Практика

    Незабываемая эмоционально насыщенная студенческая жизнь промчалась, как одно мгновение. Получив дипломы и «обмывая» их чашечкой кофе с самыми вкусными пирожными в кафе «Золотой колос» на ул. Энгельса, мы вдруг поняли, что нашей дружбе придется выдержать первую проверку на прочность. Согласно перераспределению,  нам предстояло разлучиться на длительное время. Годы, прожитые бок о бок в комнате студенческого общежития, приучили нас к привычной уверенности, что все трудности и любые переживания – пустяк, стоит лишь поделиться своими чувствами и сразу ночь превращается в день.
    - Девочки, как же теперь мы будем друг без друга? – сокрушались мы, несмотря на интригующую перспективу начать новую самостоятельную жизнь.
Выпускников 70-х годов факультета библиотековедения направляли в основном  в маленькие населенные пункты страны.  Мне повезло, отработав три года в Туапсинской библиотеке, я вновь вернулась в свой город. Вскоре, устроившись работать в научно-техническую библиотеку ведущего института, обрела новых надежных друзей, вышла замуж. Студенческие подруги в первый год после расставания писали  каждую неделю письма, затем связь сама собой начала терять свою значимость, ограничиваясь лишь поздравительными открытками к праздничным датам.

    Находясь в декрете, ожидая первенца, я все чаще и чаще вспоминала  беззаботную студенческую пору: «Интересно, где сейчас мои девчонки?».
Наступил жаркий август, но он не радовал меня солнечными днями. До родов оставалось каких-то две-три недели и я, возвращаясь, домой из женской консультации, учитывая свое состояние, решила проехать две остановки. Войдя в троллейбус и присев на свободное место, я не сразу заметила направленный в мою сторону пристальный взгляд.
    - Люська, ты?!– услышала  насмешливо-дружескую реплику, сразу же узнав ее обладательницу. -  Какая же ты «изящная» стала? - Это была Наташка – одна из пятерых «подруг-неразлучниц», как  обычно называла нас вахтерша в студенческом общежитии.
    - Натка, как я рада тебя видеть! - забыв о своем животике, я подскочила  с сиденья, радостно расплывшись в улыбке. Натка! -
    - Но, но, но! Не надо резких движений! По-моему тебе это  сейчас вредно, - как всегда спокойно и убедительно парировала Наташа.
    - Слушай, у тебя как со временем? Давай зайдем ко мне, я живу тут недалеко. Муж на работе и мы спокойно можем поболтать, - предложила я ей. - Сто лет тебя не видела и вообще ничего о тебе не знаю. Ты первая из всех «обрезала» связи.

