МАТИ - как много в этом слове...

Помню, как мы, студенты, сажали эту липовую аллею с двух сторон от тротуара, ведущего из города к институту. Стволы липок были тоненькие-тоненькие, а мы – веселые и оптимистичные. Мы верили, что из этих саженцев вырастут настоящие липы. Мы верили, что впереди нас ждет долгая и интересная жизнь. Мы будем творить, работать, изобретать, нам все по плечу.

И сегодня с особым чувством я прошла этот путь, который делала в течение нескольких лет в семидесятые годы. Путь от дома на углу улиц Победы и Чайковского, где я выросла, через весь город - до «Черемушек» и дальше - по той самой липовой аллее, которая все так же ведет к Ступинскому филиалу Московского авиационного технологического института (именно такое название написано в моем дипломе).

Эта дорога занимает всего-то минут тридцать, но сегодня в нее уместилась вся моя жизнь. От того самого летнего дня, когда золотая медалистка Ступинской школы №1 Галина Апалькова ранним летним утром в сопровождении мамы на электричке поехала в Москву на Петровку, в головной институт, сдавать вступительный экзамен по математике. Помню довольное лицо моей мамы от известия о полученной мной на экзамене пятерке. «А теперь – в кафе! Выбирай, что хочешь!» - сказала она. Но я не могла позволить себе этого шика, потому что знала, как трудно ей одной с тремя детьми. Мы взгрустнули о папе, который умер полтора года назад. А потом мама сказала: «А ведь ты, Галка, будешь учиться в институте, который окончил твой отец».

И наступил первый институтский сентябрь 1969 года. Мы – студенты! Лекции, «пары», коллоквиумы, курсовые. Толстые общие тетради старательно исписывались одна за одной. Нас, девчонок, называли «металловедками», потому что мы учились на специальности «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов». До специальных дисциплин было еще далеко, а пока – аналитическая химия и фанатически преданный ей Терещенко Петр Николаевич, история КПСС и эрудированный Владимир Павлович Воробьев, высшая математика и почитаемый всеми профессор Былов Борис Федорович. Но, оказалось, что самое трудное – это свобода. Кажущаяся и от того опасная свобода, за которую пришлось расплачиваться в первую зимнюю сессию. Было расслабляюще - непривычным отсутствие ежедневного контроля твоих знаний. Именно отсюда - три четверки в выписке из зачетной ведомости, которая приложена к моему «красному» диплому.

Учиться интересно! До сих пор вспоминаю то напряжение и сосредоточенность, с которыми чертила все, что задавал Анатолий Иванович Сахаров. Помню ощущение радости, когда за какое-нибудь сложное сечение, проходящее через сборочный узел, получала «отлично». Чертила всегда с удовольствием. Может быть еще и потому, что когда-то в восьмом классе со мной занимался отец, учил затачивать «лопаточкой» карандаши и правильно вести линии разной толщины, писать чертежным шрифтом. Было приятно через много лет после окончания института увидеть в кабинете черчения в качестве образцов для студентов многие из выполненных мной чертежей. А диаграммы состояния! Сначала - все на бумаге, в общих тетрадях в клетку, цветными шариковыми ручками. Фазы, кристаллические решетки, системы, эвтектики… Только потом все это облачится в какое-то понимание. Шлифы, микроскопы, разрывные машины… Лабораторные и курсовые работы, зачеты и экзамены. А какие преподаватели у нас были! Колачев Борис Александрович, Владимир Викторович Шевченко, Гусельников Николай Яковлевич, Владимир Константинович Носов, Фрида Савична Мамонова…

Трудовая книжка моя начинается с записи: «До поступления в МАТИ трудового стажа не было». И далее: «Московский авиационный технологический институт. 15.10.1973г. Зачислена на должность лаборанта НИО (научно-исследовательского отдела) на 0,5 ставки». Первое рабочее задание - подбор режимов электролитического полирования.

