ЛМЖ 1. Кризис слова и сила Логоса

   
 Слово ветшает. Поток слов нарастает и ускоряется средствами коммуникации. Оттеснив печатный станок, новые механизмы распространения информации усиливают напор и частоту сообщений. В этих потоках размываются, искажаются и переиначиваются значения слов и смыслы фраз.
  Вот два примера не самых крутых.
  Древний мудрец, размышляя о бытие, написал: "Время разбрасывать камни и время собирать камни." Его мудрость была доступна немногим. А грамотным мысли Екклизиаста помогали понимать мир и выживать.
  Сегодня изо всех трансляторов, на всех экранах журналисты, политологи и все, кому не лень, катают эту максиму к месту и не к месту, превратив её в назойливую пошлость. Едва на экране появится хорошенькая головка, мило откроет ротик, знаешь
это - насчёт камней!
  Прессинг рекламы преследует нас повсюду.
  Я неоднократно подвергался трепанации вот такой интеллигентной шуткой:
  "14 миллиардов лет Вселенная напрягала силы, чтобы произвести это чудо. И вот оно - молочный шоколад "Милка!"
  О, сколько эрудиции выказал автор! К тому же сразу дал почувствовать свой юмористический гений! Ради красного словца за скромное вознаграждение не пожалеет и родное дитятко! А уж астрофизикам поделом - за сомнительные расчёты.
  Сегодня словесная труха рекламы сыплется на наши мозги отовсюду, куда бы мы ни обратили глаз и ухо!
  Нет, нет! Это - не чей-то злой умысел. Гигантские коммуникационные машины работают круглые сутки. В их жернова только успевай забрасывать сырьё - любое, в том числе и труху. Потихоньку сталкивают нас к информационному хаосу: этак, помнится, смешались языки на стройплощадке Вавилонской башни и - дело стало.
  Осознавать эту семантическую девальвацию горько всем, кто связан со сферой культуры, профессионально или по опыту. Чувствительно кризис слова переживают религиозные культуры: остро задевает он сакральные тексты, богатые архаикой.
  Торосы в языковых процессах требуют от богословов новых усилий в экзегетике.
  В сознании христиан глубоко запечатлелся высокий смысл Слова, данный в Евангелии через апостола Иоанна. Вслух и тайно повторяем: "Слово было Бог", "И Слово стало плотью и обитало с нами" (Ин.1:1,14).
  В канонический текст, принятый церквями на большинстве языков, вписано откровение именно в таком переводе с греческого оригинала.
  Сегодня, когда слово переживает кризис как носитель значений,- (слишком человеческий это феномен!) - мы для опоры и утешения должны помнить исходную форму, данную на греческом языке. Она звучит так: " В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог."
  Обращение к источнику позволяет нам оживить наши размышления о Всевышнем.
  Мы знаем догмат о Святой Троице - Бог един по существу и троичен в лицах: Отец-Сын-Дух Святой.
  Логос, как говорит Иоанн, "стал плотью и обитал с нами." Речь идёт о воплощении Бога, о явлении Сына в Иисусе Христе (Ин.1:17-18).
  Логос как понятие богат по содержанию. Его толкуют как - слово, высказывание, смысл, мировой разум. Разум же включает в себя идею развития, не имеющего пределов, как учили те, кто посвятил жизнь и талант поискам общения с Богом(1).
  Нам позволительно продолжить размышлять о Логосе,развивать свои представления о Нём с учётом современного опыта. Думать о Боге - значит быть с Ним в живом контакте.
  Углублять понимание Логоса мы должны прежде всего вдумываясь в это понятие через евангельское свидетельство о Христе.
  Когда человечество созрело для  новой ступени духовного развития, Бог дал людям откровение о Своём замысле - дал в жизни, проповеди, смерти и воскресении Христа.
  Предвечный проект состоит в воплощении Бога в мире, в жизни, в человеке.
  Цена воплощения - торжество в понимании частью людей Божиего проекта, борьба Бога с инерцией человеческого духа вплоть до смерти на кресте Сына Божиего.
  А цель Бога? Какова цель Его проекта?
  Ответ мы получили воскресением Христа: Бог, воплотившийся в жизни, произведший человечество как носителя духа, подобного  Божиему Духу и способного к сотворчеству с Ним, борется за то, чтобы жизнь была вечной.
  Итак, Логос - это средоточие воли к Вечной Жизни и Высшего Разума в проекте и силе его воплощения.               
 Два тысячелетия размышлений богословов и христианских философов оставили нам в наследство представления об ансамбле устремлений Божественного замысла.
  Каким должно быть воплощение Разума в Вечной жизни? Какие идеи-цели заключены в Логосе?
  Мы воспринимаем свет этого ансамбля как высшие идеалы.
  ИСТИНА - основа взаимопонимания Творца и человека, взаимодействия людей в сохранении и экспансии жизни.
  БЛАГО - цель и критерий Творения, творчества и труда.
  СОВЕРШЕНСТВО - высшие уровни Истины и Блага.
  Божественные идеалы триедины  в Логосе. Они проецируются в сознание человека и определяют характер его развития в связи с другими людьми в познании, проектах, труде, в образе жизни, формируют личный логос.
  Для всякого ума, как бы ни был он прагматичен, будет логически очевидно, что  если жизнь в космосе существует вечно, то она имеет связь с  жизнью на Земле, способна влиять на индивидуальное сознание. Как эта связь ощущается сознанием,
какими его уровнями, в каких "сновидениях" предстаёт перед интеллектом - не все мы можем уловить и понять. Но в человеке есть нацеленность на сохранение и экспансию Вечной Жизни.
  Христианские церкви провозглашают Благую весть о Христе, чтобы пробудить в нас дух и логос в творчестве и труде, и на этот призыв откликаются те, кто ощущает призыв и силу Божественных идеалов      


 


 








 


Рецензии