ОИС Молдавия и командир с саксофоном

(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или
невыдуманные истории нашей юности)

«…Его создало всё то, что его окружало – океан, небо, волны и облака, ветер и альбатросы, восходящее солнце и заходящая луна, бред и воображение, явь и сон, молчание и слово.»
Юрий Коваль «Суер-Выер. Пергамент»

«Молдавия»..., с этим словом у меня ассоциируется никак не государство (или на тот момент это была Молдавская союзная республика), а очередной мой корабль. Хожено на нем было немало морских миль. Пожалуй, он и стал самым мною любимый из всех ОИСов нашей конторы.
Перешёл я туда с повышением, уже на должность инженера импульсно-генераторных устройств, а если попросту, то на систему «Кура». На тот момент она была вообще секретной, между нами говоря. Что очень сильно мешало при пополнении ЗИПа, поверке датчиков и эталонных изотопов. Надеюсь сейчас уже  нет никаких секретов, ведь и пароходов этих уже не осталось, да и секретничали, я даже не знаю и зачем.
Ничего особого в системе не было. Ну буксируемые забортные устройства, ну датчики в них, ну шкафы электроники, самописцы…
На сегодняшний день это уже «каменный век». А тогда ещё можно было  посекретничать об этом.
Но сначала надо вспомнить о самой «Молдавии». Это было судно проекта 976. Создавалось в Висмаре, на верфях  VEB Mathias Thesen Werft (Cудоверфь им. Матиаса Тезена). Вступило в строй 18 декабря 1973 г. «Молдавия» была настолько уютна, доброжелательна и призвана служить людям всеми своими качествами, как только могла бы это делать стальная конструкция, созданная руками ГДРовских  судостроителей. Я сразу же в неё влюбился. И было за что. Во-первых, поселился я в «козырной» каюте, в центральной части корабля, с прямоугольным большим иллюминатором, выходящим на прогулочную палубу. Во-вторых, немцы  при постройке кораблей пропитывают их такими хитрыми составами, что какой там таракан, а тем более крыса или мышь, комарик боялся залетать в зону действия этого ужаса для всей этой нежелательной живности.
Зона комфорта распространялась на все помещения без исключений. Каждая деталюшечка на ней была выполнена со вкусом и немецким расчетом. Но кроме всего прочего на пароходе была отличная, добротная, деревянная палуба, что превращало его уже в подобие высококлассного лайнера, а не военного корабля с металлической рифлёной палубой как на «Крупском». Металлическая на солнце нагревалась как сковорода, на морозе была как каток, а мокрая от волн скользила так, что и костей можно было не собрать при сильном волнении. По деревянной палубе можно было хоть на голове стоять, но лучше ходить как по дому в  тапочках или вообще босиком. Бесподобная вещь!
Командовал кораблём капитан 1-го ранга Александр Багратович Арутюнов. Он пользовался уважением среди старших офицеров, его считали хорошим моряком и
прекрасным человеком. Музыкант в душе и лихой судоводитель-гонщик, не сбавляющий ход даже в проливной зоне. «Пусть они от нас шарахаются» такой у него был девиз прохождения узкостей.  Чем и поплатился на моей памяти какой-то неосмотрительный рыбачок такого же тоннажа и размера – мы задели его на полном ходу. Так что можно сказать я был свидетелем аварии. Разошлись по «обоюдке», без претензий друг к другу. Все живы – здоровы, а железо помяли - не страшно, подрихтуем. Но, скорее всего это произошло во время вахты старпома, он ещё у нас специализировался  по сносу причала при швартовке в Сантьяго-де-Куба. Как у летчиков говорится – жёсткая посадка. Но отвечать-то всё равно командиру корабля.
У Александра Багратовича были свои слабости - любил иногда тайно выкурить сигару на ходовом мостике. Почему тайно – сигары жутко и специфически воняют. Не каждый сможет вынести такой аромат. Поэтому, чтобы не выводить из строя рулевого матроса и вахтенного штурмана он это делал тайком. Это ведь было чем-то вроде пижонства. Не говоря уже о том, у него была татуировка на плече в виде саксофона.
Вспоминали, что как-то раз при заходе на Кубу "Молдавию" посетили с концертом кубинские артисты. Концерт проводили на вертолетной палубе и командир принимал в нём участие, подыгрывая кубинским музыкантам на своём саксофоне. Всем очень
понравились его импровизации.
Считается, что командир 6-й АОЭ Георгий Владимирович Бочковский и командир нашего корабля были старыми приятелями. Думаю, что так оно и было, потому что в один из походов с нами был Бочковский просто как пассажир или как почетный наставник как кому удобнее думать. И начинали служить они примерно в одно время и оба были гордостью 6-й Атлантической Океанографической Экспедиции.


Рецензии
Мой морской опыт невелик: Владивосток - Корсаков (Сахалин) туда и обртано на пароходе "Крильон", трое суток на МРК в Чёрном море по учениям, два раза на БПК (1-2 суток) и экскурсии на дизельные пл в Балтийске. Несколько моментов очень поразили: 1) Командир МРК при штормике 3-4 балла каждые 30-40 минут выскакивал из рубки и блевал за борт. Как он сам сказал: "15 лет ходит по морям, но организм к качке никак привыкнуть не хочет". 2) Когда нас летунов сгрузили с БПК на торпедный катер и повели в Балаклаву, в момент отхода он со всей дури шваркнулся о борт БПК, оставив там очень глубокую царапину, но на это никто внимания не обратил, хотя мы все чуть не попадали за борт от удара. 3) На одном из БПК нас во время обеда постоянно просили пройти за портьеру и "помыть ручки". Там в рукомойнике был налит спирт, подставляешь стакан, разбавляешь водой, сколько выпуклый военно-морской глаз подскажет, выпиваешь, тут же закусываешь солёным огурцом и выходишь с довольным видом и докладом: "Ручки помыл".

Короче, мы так намыли ручки, что когда начались стрельбы по воздушной мишени, затеянные специально для нас, никто из кают-компании на палубу выползти не смог. Вот что значит спирт на халяву и навязчивое морское гостеприимство (смеюсь).

С ув. полковник Чечель.

Полковник Чечель   16.12.2019 15:33     Заявить о нарушении
С интересом прочитал, Василич, как обычно написанные с задоринкой и искоркой, воспоминания о черноморцах. Как говорится - "наберут детей на флот, а молоко не завезут" вот они и сами "шило" пьют и гостей спаивают. Кучеряво жить не запретишь. В океанах "шило" штука дефицитная, поэтому такой приём скорее всего свойственен только черноморцам. А может быть это пример разлагающего влияния на личный состав плохого командира (кранцы при швартовке не вывесил, сам блюёт на ровной волне, 15 лет на флоте, а командует катером...). У нас всё строго было, не забалуешь. Хотя и столкновения бывали, и пирс бывало сносили. Но это всё на трезвую голову)).
Смеясь и с уважением,
Андрей Рощин.

Андрей Николаевич Рощин   16.12.2019 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.