати, в Центре, только приступили к освоению площадей. Во многих залах еще велись отделочные работы.
        Одна молодая чета, не желая долго стоять в очереди, направилась искать второй лифт. Немного помешкав, мы пошли за ними. Вскоре мы свернул за угол широкого коридора, и увидели лифт, но он   уже закрывал створки, скрывая за ними  наших предшественников. 
       - Жалко. Не успели. Надо было попросить подождать, - досадно заметила я.
       - Да пусть едут, зачем тесниться. Людей здесь больше нет, - ответил муж.
       По всему было видно, что эта тыльная часть холла находилась в стадии отделки. Однако из-за выходного дня  рабочих не было.
      
        Вскоре лифт открыл перед нами невзрачные металлические створки, впуская в такие же неприглядные и тесные внутренности нас троих и нашу маленькую  черную собачку, которую мы всегда брали с собой на прогулку.
        Вместо привычных цифр с номером этажа на щитке лифта были кнопки со значками. Среди них узнаваемый знак «приблизительно» в виде двух волн; точка в квадрате; кружок на палочке; буква «G» и еще более замысловатые и непонятные иероглифы.
        - Что за модернизм? Куда давить-то? – соображала я в нерешительности.
        - Нашла проблему? Отсчитай снизу нужный номер этажа и дави. Не успели наверно еще нарисовать цифры. Тут все в стадии «недостроя». Слишком рано они его открыли, - ответил муж.
        В надежде попасть на пятый этаж, я нажала пятую снизу кнопку, с кружочком на палочке над двумя волнистыми линиями. Двери тут же сомкнулись, и мы в темноте куда-то быстро  переместились. При этом кабинка, странно сотрясаясь, дернулась, приостановилась и стремглав  двинулась куда-то влево.
         Не успела я произнести вслух: «Боже! Что это было? Нам же наверх!», как через открывающие двери нашего средства передвижения показался просвет.
                ***
         - Странно составили указатели внизу, явно что-то напутали. Где обещанный комплекс бутиков с фирменными товарами? – недоумевала я.
        - Может, их здесь только начали размещать, - предположил супруг.
        Мы оказались в коридоре, по обе стороны которого прозрачные перегородки разделяли помещения на сектора.
        - Вон видишь, уже подготовлены секции для твоих бутиков, - указал  на них муж.
        - Что-то не похоже. Смотри, там  люди в синих халатах работают за маленькими станками. А вон там, за стеклом, расставлены непонятные  приборы, - не соглашалась я с мужем, двигаясь по коридору, крутя головой то направо, то налево. - Это больше похоже на какой-то цех. Тебе не кажется, что в этом центре много странного?  -
        - Ладно, любительница загадочного, пойдем отсюда. Сама давила на кнопки в лифте, а теперь удивляешься, куда нас завезла, - с долей юмора мой благоверный постарался, как обычно, снять с себя ответственность.
        - Но, на каком же  мы этаже?  - Подержи собачку. Я сейчас  спущусь пешком на нижний этаж. Может, там что-нибудь  разузнаю, - предложила я, заметив лестницу в конце коридора. - Ждите меня здесь. -
                ***
        Легко и быстро сбежав по широкой лестнице,  я оказалась этажом ниже. Передо мной открылась  непрозрачная стеклянная дверь. Я перешагнула порог и замерла от неожиданности. Чудеса продолжались!
          Широкий почти квадратный по размерам холл был весь заставлен рядами детских кроваток. Чистота и порядок  в сочетании с бело-голубыми тонами помещения, начиная от темно-голубых стен, включая бледно-голубые маленькие одеяла на белых кроватках, шокировали меня настолько, что я стояла в полной нерешительности что-либо предпринять.
         - Не понимаю! Это торговый центр, дом малютки или детское отделение в больнице?  - я анализировала вслух ситуацию.