     Нельзя было не заметить  произошедшие с Наташей перемены. Прошло пять лет, и сейчас  передо мной стояла повзрослевшая, словно познавшая философию жизни, женщина со спокойным рассудительным взглядом. Она и раньше отличалась  уравновешенностью, умением управлять эмоциями, но блеск выразительных карих глаз выдавал ее внутренний молодой задор, словно бесята отражались в них при разговоре. Теперь серьезные темные глаза анализировали каждый ее шаг и слово.
     - Собственно, по такому случаю можно. Я сегодня выходная, - ответила Наташа.
Попивая чай у меня на кухне, она побудила меня первой рассказать ей о моей начавшейся после получения высшего образования жизни. Затем, заручившись «честным словом» не задавать лишних вопросов и не смеяться,  стала сдержанно говорить о себе.
     - Все, что случилось со мной после распределения, я  никогда никому не рассказывала, потому, что сейчас  уже и сама в это не верю.  Иногда думаю: «А было ли все это?»
                ***
     Когда распределяли направления на работу,  я хотела получить место  как можно ближе к  родительскому дому, поэтому поехала в «глубинку» центральной части России. О моих немолодых родителях, кроме меня  некому было заботиться, поэтому я согласилась «заточить» себя в «избе-читальне» провинциальной  деревеньки, где единственным очагом культурной жизни был клуб.  Мысль о благородстве своей миссии – проводника просвещения и современных знаний в беспросветной жизни местного населения – возвышала меня в собственных глазах.
     Стартовый оптимизм поубавился сразу после прибытия на полузаброшенную железнодорожную станцию. Как оказалось, от нее до моей деревни несколько километров, которые местные жители преодолевают на своих телегах, приезжая сюда за покупками, потому что в деревне не было даже магазинчика. Недалеко от станции понуро стояла лошадь с повозкой, в которую пожилой  мужчина грузил мешок с мукой. Из его разговора с продавщицей я поняла, что он именно тот возница, который мне нужен. Подъезжая к деревне, я убедилась в правоте слов местного жителя, расхваливавшего всю дорогу свою деревню. Следует отдать должное живописному пейзажу села и его окрестностей. Маленькая тихая речушка, поросшая по берегам густыми зарослями камыша, пересекала   ровное пространство.  Вода в ней выглядела настолько спокойной, что сразу невозможно было определить направление течения, словно сама речка являлась доказательством застойной жизни в этом богом забытом краю.
     Немногочисленные добротные дома с палисадниками утопали в зелени на ее левом берегу. На правый был перекинут деревянный мост, за которым  располагался местный клуб с библиотекой  и один невзрачный домик. Возможно, в перспективе  библиотека могла быть востребованной, но пока в нее практически никто не заглядывал.  Вероятно, потому, что до самых сумерек люди работали на огородах, уходящих  длинными полосами в бескрайние просторы  полей.
    Днями я сидела одна в своей библиотеке полностью изолированная от деревенской жизни. Несмотря на то, что за месяц работы  я перечитала кучу книг, нестерпимая тоска подсказывала, что долго я так не выдержу. Одно успокаивало:  в  библиотеке находились старинные редкие издания, не встречающиеся даже в городских  хранилищах.
    Когда скука стала совсем невыносимой, я  занялась  расчисткой  территории вокруг клуба, обкапывала кустарники и  удаляла поросли. Я  познакомилась со старушкой, которая жила в покосившемся домишке по соседству с библиотекой.  У нее брала то лопату, то другой нехитрый инвентарь. Эта бабка напоминала Плюшкина,   поэтому ее прижимистость и неразговорчивость меня не удивляли, как, впрочем, и  внешний вид. Хотя  было в ней  что-то  такое, от чего мурашки пробегали по коже, когда мои глаза встречались с ее злобными  горящими глазками.   
       
    Как-то я спросила у своей квартирной хозяйки:
    - Почему местные жители не ходят в библиотеку, ведь у вас там такие книги?! Ладно, летом, ну, а зимой, когда заканчиваются полевые работы? Да и  клуб у вас  какой-то мертвый, даже молодежь он не привлекает. У нас в городе  на дискотеку приходят «подергаться» от души! -
    - Я бы  вообще туда  не ходила, - ответила  тетя Катя.
    - Почему? -
    - Видишь ли, девочка, еще моя бабушка рассказывала, что по ту сторону речки когда-то была пустошь, и жил там  «нехороший» человек, который занимался колдовством. Он наводил  мор на  скот, коровы теряли молоко, свиньи и лошади  могли пасть за одну ночь. Позже его дети построили там дом. В годы «пятилеток», при расширении территорий под пашню, районная власть выстроила за рекой клуб. Несмотря на борьбу с суеверием, народ  не пошел жить на ту сторону. Там осталась  одна старуха – внучка того колдуна, - тетя Катя на миг замолчала, а потом вздохнула, - но слухи и поверье, деточка,  живы до сих пор. - 
    Рассказ тети Кати я восприняла, как местную историю, объясняющую нежелание людей посещать клуб и библиотеку. А мне хотелось завести новых друзей.  Поэтому, когда  в клуб приходила молодежь, я  оставалась на вечеринку, даже бралась за их организацию. Познакомилась с местными парнями, которые предлагали   серьезные отношения. Девушки игнорировали меня, как конкурентку.
      
