Сила в правде, или почему герои проиграли отребью

Нынешние ревизионисты от правящего режима всеми силами стараются очернить нашу славную и блистательную Советскую историю. В их распоряжении огромный аппарат пропаганды – кино, телевидение, печатные СМИ, колоссальные финансовые возможности. За ними стоит и власть, которая даже не скрывает своей оголтелой, зоологической ненависти ко всему, что связано с советским периодом нашей истории.
Великая Октябрьская революция выставляется ими как «переворот». Наши деды и прадеды, воевавшие в рядах большевиков, выставляются «отребьем», «уголовниками», «оборванной и разложившейся мразью». Сами большевики – «агентами германских спецслужб», которые на германские деньги совершили «переворот», чтобы «развалить великую» Россию». А вот белогвардейцы, по словам кремлевских ревизионистов, - все как один «прекрасные» и «мужественные рыцари», «герои», до последней капли крови «боровшиеся с красной гадиной за сохранение страны». Им курится фимиам, поется осанна. Им устанавливают памятники и мемориальные доски, забывая о том, кем эти «рыцари» были на самом деле и какие зверства над собственным народом они творили. В головы граждан упорно и планомерно вбивается матрица: красные поголовно были «злом», а вот беляки – «патриотами» и чуть ли не «ангелами небесными».

Но как-то странно ревизионисты не хотят отвечать на один простой, но очень важный, фундаментальный вопрос: почему же «герои» и «рыцари» проиграли «отребью» и «негодяям»? Ведь, как нам внушается, белые были «талантливыми полководцами», прекрасными бойцами, имевшими за плечами академии и опыт русско-японской и Первой Мировой войн. А красные, мол, «криминальным элементом», набранным с самого поддона тогдашнего общества. Но почему же, в таком случае, красные победили, а белые с позором и треском проиграли гражданскую войну?!

Можно по этому поводу исписать тонный бумаги. Да они уже исписаны и собраны в сотни и сотни научных монографий, исследований, статей и диссертаций. Но я полагаю, что было всего лишь три самых главных причины победы большевиков и поражения белой плесени. О причинах этих и поговорим.


ИДЕОЛОГИЯ
"Если солдат четко знает за что и ради чего сражается, то он победит и с двустволкой. А если в его сознании нет четкого представления о цели войны, то он всенепременно проиграет, хоть ты ему танк дай".
Константин Никаноров

Любая война (и гражданская в особенности) немыслима без наличия четких и понятных идей у воюющих сторон, без осознания ими причин ведущейся войны и представления о том, ради чего она ведется. Другими словами, война и, в первую очередь, война революционная, гражданская невозможна без наличия у ее участников четкой идеологии.

Ну посудите сами. Разве будет солдат воевать самоотверженно, стоять насмерть, если у него нет твердого понимания из-за чего и во имя чего он сражается? Разве будет тыл (народ) снабжать армию людскими и материальными ресурсами, ели он, народ, не понимает, ради чего все эти лишения страдания и жертвы? Нет, разумеется, какое-то время можно заставить солдата воевать, а народ снабжать армию из-под палки (как это было в белом «лагере), но долго такой финт не продлится. И история показала, что у красных идеология была, а у белых идеологии, как таковой, попросту не было. А потому они и проиграли.

В конечном итоге победитель определяется не тем, насколько жестоким он окажется и сколько отдельных сражений он сможет выиграть. А тем, что он сможет предложить огромной аполитичной массе, безумно уставшей от беспросветного и затянувшегося конца света. Сможет ли привлечь новых сторонников, сохранить лояльность прежних, заставить колебаться нейтральных, расшатать мораль врагов. Красные это сумели. Белые – нет.

«Чего хотели красные, когда они шли воевать? Они хотели победить белых и, окрепнув на этой победе, создать из нее фундамент для прочного строительства своей коммунистической государственности. Чего хотели белые? Они хотели победить красных. А потом? Потом — ничего, ибо только государственные младенцы могли не понимать, что силы, поддерживавшие здание старой государственности, уничтожены до основания, и что возможностей восстановить эти силы не имелось никаких. Победа для красных была средством, для белых — целью, и притом — единственной.» (Фон Раупах. «Причины неудачи белого движения»). Разве можно с этим не согласиться? Идеология — инструмент, который сложно подсчитать математически, однако он также имеет свой вес. В стране, где большая часть населения едва-едва читала по слогам, было крайне важно суметь внятно разъяснить, ради чего предлагается воевать и умирать. Красные смогли. Белые не сумели даже консолидировано решить между собой, за что воюют. Наоборот, они сочли верным откладывание идеологии «на потом», сознательное «непредрешенчество». Даже среди самих белых союз между «имущими классами», офицерами, казаками и «революционной демократией» называли противоестественным — как же им убедить колеблющихся?