          Вдруг  голубое покрывало на ближайшей ко мне кроватке зашевелилось.  Маленькие ручонки стянули его, и на подушечке  показалась детская головка. Светловолосый ангел беззвучно взирал на меня, подкупая своей  грустной улыбкой. Ребенку было около двух лет. Он поднял ручки и потянулся ко мне. Мое сердце дрогнуло, и я подошла к нему.
         - Что Вы здесь делаете? – раздался за спиной строгий голос.
        Из узкого коридора с противоположной стороны помещения вошла строгая патронажная дама (то ли медсестра, то ли воспитатель).
        На ней был голубой халат и синяя шапочка, которые обычно носят медики. Ее широко раскрытые глаза  демонстрировали недоумение по поводу моего  появления здесь. Резко и властно она приказала мне немедленно покинуть комнату, жестом указывая на узкий коридор, откуда сама появилась. Гипнотический тон женщины повлиял на мой рассудок, как я позже объясняла свое поведение, иначе почему, вдруг, повинуясь ей, я быстро засеменила в указанном направлении, а не вернулась туда, откуда пришла.  Проходя мимо нее, спиной ощутила угрожающий сверлящий взгляд, придавший мне ускорение.
        В плохо освещенном коридоре  по обе стороны проносились, не оставляя  следа в памяти, картины в рамочках с синей подсветкой.  Передо мной  автоматически открылись двери из толстого гладкого материала матового цвета, и я вышла на темную широкую городскую улицу.
        Теперь я уже точно ничего не понимала!  В голове играли в «чехарду» противоречивые мысли:
        - Уже вечер? Прошло столько времени! А как там мои?  Где они? -
        На подсвеченной фонарем безлюдной остановке стоял автобус.
        - Нужно спешить домой!  Мои там, наверное,  заждались, волнуются! -  стучало в голове, когда я подбегала к модерновому автобусу на высоких колесах, все еще окончательно не осознавая разумность происходящего.
       Стоило войти и сесть на свободное сидение, как транспорт бесшумно и быстро поехал, будто ждал именно меня.
       Из состояния заторможенности меня вывели красные огни  реклам и фонарей, которые мелькали  за окнами автобуса.
      - Какой номер этого маршрута? – опомнившись, спросила я, обращаясь к женщине на первом сидении.
     Она не ответила. Покрутившись по сторонам, не узнавая район, возможно из-за быстро сменяющего городского пейзажа, завуалированного вечерними сумерками, я испугалась: «Почему он едет так быстро и без остановок?»
     Автобус повернул на темную улицу. Водитель остановил свой транспорт и открыл двери. Вместе со мной вышли еще две женщины.   Осмотревшись, я схватилась руками за голову, желая протяжно завыть.
      - Зачем я поехала домой? Ведь мои не ушли бы из торгового центра без меня!!! У меня точно едет «крыша»! – и  мини-торнадо в моей голове готово было ее сорвать.
       А было от чего. Я находилась на улице, замощенной гладким булыжником. Вокруг возвышались каменные дома с такими же заборами. Над сводами тяжелых калиток тусклые фонари  освещали  вход в эти монолитные мини-крепости.
       Пока я, как загнанный волк, озиралась по сторонам в этом  напоминавшем средневековье мире, мои спутницы уверенно шли вперед. С мыслью, что они знают «куда идти», я побежала за ними и почти уже догнала, как слева из-за поворота вышла женщина в черной накидке.
       Она взяла под руку ту, которая выглядела моложе и имела внешнее сходство с цыганкой, и повела ее в переулок, откуда сама пришла.
       Оставшаяся со мной женщина облегченно выдохнула:
       - Ну что ж, теперь и мой черед, - и уверенно пошла вперед.
       Я стояла, пытаясь осознать происходящее, и смотрела на ее удаляющийся в этой исторической тьме силуэт.
