Аполлинарий Васнецов создал немало шедевров

Аполлинарий Васнецов обладал большим талантом и способностями к живописи. В этом он не уступал своему прославленному брату Виктору и сумел не затеряться в его тени. Интересно, что Аполлинарий Васнецов не получил официального художественного образования и при этом создал немало шедевров.



    Первым признанием для молодого художника стала покупка его пейзажа «Серый день» Павлом Третьяковым. Дорожка, которая делит пейзаж на две части, два дерева, одинокая фигура, бредущая к роще, и птица, парящая в небе. Как говорится, природа без прикрас. Именно таким всегда старался изображать окружающий мир художник, делая зарисовки во время поездок по России. позже Аполлинарий Васнецов.

       Впечатления от бескрайних просторов нашли воплощение в полотне «Родина». Поля, перелески, пашня…  Именно здесь Васнецов предпринимает попытку осознать, что для него значат родные просторы и земля.  Работа художника оказала влияние на крупного русского пейзажиста Николая Дубовского, который напишет известную картину с одноимённым названием «Родина».

   Художник также  создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Горное озеро. Урал»… Эпический размах — и тут же нежная «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Словом, Аполлинарий Васнецов  сразу получает признание публики и известных коллег.

   «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!» — писал в одном из писем его брату Виктору  Илья Репин.

От родных просторов — к историческому пейзажу

   Васнецова не даром называют «поэтом древней Москвы». Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Искусствоведы едины во мнении — живописец не занимался реконструкцией облика Москвы. Он умело воскрешает образы древнего города, которые и сейчас остаются единственными в русском изобразительном искусстве.

   Впервые к этой теме художник обратился, когда выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова. В этот период он изучал планы города  по библиотекам и музеям. А когда вернулся из путешествий по стране и поселился на набережной реки Москвы, занялся серьёзно. Видневшийся из окон квартиры величественный архитектурный ансамбль Кремля произвел глубокое впечатление на художника, любящего русскую старину. «Я был поражён видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их».

    Результатом этих исследований становится пейзаж «Московский Кремль», который тут же приобретает Павел Третьяков. Именно с этой работы начинается увлечение Аполлинария Васнецова старой Москвой.

   Цикл произведений можно разделить на две группы

    Созданный Аполлинарием Васнецовым цикл произведений, посвященных старой Москве, можно поделить на две группы.  Первую представляют большие живописные полотна. К другой относятся многочисленные графические произведения.

      По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы.  Вот, к примеру, картина «Начало Москвы». На ней запечатлена вторая половина XII века. Художник представил на полотне тот самый момент, когда по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость. Это историческое событие отражено в картине.

Московский Кремль при Иване Калите

     А вот «Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века» — живописно раскинулся на холме деревянный город, представленный в холодновато-голубоватой дымке зимнего дня… Художник показал город со стороны реки Неглинной и Москвы реки.  На переднем плане изображена небольшая часть реки, лодки и люди, которые занимаются своими делами. Деревянный мост, который переброшен через Неглинку, ведёт в Кремль через Боровицкие ворота. На берегу люди начинают топить бани. Из окон валят клубки дыма.

   Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, также сложенной из этого дерева, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем. Он соединён срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня. Чуть поодаль, построен Архангельский собор…

     На полотне «Московский застенок. Конец ХVI века»,  которое было удостоено золотой медали на Международной выставке в Мюнхене, она мрачная. На акварели «Площадь Ивана Великого в Кремле»Москва смотрится радостной и сверкающей. Васнецов сумел проследить уникальную трансформацию Кремля: от строительства деревянных стен до расцвета московской крепости ХVII века.

   Васнецов показал Москву разной

    Можно с уверенностью сказать, если Виктор Васнецов — зачинатель сказочного жанра, то Аполлинарий первым сделал главным героем своих картин архитектуру древней Москвы. Ему удалось показать её разной и в то же время такой узнаваемой.

     Следует отметить, что во время работы над образами столицы, Аполлинарий сблизился с историками и археологами. Его даже приняли в члены Московского археологического общества, а затем избрали почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Он изучал древние иконы и руководил реставрацией… Воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни… И рисовал. Много и прекрасно.

    За свою жизнь Апполинарий Васнецов написал 120 картин, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам и все они служат бесценным источником знаний для потомков.

Отец привил детям любовь к природе

   Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.

   «Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — напишет позже в автобиографии художник.

  Но в 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой.  Главным его наставником стал старший брат. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Ильёй Репиным, увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями все свои силы отдает искусству.