И если красноармейцы были готовы жертвовать собой и на поле боя, и в застенках белой контрразведки, и на заводах и фабриках, помогая фронту, ибо знали ПОЧЕМУ и ЗА ЧТО они воюют, то вот моральное состояние белых очень четко охарактеризовал белый генерал Слащев (ставший прообразом генерала Хлудова в булгаковском романе «Бег»: «Тогда я ни во что не верил. Если меня спросят, за что я боролся и каково было мое настроение, я чистосердечно отвечу, что не знаю… Не скрою, что в моем сознании иногда мелькали мысли о том, что не большинство ли русского народа на стороне большевиков, – ведь невозможно же, что они и теперь торжествуют благодаря лишь немцам».

Таким образом, первой и важнейшей из причин победы красных в гражданской войне является то, что у них идеология была, а у белых идеология отсутствовала. Это стало важнее пушек, пулеметов, количества пехотных дивизий и кавалерийских корпусов.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ
"Армия в десять миллионов солдат обязательно проиграет армии в полмиллиона, если в первой будет куча «командующих», каждый из которых тянет одеяло лишь на себя и воюет по своим тактическим и стратегическим «правилам», а во второй будет один командующий, но который четко знает как и чего он хочет….".
Бригадный генерал Энтони Хоук

Большевики изначально были твердо и прочно спаяны единым центром. Этим центром были и непосредственно фигура Ленина, и когорта красных «трибунов». Но прежде всего – единая и общая идея, для которой вся большевистская вертикаль – от верхушки до последнего солдата – была лишь механизмом ее реализации. Единоначалие, единый центр – вот второй залог успеха большевиков.

Невозможно выиграть войну, если у армии отсутствует единый командный центр, действующий по одной продуманной схеме. И у красных такой центр был. А вот у белых его не было.

Ситуацию в белом «лагере» вполне можно емко и четко обрисовать словами классика:
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Каждый мнил себя «новым Цезарем» или Евгением Савойским. Каждый белый лидер по-своему понимал, как нужно воевать с большевиками и не хотел следовать хотя бы зачаткам общих тактики и стратегии борьбы. Более того. Белые «гении» не смогли договориться ни с одним лимитрофом — в результате их тыл (практически весь) повис в воздухе. И, словно этого было мало, у каждого белого лидера в тылу сидел собственный «атаман», вовсю отравляя жизнь. У Колчака — Семёнов, у Деникина — Кубанская рада с Мамонтовым и Калабуховым, у Врангеля — орловщина в Крыму, у Юденича — Бермондт-Авалов.

Красные были окружены врагами со всех сторон. Им не хватало оружия, амуниции, боеприпасов, продовольствия…. Но у них была четкая и единая система командования, которая позволяла перебрасывать силы в нужное время и в нужное место.
Да, белые наносили большевикам жестокие поражения. Но это были лишь локальные успехи, которые не складывались в общую стратегию. Большевики выдерживали каждый отдельный выпад, копили силы и били в ответ.

Корнилов идёт на Екатеринодар, но другие белые отряды оттуда уже ушли. Добровольческая армия увязает в боях на Северном Кавказе, а казаки Краснова в это же время идут на Царицын, где и получают по первое число от красных. В 1919-м пал Донбасс, наконец взят Царицын — но «душка» Колчак в Сибири уже разбит. Осенью Юденич идёт на Петроград, имея отличные шансы его взять, а Деникин на юге России уже разбит и отступает. Врангель, имея превосходную авиацию и танки, в 1920-м выходит из Крыма, но поляки уже заключают с красными мир….

Прочная и понятная идеология, помноженная на работающий как единый механизм командный центр, обеспечили красным победу. Отсутствие единого центра (как и идеологии) обрекло их противников, в конечном итоге, на сокрушающее поражение.

ТЫЛ
"Глядя на эти сонмища негодяев, на этих разодетых барынь с бриллиантами, на этих вылощенных молодчиков, я чувствовал только одно: я молился: «Господи, пошли сюда большевиков, хоть на неделю, чтобы хотя бы среди ужасов чрезвычайки эти животные поняли, что они делают".
Иван Наживин, русский писатель и эмигрант

Главное для любой армии – ее тыл. Что имели в своем тылу красные? Терпящий бесчисленные лишения и бедствия народ, но который был спаян общей идеей и общим неубиваемым стремлением – сделать все и даже больше, ради победы над ненавистными беляками. Что имели в своем тылу белые? Народ, который их не понимал или, в большинстве своем, попросту ненавидел. А потому тылы белых всегда висели в воздухе и сотрясались от восстаний и партизанщины. А еще их тылы – толпы офицерья, которое просиживало галифе в кабаках, слушая певичек, лапая «доступных женщин», лакая водку с шампанским под «хруст французской булки».