       - Пока не поздно, надо  «делать ноги», - сказала я вслух сама себе, и увидела свернувший на улицу автобус. Его фары ослепили меня. Водитель притормозил, и я, вскочив на ступеньку,  выдохнула:
       - Назад! Слышишь, назад! Куда ты меня завез? Мне в город надо! -
       Закрывая двери, водитель невозмутимо ответил:
       - Человек - хозяин своей судьбы. Делать выбор – его право. Главное - очень захотеть. -
       Все мои последующие вопросы в негодующем тоне он игнорировал, лишь скупо добавил, когда я выдохлась:
       - Я чувствовал, что Вы  попали  сюда случайно и поэтому  не уезжал. -
       Выпустив меня у самых дверей  Торгового Центра, он подарил мне на прощанье добрую улыбку.
                ***
        Я снова металась по  пустому помещению в поисках лестницы в надежде вернуться к тому месту, где оставила «своих».
       Обнаружив в одной из ниш стены лестничную площадку, с трудом переводя дыхание, я быстро преодолевала один марш за другим. От волнения сбилась со счета, считая  этажи.
      Заглянув за угол очередного этажа, я увидела мужа с внуком и с криком радости бросилась к ним!
      Муж произнес, как ни в чем не бывало:
      - Ну, узнала номер этажа?  -
   
      Мы возвращались к лифту, а я молчала. Мне казалась, что нахожусь одновременно в двух не совмещающихся друг с другом состояниях: эйфории – счастье и восторг, что нашла родных, и некой прострации – расслабленности и упадка психической активности от непонимания ситуации.
     - Что-то ты сама не своя? – спросил муж, заходя в лифт. - Нажимай. Куда сейчас едем? -
     - Домой! Я так  хочу домой! – ответила я.
     Но чувство, что осуществить это будет не просто, не покидало меня.  Я надавила наугад  нижнюю кнопку лифта с нарисованной буковкой «G».
                ***
      Когда двери лифта открылись, собачка в руках внука, подергивая  на весу лапками, радостно тявкнула, обрадовавшись возможности побегать на свободе. Внук проканючил:
      - Бабушка, мы уже идем домой?  -
      - Сомневаюсь, - ответил муж, с удивлением осматривая улицу, на которой мы оказались. - Ничего не понимаю, где мы? -
       Таких улиц в нашем городе я не видела: узкая, чистенькая, окруженная плотно примыкающими  друг к другу аккуратненькими домиками  с уходящими вверх остроконечными крышами. Деревьям и тротуарам места здесь не нашлось.
       Спрыгнув с рук, наша собачка побежала вперед. Мы - за ней.  Когда мы  ее поймали, уже не было видно ни здания Центра, ни злополучного лифта, доставившего нас сюда. Все вокруг свидетельствовало об отсутствии каких-либо признаков привычного мира. 
       - М, м, м…да! – изрек мой муж, топчась на месте.
       Я, уже адаптированная к происходящим метаморфозам,  дернула его за рукав, выводя из оцепенения:
       - Пойдем. -
       - Куда? – проронил он минуту спустя.
       - Вперед, искать выход. Сам говорил, что выход есть всегда. -
      Прибалтийского типа улочка, закругляясь влево, с небольшим уклоном уходила вниз. Муж шел быстро, мы еле поспевали за ним. Вскоре поравнялись с человеком, неспешно следовавшим впереди в том же направлении. Учитывая его облачение, я решила, что он – викарий.
     - Давай спросим его, - обратилась я к мужу.
     - Не надо. Пойдем быстрей! - отверг он  мое предложение, но я не послушалась.
     - Скажите, что это за место? – остановила я  священнослужителя.   
     Его оценивающие глаза просканировали нас, и он, демонстрируя  еле заметную  появившуюся улыбку, показал налево и предложил следовать за ним.
     Если прямая асфальтированная дорога, по которой мы шли, плавно переходила в мост над мелкой низменной речкой, то ответвляющая влево грунтовая тропа тонула в зелени речной поймы и  вела к маленькой церквушки с белым куполом и шпилем на ней.