Творческая атмосфера Абрамцева оказала влияние на Васнецова

   Александр Бенуа, хорошо знавший Аполлинария, так вспоминал о нем: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей… Прелестен был и его «сибирский» говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей».

   Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка, Ильей Репиным, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова. Он создает декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», выполняет эскизы мебели для абрамцевской мастерской и пишет… Кроме того, он создаёт серию этюдов неба и «настроенческие» облака. Увлечение астрономией тоже нашло воплощение на холсте, как в «Солнечном затмении на Вятке», и в научном журнале Русского астрономического общества.

За впечатлениями Васнецов оправляется путешествовать по свету

   «Художником, который пишет по впечатлению» называл Васнецова Константин Коровин.  Так оно и было на самом деле. За этими самыми впечатлениями Васнецов отправлялся путешествовать по всему свету: Крым, Кавказ, Сибирь, Украина, Урал.

   «Знакомые картины моего детства ожили передо мной, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напомнили вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса — щетина тайги по хребтам гор… Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.

Ученики его обожали

   Деятельность этого человека не может не восхищать. Уже одно то, что к каждой работе он подходил с научной точки зрения — будь то художественная реконструкция Москвы или работа в театре, говорит само за себя.  Когда его попросили написать декорации к «Садко», то он дважды побывал в Новгороде и постарался предельно точно передать дух древнего города. При работе над декорациями  к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», дал волю фантазии. Тут историк уступил место самобытному русскому художнику.

   С 1883 года картины Васнецов участвовали в показах Товарищества передвижных художественных выставок. Стал академиком петербургской Академии художеств. Являлся одним из организаторов Союза русских художников, а также был руководителем пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ученики его обожали. Ведь Васнецов был педагогом добрым, отзывчивым и увлечённым. Хорошо помня свою тяжёлую и безденежную жизнь,  всегда старался поддержать студентов материально.

Новой власти Васнецов оказался не нужен

    Революцию 17-го года Аполлинарий Васнецов принял с восторгом. Он был уверен — теперь русское искусство начнёт расцветать и наполнится струёй новых идей…. Отрезвление наступило довольно быстро. Вскоре он скажет: «Коммунизм атрофирует личность. Безумие — вручать судьбы народа своей страны темным массам низов».

    А вскоре он и вовсе стал не нужен новой власти. В 1920 году его уволили с должности преподавателя и отобрали мастерскую, что была у него в училище. Сделали подло, когда мастер отсутствовал. В квартиру подселили гражданина, который, тыча пальцев в картины, постоянно кричал: «выбрось ты эту дрянь!» и требовал все отдать истопнику, чтобы «хоть какой-то толк был»…  Аполлинарий Васнецов переносил всё это очень тяжело. Из затяжной депрессии вытащил его сын. Всеволод, пытаясь растормошить отца, просил: «Вспомни о своем родном Рябове! Вспомни все то, что ты мне рассказывал, напиши это!». Как ни странно, именно пейзажи того периода самые светлые и яркие.  Кроме того, он являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва» и принимал личное участие в археологических раскопках.

   Даже в самые последние годы своей жизни Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускался в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Изучая древние планы, летописи, свидетельства иностранных путешественников, художник создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы. Земля перед ним становилось прозрачной, а прошедшие годы словно растворялись, открывая ему «преданья старины глубокой».

Васнецов был безумно талантливым человеком

  Мало кто знает, но именно Аполлинарий Васнецов в 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия». А через два года, будучи уже сам при смерти, он непрестанно спрашивал: «Не взорвали ли храм Христа-Спасителя?». Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…»

    Говоря о художнике, нельзя не отметить его разносторонний дар. Он был прекрасным архитекторам и довольно активно принимал участие в архитектурных конкурсах. Все представленные работы было выполнены в «неорусском» стиле. На протяжении всей своей жизни занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. В 1929 он стал членом Всероссийского союза Советских писателей

Художнику- историку — мыслителю

   Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов 23 января 1933 года на 77-м году жизни, похоронен на Введенском кладбище. Это был человек исключительно разносторонних знаний. Скромный, принципиальный и прямой он обладал очень добрым сердцем и отзывчивой душой. На памятнике, установленном на могиле А. М. Васнецова в Москве на кладбище «Введенские горы», высечены слова: «Художнику — историку — мыслителю».

   Последний этюд Аполлинария Михайловича остался выполненным только в угле. Так и стоит этот начатый этюд на старом любимом мольберте Аполлинария Михайловича в его мемориальной мастерской.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.