Ч. 2 Дополнение к Звёздам и Крестам

Предыдущая страница http://proza.ru/2018/11/23/1889

Самые объективные доклады  были у командира подводной лодки Щ-317 Николая Константиновича Мохова. Все его потопления, о которых он доложил по радио, впоследствии подтвердились.

В своём первом боевом походе в июне 1942 года он потопил пять транспортов и израсходовал десять торпед. При возвращении подводная лодка погибла. Таким образом, он оказался не только самым правдивым, но и самым результативным подводником. За что его и наградили посмертно в 1991 году орденом Ленина. Наверное, раньше не могли наградить, были более важные дела.

Кстати, он и экономней всех расходовал торпеды. Больше всех торпед израсходовал тот, кто никого не потопил, но стал Героем Советского Союза, - И.В.Травкин. Он израсходовал 50 торпед. М.В.Грешилов – 49 торпед, а Н.А.Лунин – 47 торпед.

У немецких подводников такого расхода торпед и близко не было. Это зависело от мастерства командира, ну и, конечно, от уровня техники.

Возраст советских командиров подводных лодок был от 28 до 35 лет на момент начала войны. Примерно такой же был в среднем и у немецких подводников.

Можно считать рекордом возраст в 1940 году самого старого в мире командира подводной лодки UC-1 капитан-лейтенанта Вильгельма Кизеветтера – 62 года, а самым молодым командиром немецкой подводной лодки был лейтенант цур зее Людвиг-Фердинанд фон Фридебург.

Ему было 20 лет, когда его в 1944 году назначили командиром подводной лодки U-155. В 1945 году его назначили командиром новейшей подводной лодки U-4710. Думается, что назначения не обошлись без его отца, главнокомандующего военно-морским флотом, который покончил жизнь самоубийством в 1945 году.

Интересная судьба у Альфреда Радермахера. Начав службу во второй мировой войне матросом на подводной лодке U-5, он за время войны стал её командиром. Впрочем, если учесть, сколько погибло подводных лодок и их командиров, это неудивительно.

Всего на должностях командиров подводных лодок в немецком флоте было 1411 человек. После войны, когда с ними работали следователи, их разделили на три группы:

группа А – те, кто ненавидел нацистов, например, Эрих Топп.
Группа Б – подающие надежды.
Группа С – убеждённые нацисты, например, Отто Кретчмер.

Сведений по числу подводников в каждой группе не нашёл.

Германия начала войну с 57 (в некоторых источниках с 56) подводными лодками. Из них только 24 годились для действий в Атлантике. За годы войны немецкие судостроительные верфи построили  1156 подводных лодок. В боевых действиях участвовали 965 подводных лодок, из них погибли 784 подводных лодки. Уже по этим цифрам нетрудно представить себе масштаб боевых действий.

Из 267 советских подводных лодок в боевых действиях участвовали 170. Из них погибли 81 подводная лодка, 8 были взорваны самими и 8 выведены из строя из-за неудовлетворительного технического состояния.

За годы войны на действующих флотах 358 человек исполняли обязанности командиров советских подводных лодок, 229 из них участвовали в этой должности в боевых походах, 99 – погибли.

Всего за время войны советские подводные лодки потопили 126 судов, в основном, малого и среднего тоннажа, поэтому суммарный тоннаж никто и не считал. Самый большой тоннаж был у А.И. Маринеско – два потопленных больших судна. Количество потопленных целей на одну погибшую подводную лодку -1,6.

Во время войны немецкие подводные лодки потопили 2 779 судов общим тоннажем 14,1 миллиона брт. По отечественным данным – 2840 судов, данные по тоннажу не приводятся.

Количество потопленных целей на одну погибшую подводную лодку – 4,41.
У англичан такой показатель  - 8,22.  У американцев – 4,62. Получается, что эффективность действий советских подводников была в несколько раз ниже, чем у немцев, англичан и американцев.

Может, потому и держатся в секрете военные архивы, что неприятно читать такие вещи. Куда лучше, как страус засунуть голову в песок и не знать, либо читать всякую ахинею.

Один из моих оппонентов договорился до того, что я восхваляю противника. Большей глупости написать нельзя. Наверное, нужно сочинять всякие побрехушки с самовосхвалением.

На мой взгляд, лучше горькая правда, чем сладкая ложь, потому что необходимо извлекать уроки из минувших войн. У союзников, США и Великобритании, погибло в два раза меньше подводных лодок от числа участвовавших в боевых действиях.

До сих пор нет внятного объяснения, почему так много погибло наших подводников.
В 1944 году под натиском советских войск фашисты с 9 апреля по 12 мая организовали эвакуацию своих войск и населения из Крыма. За неполных два месяца они провели 251 конвой.

В это время 11 советских подводных лодок совершили 20 боевых походов по срыву эвакуации, но сумели повредить только один транспорт. Свою задачу они не выполнили.

Точно также была не выполнена задача срыва эвакуации войск и гражданского населения из Курляндии, Восточной Пруссии и Польского коридора (операция «Ганнибал»). С 20 января по 8 мая 1945 года немецкие суда эвакуировали полтора миллиона человек военнослужащих и гражданских.

Невольно сравниваешь с эвакуацией основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина, когда в августе 1941 года вышли, направляясь в Кронштадт 225 кораблей и судов, из которых дошли до места назначения только 163. Из примерно 42 000 эвакуируемых погибли свыше 15 000 человек.

В этот период за 11 боевых походов по срыву эвакуации немцев одиннадцать советских подводных лодок потопили только три немецких судна, потеря людей на которых, не идёт ни в какое сравнение с общим числом эвакуированных.

Можно, конечно, утверждать, что условия действия советских подводников были особенными.

Но как тогда понимать, что английские подводные лодки «Тайгрис», «Сивульф» и «Силайен», которые в 1941 году прибыли в Полярное, совершили в том году десять боевых походов и уничтожили восемь целей.

А за тот же промежуток времени 19 советских подводных лодок совершили 82 боевых похода, а потопили только три цели.

Можно, конечно, говорить и о физико-географических условиях, и об отставании техники по сравнению с европейскими державами и США, искать объективные причины.

Но, по мнению авторов, упомянутой мною книги, главное заключалось в неудовлетворительной боевой подготовке командиров подводных лодок, многие из которых не оканчивали военно-морское училище, а были гражданскими капитанами, призванными на военную службу.

Имел значение и моральный дух командиров. Двое из них были расстреляны за трусость.  Немцы, американцы и англичане воевали без политработников и представителей особого отдела, а результативность была выше. Так в чём же дело?


Рецензии
Сухая, безжалостная статистика, которая отражает и состояние флота, и уровень подготовки экипажей кораблей в годы войны. Сравнение эффективности действий нашего подводного флота и Германии, конечно, не в нашу пользу. Причин этому можно привести много, начиная с уровня подготовки экипажей и кончая состоянием науки и образования в стране, но, главное – это человек. С этого все начинается. Здесь и традиции, и особое отношение к армии, особенно это характерно для Германии. Во “Вредных мыслях” Вы затронули тему положения простого человека в стране, а этот статистический материал (я имею ввиду результат деятельности подводных лодок) является как бы продолжением начатого разговора. Понравилось. Удачи Вам в творчестве. С уважением

Ник Литвинов   13.10.2023 00:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Ник!
С глубокой благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   13.10.2023 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.