     Священник обронил загадочную фразу:
     - Сами потом все узнаете, дети мои. А пока от вас требуется терпение и смирение. -
     - Да что ты с ним?! - раздраженно произнес муж, ускоряя шаги и направляясь к мосту. – Пойдем быстрей! Сами разберемся! -
     Поняв, что мы не хотим добровольно принять приглашение, мужчина в рясе  выхватил собачку из рук моего внука и метнулся по тропинке вдоль берега.
    Я с внуком - за ним. Поскольку все происходило быстро, я даже не успела окликнуть супруга, не подозревающего о происходящем за его спиной.
    Священника я настигла в кустах под мостом, схватив за рукав, в надежде забрать своего Тобика.
    Противный мужичок, ехидно улыбаясь, развел руками:
    - Ан, нету! Найдете? Ваше! -
    - Что за игры?! Что Вы себе позволяете?! - выпалила я от возмущения.
    - Бабушка, смотри, - указал внук на кусты, под которыми лежали несколько белых ягнят.
     Я  подлезла под низкие ветки. Под боком одного из ягнят лежало дрожащее существо, судя по трясущемуся хвостику, выглядывающему из зелени растений. Оно было странной расцветки, шерсть белая, как у ягненка, а хвост – черный, по форме похожий на  хвостик нашей собачки.
     - Тобик! Тобик! - схватила я его, ощущая мелкую дрожь безвольного тела животного.
     Да, это был он! Но весь, кроме хвоста, белый. И он не реагировал на нас. Я взяла на руки  обмякшее  тельце.
      - Что вы с ним сделали? – кричала я, сотрясая собачкой под носом у «Мефистофеля», который рядился в рясу священнослужителя.
      - Задержись, и я скажу, как его спасти, - ехидно ответил викарий-оборотень.
      - Давай, только быстро, - ответила я, переживая, что муж может далеко уйти, имея привычку в минуты обдумывания решений, сосредотачиваться на своих мыслях, не замечая, что происходит вокруг.
      Церковнослужитель полез рукой под рясу и достал оттуда какую-то штучку, похожую на каучуковый чехол черного цвета, отдаленно напоминающую форму языка.
      - Видишь, снаружи он гладкий, а внутри поверхность шершавая, губкообразная, – медленно отворачивая край, демонстрировал он  футлярчик.
      - Если ввести эту штуку в рот и куснуть ее с гладкой стороны, оцепенеешь. С шершавой - обратный эффект. Даже мертвых оживляет! – лукаво подмигнул он, не выпуская ее из рук.
     Мне некогда было продолжать с ним дипломатическую беседу. Я выхватила то, что привело Тобика в непонятное состояние и, схватив за руку внука, побежала вверх по тропинке на мост. Но  мужа там уже не было.
    - Поздно, поздно! - пульсировали жилки на висках, и обида сжимала горло: «Где он? Что делать?»

     Безлюдная дорога, ведущая  к горизонту, была залита лучами заходящего солнца.
      - А где дедушка, куда нам теперь? – испугавшийся внук, теребил меня.
      Я понимала, что мне нельзя падать духом, ведь сегодня со мной уже происходили невероятные события. Пора бы перестать впадать в отчаяние!
      - Вначале надо попробовать спасти собачку. -
      Я достала из кармана брюк черный футлярчик. Вывернула его и вложила Тобику в рот.
       - А ведь не обманул! - обрадовалась я, когда собачка, задергалась, потом встала на лапы и, довольно завиляв хвостом, начала крутиться у наших ног.
       - Иди, ищи дедушку, веди нас, - приказал ей внук.
       Словно поняв, что от него требуется, Тобик уверенно побежал вперед. Перейдя мост и свернув на дорогу, уходящую вправо, мы почувствовали запах моря, а вскоре вышли к побережью, скрывавшемуся за небольшими сопками.
       Камешки и  галька привели нас прямо к бухте. Низкое солнце играло  с белыми барашками волн, набегающими на берег, на котором толпились люди. 
      - Может дедушка здесь? Смотри внимательно! - сказала я внуку.