     Однажды, засидевшись за книгой, я задержалась до темноты. В тот вечер шла домой одна, любуясь звездами и наслаждаясь  прохладным воздухом. Иногда тишину нарушал доносившийся из деревни лай собак. Впереди уже  угадывались очертания крайнего дома, как вдруг по спине пробежали мурашки: кто-то преследовал меня!  Я ускорила шаг, но нечто непроглядное и липкое опутало меня. От ближайшего куста отделилась черная масса и приблизилась ко мне.  Спринтерские способности, которые активизируются в подобных случаях, меня подвели, ноги не слушались. Хочу идти, но не могу. Пушистая мягкая лента обвила мои ноги и стала  подниматься по спирали все выше и выше. Каждый прилипший к телу  виток приводил меня в оцепенение. Кожа, по которой проползла «лента», была совершенно неосязаема. Боли не было, только ужас!
   «Если эта лента доберется до шеи, я умру?» – возникла страшная мысль. Я услышала еле улавливаемое урчание, которое обычно издает кошка, получая удовольствие от поглаживания.
    «Начались слуховые галлюцинации», - подумала я, пребывая в одурманенном состоянии.
    Когда «лента»  добралась до груди, я, понимая, что жизнь у меня отнимает некая сверхъестественная сила, считала последние минуты. Вдруг раздалось громкое кошачье мяуканье. Реакция собак из ближайших дворов оказалась моментальной. Их громкий лай  пронзил окутавшую меня черноту, отрезвил сознание и вернул к реальности. Инстинкт самосохранения придал силы, и я бросилась бежать. Я не помню, как оказалась в доме тети Кати. Ночью долго не могла уснуть, а утром, как всегда, пошла в свою библиотеку. После того случая стала вздрагивать при каждом шорохе за окном и даже на дискотеку не оставалась. Прошел еще месяц, но ощущение подстерегающей меня опасности не исчезло. Я приняла решение вернуться домой, не отработав положенный срок. Один из местных парней настойчиво уговаривал остаться, не понимая, почему я так поступаю. Он считал, что его назойливые ухаживания стали тому виной. Настоящую причину я никому не рассказала.
         
    Спустя неделю, я  готовилась к сдаче  библиотеки районному инспектору. В тот день  получилось уйти домой еще засветло. Вдруг перед мостом из кустов что-то выскочило и, прыгнув мне на спину, повисло, обхватив шею. По ощущению кошка, но большая, каких не бывает. Я закричала и стала крутиться в попытках освободиться от объятий непонятного существа. На мое счастье, ко мне навстречу бежал по мосту  мой знакомый парень с фотоаппаратом в руках. Я почувствовала облегчение - напавшее существо свалилось с моих плеч и юркнуло в кусты. Опомнившись, я кинулась обнимать своего спасителя:
    - Откуда ты взялся? -
    - Если честно, ждал тебя, спрятавшись за мостом, чтобы сфотографировать тебя,- произнес он, заглянув мне в глаза. 
Я снова приникла к нему и почувствовала, как его руки нежно обнимают меня. Я вздохнула и положила голову ему на плечо. Я смотрела на реку, небо и мне было так хорошо и спокойно, пока я не увидела это: в прибрежных кустах лежало сморщенное маленькое тельце старухи - Плюшкина!
                ***
    - Вот так, Люся, закончилась моя практика.
    - Знаешь, я никогда не верила во всю эту чертовщину. Неужели все это случается и  в наши дни? – прошептала я, ничуть не сомневаясь в словах подруги.
    - Ну а потом, как у тебя все сложилось? – спросила я.
    - А потом все без мистики, - улыбнувшись  уголками губ, ответила Наташа. – Я вернулась к родителям, вышла замуж за того парня с фотоаппаратом. Настойчивым он оказался! Живем мы с ним здесь, в семейном общежитии; он учится на заочном в автотранспортном. Вот и все. -
    - Наташ, ты не сожалей, что так получилось. Все у тебя наладится, - сочувствующе подбодрила я.
    -  Люсь, а я  ни о чем и  не жалею. Произошел пересмотр ценностей. У меня теперь другие интересы, да и я другая. Вот учусь  на психфаке и, знаешь,  это - мое. -
    - Молодец, Наташка! Нет, ну на самом деле, ты молодец! – дотронулась я до ее руки, искренне радуясь за  обретенные ею  новые духовные качества.

26.01.2010г


Рецензии