Англия, Франция и другие державы, несмотря на позднейшие проклятия белых в их адрес, оказывали немалую или даже огромную помощь. Одному только Деникину в 19-м году англичане поставили 73 танка, полтораста самолётов, сотни автомобилей и десятки тракторов, более пятисот орудий (включая 6–8-дюймовые гаубицы) тысячи пулемётов, больше двухсот тысяч винтовок, сотни миллионов патронов и два миллиона снарядов… Это весьма приличные числа даже в масштабах только что отгремевшей Великой войны, их не стыдно было бы привести в контексте, скажем битвы при Ипре или Сомме, описывая ситуацию на отдельном участке фронта. А уж для гражданской войны, вынужденно бедной и оборванной — это сказочно много. Такая армада, сконцентрированная в нескольких ударных «кулаках», сама по себе могла бы порвать красный фронт, как гнилую тряпку.

Однако в компактные сокрушительные группировки это богатство не объединилось. Более того, подавляющая часть вообще не добралась до фронта. Потому что была полностью провалена организация тылового снабжения. И грузы (боеприпасы, еда, униформа, техника…) либо разворовывались, либо забивали отдалённые склады.
Нескоординированность действий и неспособность организовать, выражаясь современным языком, логистику и тыловую дисциплину, приводили к тому, что чисто военные победы Белого движения растворялись в дыму. Белые хронически не могли «дожать» противника, при этом медленно и необратимо теряя свои боевые качества. Белые армии в начале и конце Гражданской принципиально отличались только степенью душевного надлома — причём не в лучшую к финалу сторону.

Барон Будберг писал: «Вчера состоялась публичная лекция полковника Котомина, бежавшего из Красной Армии; присутствующие не поняли горечи лектора, указавшего на то, что в комиссарской армии много больше порядка и дисциплины, чем у нас, и произвели грандиозный скандал, с попыткой избить лектора, одного из идейнейших работников нашего национального Центра; особенно обиделись, когда К. отметил, что в красной армии пьяный офицер невозможен, ибо его сейчас же застрелит любой комиссар или коммунист».

А что красные? Они учились. Учились постоянно и без передышки. Большевики получали подчас почти смертельные удары, валились в пыль, но вставали, делали выводы, меняли тактику и били в ответ с удесятерённой силой. Для красных поражения были лишь уроком, который они принимали, анализировали и запоминали, не допуская впредь таких же ошибок. Напротив, неудача белых — и фронт рушится на сотни километров, зачастую — навсегда.


Красная армия образца 1918 года (Таманский поход): 27 000 штыков и 3500 сабель, 15 орудий, от 5 до 10 патронов на бойца (в лучшем случае). Ни еды, ни фуража, ни обоза, ни кухонь. Осень1920 года: огневая бригада на Каховке имеет батарею шестидюймовых гаубиц, две лёгких батареи, два отряда броневиков (ещё отряд танков, но в боях он не успел принять участие), более 180 пулемётов на 5,5 тысяч человек, огнемётную команду, бойцы одеты с иголочки и поражают выучкой даже врага, командиры получили кожаную форму.

Для сравнения. Армия Колчака образца 1919 года: 210 000 штыков, почти 40 000 сабель (это не считая резервных частей), более 3000 пулеметов, более 700-от орудий….. А вот на излете его «карьеры» Верховного Правителя он имел лишь около 30 000 боеспособных солдат.

Из ничего большевикам удалось создать в высшей степени боеспособную армию под руководством отличных командиров. И это на фоне голода, разрухи, нищеты, сонма наступающих со всех сторон врагов. Почему? У них был прочный тыл, в котором шла постоянная и непрекращающаяся работа ради фронта и ради победы.
Имея колоссальные военные и хозяйственные склады (поставки союзников), поддерживаемые интервентами, белые под конец превратились в деморализованную толпу, озабоченную лишь возможностью драпать подальше. У них не осталось армии, а были лишь скопища испуганных вооруженных людей, лишенных воли к борьбе. Ибо не было у них тылов. И они сами были в этом виноваты.

Идеология, единый командный центр и налаженная работа тыла – вот что помогло большевикам победить. Но самое главное – на их стороне была правда. Правда, которой народ поверил, а потому их и поддержал. А на стороне белых никакой правды не было и быть не могло. Народ не пошел за ними.

Власть может и дальше реанимировать разложившийся труп белого движения. Власть может и дальше возводить в «герои» и «гении» лидеров белогвардейской хунты. История все уже давно расставила по своим местам: они проиграли с треском, ибо изначально были нежизнеспособны и чужды народу. А история, как известно, штука неумолимая.


Рецензии
Кратко и вполне убедительно.
Вина ли в том белых или их беда — но отсутствие единой внятной идеологии ("за что воюем?") и единого харизматического лидера сделало бесполезными все их усилия и жертвы.

Мария Гринберг   25.03.2019 14:50     Заявить о нарушении