      Казалось, люди обосновались здесь надолго, устроившись, кто как мог. На двух деревянных поддонах кучно сидели взрослые, тут же, на третьем - спали два ребенка, кто-то устроился на кусках картона. Всякие подручные средства, не исключая мусор были использованы, чтобы обезопасить себя от сырости и охлаждения. Мы перешагивали через лежащих, обходили сидящих, вглядываясь в  полные печали и отчаяния лица. Но моего мужа среди них не  было.
      Меня охватило отчаяние. Я снова и снова возвращалась к людям.  Дотрагивалась до них. Заглядывала в лицо каждого, хотя и так было видно, что это не он.
      Уже от хождения по сырой гальке у самой кромки берега намокли тапочки, но я не хотела сдаваться. И тут незнакомка, ранее не обращавшая на меня никакого внимания, ходившая как маятник по побережью, обратилась ко мне:
      - А вы время не теряйте. Запишитесь в очередь, а потом ищите, кого потеряли. Все равно вам придется  пробыть здесь не один день.
      - Очередь! Какую? Где и куда? – я никак не могла  понять суть сказанного.
      Она указала в сторону берега, где, словно голографическая картинка парил над землей  узкий стеллаж.
      - Странно, раньше его здесь не было! Может, я просто не заметила? – не успела я подумать, как опять услышала голос женщины:
      - Надо записаться в альбом с буквой «G» на корешке. Запомнили? «Джели»!  А то не вернетесь домой,  - громко и протяжно звучали  за спиной ее слова.
     Только я протянула руку к альбому с нужной меткой, как он сам раскрылся на незаконченной странице, и появилась очередная запись под № 156-159. После этого видение неожиданно исчезло.
      Заметив мое недоумевающее лицо, моя  советчица ответила:
      - Радуйся!  Тебе дана возможность попасть домой!
      «Опять эта буква «G», как в лифте. Что означает «Джели»? Название этого места?» – думала я, когда услышала радостный крик  женщины.
      - Появился! -
      Люди  вскакивали  со своих мест и, толкая, и тесня друг друга,  стали выстраиваться в очередь. Те, кто до этого ходил по пляжу,  спешно занимали освободившиеся «элитные» места  на поддонах.
      К берегу на воздушных крыльях причалил  катер. Он был похож на ракету с блестящим корпусом голубого цвета.
     Люди – очередники, около тридцати человек, по порядку вошли внутрь, и катер-ракета легко сорвался с места, быстро скрываясь от глаз провожающих, с завистью смотревших им вслед.
                ***
     Теперь я точно знала, что печальная участь заблудившихся в жизни или во времени постигла не только меня. Сопричастность помогла справиться с отчаянием и понять, что в жизни никто не застрахован от казусов - затруднительных и непредвиденных случаев. Надо лишь верить, что из любого положения есть выход!
     Недаром  восточная мудрость гласит: «Семь раз упал, восемь раз поднимись!»
     Вспомнив запись в журнале на четыре места, у меня появилась уверенность, что я обязательно найду мужа, и мы вернемся домой! Даже если с ним случилась неприятность, я знала, как  помочь ему – черный футлярчик  все еще был у меня!

Часть 3
       Почувствовав   шершавый влажный язык собаки, которая, нетерпеливо повизгивая, лизала мою руку, я открыла глаза и услышала голос вошедшего в спальню мужа: 
       - Ну и заспалась же ты. Пора вставать. Смотри, какое  яркое солнце. Ну что, поедем сегодня на дачу или в Торговый Центр, про который ты вчера прожужжала нам все уши? -
       Наверно я переспала, потому что никак не могла отойти ото сна. Накинув халат, и выходя из спальни неуверенной походкой, ответила:
       - Не хочу в Центр. Куда он денется? Давайте поедем на дачу! -
       А сама, удерживая в памяти свои ночные приключения, подумала: «Над этим следует поразмышлять»…

09.04.2010


Рецензии