Листаю трудовую книжку... товарищ пионервожатый -

   

     1949 год.( 49. XI. 15).  Первая запись в моей трудовой книжке.  В  разделе «Сведения о приеме на работу» -  выписка из приказа:
 «Принята на должность старшего пионервожатого в детский дом №1 г. Баку». И подпись: директор Мажонц...
   Помню  грузную строгую женщину, которая доверила мне, 16-летней девчонке, не имеющей паспорта (его выдавали в СССР только 18 - летним), около двухсот воспитанников армянского детдома в Баку.  На самом деле, детский дом был интернациональным. После войны здесь оказались русские, армяне, азербайджанцы. И  я, лишенная отц,уехала с мамой и сестрой из родного Ленинграда в Баку. После 7-го класса поступила в педучилище. Училась и работала.Директора не подвела. На работу никогда не опаздывала, хотя приходилось преодолевать километры пешком после учебы. Училась на очном отделении.Закончила училище с красным дипломом.
...В воскресенье у всех работников детдома – законный выходной, а у нас со старой поварихой  обязательное дежурство.  На двоих -  двести детей!
   Но я  никогда не испытывала страх, что воспитанники могут меня подвести, ослушаться, хотя некоторые из них были старше меня по возрасту.
    В советское время студенты могли жить в детдоме до окончания вуза. Самому старшему из них – Фариду было почти 20 лет. Он учился в институте и жил в детдоме до конца учебы.
Воспитанники называли меня уважительно: «Товарищ Эмма». Охотно выполняли любое мое  поручение. И относились как к старшей не по возрасту, а по должности. Нам было интересно вместе проводить досуг. Устраивали музыкальные вечера, пели песни под мой аккомпанемент. Читали вслух книги. Делали кукол из папье-маше для нашего кукольного театра , декорации. Семиклассник Гамлет  был способным рисовальщиком и первым моим помощником во всех творческих делах. Детдомовцы, не читавшие Шекспира, звали его Гамлет, с ударением на последнем слоге. ( Гамлет-омлет). Но никто никого всерьез не обижал.
    По столовой мне помогала старшеклассница Римма. Очень обязательная девушка. Она  научилась классически резать  хлеб на равные куски.И раздавала всем поровну.  Детишки безотрывно наблюдали за этим процессом, и на справедливую Римму никто не  жаловался.Она была незаменимой и на раздаче блюд. Повар ей доверяла и всегда хвалила: растет достойная смена!  У всех  воспитанников были свои обязанности по детскому дому.
    Чувство справедливости и равенства, присущие  детдомовцам, воспитывало нас .  Мы остались навсегда друзьями.  На последнем курсе училища мне пришлось оставить  любимую работу. Предстояли госэкзамены. Надо было готовиться к поступлению в университет. Все детдомовцы провожали меня  до трамвайной остановки. Девчонки плакали.
    Спустя годы, я встречала на улице некоторых моих воспитанниц с детской коляской.Молодые мамы смущенно здоровались, и обращались ко мне,  как и раньше: «Товарищ Эмма».Советский Энциклопедический Словарь слово ПИОНЕРВОЖАТЫЙ пояснял:
  «вожатый пионеров, осуществляет задачи коммунистического воспитания, опираясь на инициативу и самостоятельность детей и подростков». Да, так было.
 Теперь коммунистическое воспитание - в прошлом. Да и  «трудовые книжки» фактически отменены. Вожатого сменили вожаки. Отдельные  слова поменяли свой смысл. Но это уже мало кого волнует.
       
    Следующая запись в трудовой книжке свидетельствует, что меня, 20-летнюю
студентку 3-го курса филфака Азгосуниверсита зачислили на должность зав. архивом и рукописным отделом издательства «Азернешр». 
    Десятки архивных полок в преддверии "оттепели" были завалены  пожелтевшими папками, где хранились ценные архивные документы репрессированных. Об этом в СССР в те годы знали немногие. Большинство рукописных материалов архива были на фарсидском языке и «мертвым грузом» лежали на полках. Только в конце 1955 года в архив стали заглядывать вернувшиеся из ссылки пожилые люди с просьбой выдать им нужные документы.  Многолетняя пыль не выветривалась из комнаты. У меня началась бронхиальная астма. Пришлось оставить архив и пойти работать в школьную библиотеку г. Баку.
    Все пять лет я совмещала учебу в университете с работой. Благо, занятия в вузе начинались во вторую смену, с пяти часов вечера. Еще успевала заниматься репетиторством: готовила к экзаменам по всем предметам десятиклассницу, больную ДЦП.  Свободного времени для себя почти не оставалось.
    Учеба на филфаке подходила к финишу, и я стала искать постоянную работу по профессии. Учителей русского языка и литературы в Баку было слишком много. Свободные вакансии продавались за большие деньги. Оставался один путь: идти в журналистику.
    В молодом городе химиков и металлургов Сумгаите появилась единственная вакансия литсотрудника в газете «Социалистический Сумгаит». Я и трое ребят с филфака, еще до госэкзаменов, поехали из Баку в Сумгаит с надеждой устроиться работать в новую газету "Социалистический Сумгаит". Главный редактор Марк Григорьевич Ворошиловский провел жесткий, но справедливый кастинг... Ребята выбрали отдел культуры, а я - промышленный. Не из-за конъюнктуры, а по убеждению. На заводах, стройках кипела жизнь. Здесь работала молодежь со всех концов страны. А культура в молодом Сумгаите находилась в зачаточном состоянии.
    Я строчила информации с места событий. Придумывала броские заголовки к репортажам со строек.И в редакцию приносила уже готовые статьи. Главный редактор из четырех претендентов на одно место - оставил меня. Так я стала штатным корреспондентом газеты "Социалистический Сумгаит".Эту профессию я выбрала навсегда, и журналистике отдала больше полувека.
 
.


Рецензии