Преддипломная практика прошла на Балашихинском литейно-механическом заводе, куда уже распределились многие студенты предыдущих выпусков из Ступинского филиала МАТИ. Материала для диплома было очень много: несколько литейных цехов (фасонное литье из алюминиевых, магниевых, титановые сплавов), и в каждом – большой термический участок. Изучай, предлагай, совершенствуй. Отдел главного металлурга, куда направили меня на практику (а потом - и работать), имел большой и творческий коллектив. Меня очень заинтересовал новый опытный участок, где отрабатывалась технология литья цилиндрических фасонных отливок из алюминиевого сплава ВАЛ10. Не получались механические свойства, предусмотренные стандартом. С удовольствием подключилась к работе металловедов и технологов-литейщиков по уточнению режима старения и в дополнение к дипломному проекту цеха сделала исследовательскую часть.

Должна сознаться, что изучая экономику промышленности, которую преподавала Галина Васильевна Колачева, и делая экономическую часть дипломного проекта, я не совсем понимала значение этой науки. Оказалось потом, что без этого раздела не получишь вознаграждение ни по одному рационализаторскому предложению. Без расчета экономической эффективности не обходилась сдача ни одной научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Так что спасибо МАТИ и за эту науку. А в наши дни она особенно нужна.

Когда в августе 1974 года главный металлург Балашихинского литейно-механического завода Крысин Борис Трофимович - человек невероятного профессионального авторитета, лауреат государственной премии - принимал меня на работу, он ответил на мою просьбу дать мне, представившей «красный» диплом, оклад на 10 рублей больше, чем всем остальным молодым специалистам: «Посмотрим, какая вы отличница». Приказом для отличниц, потому что номер его оказался 555 от 06.08.74г., меня зачислили в отдел главного металлурга инженером-технологом алюминиевого литья.

В первую очередь пришлось вспомнить «высшую» математику, потому что, как самой молодой, мне поручили и самое кропотливое дело – обсчеты сводок брака и расчеты выходов годного для нескольких сотен алюминиевых отливок. Анализ этой статистики помогал технологам разрабатывать планы повышения качества литья, и в этом были большая польза, а, следовательно, и удовлетворение от работы. Кстати, для одной из самых серийных алюминиевых отливок – «головки блока цилиндров» для «Москвича-412» под руководством моего начальника Татьяны Петровны Шкроб, тоже выпускницы МАТИ, были изучены причины возникновения литейных дефектов, сделаны их описание и классификация, проведены металлографические исследования. В результате получился рабочий справочник, который много лет использовался при обучении всех кокильщиков, заливавших эту деталь.

Привитая институтскими преподавателями любовь к миру металлов, к производству и деловая атмосфера завода помогли быстро стать полноправным членом трудового коллектива. Как оказалось, не зря в МАТИ изучали и общественные дисциплины. Воспитанная привычка следить за событиями в мире и стране помогла проводить политинформации, выпускать стенную газету, сотрудничать с заводской многотиражкой.

С 1981 по 1999 год – период работы на Балашихинском литейно-механическом заводе начальником технологического бюро в отделе главного металлурга. Это была ответственная и интересная работа, требовавшая постоянного пополнения знаний, так как надо было разбираться во многих технологических процессах: и в литье легких сплавов, и в сварке, и в термообработке, защите металлов от коррозии, в изготовлении резинотехнических изделий, пластмассовых деталей. Много курсов повышения квалификации пришлось закончить! Тут особо поняла, что в институте преподают только важные и нужные дисциплины. И замечательно, что в студенческие годы нас настойчиво учили самостоятельно работать с литературой, а в технической библиотеке завода было очень много научно-технических книг, в том числе и тех, что были написаны преподавателями, доцентами и профессорами МАТИ и его Ступинского филиала.

Думаю, что именно это умение заниматься самообразованием помогло и в трудные перестроечные годы, когда жизнь заставила уйти с завода. Рискнула начать с самой низшей должности в одной из московских страховых компаний. Техническое образование здесь очень пригодилось, потому что речь шла об оценке рисков в нефтяной отрасли, на опасных производствах. За участие в программе страхования арендуемой недвижимости в Центральном административном округе Москвы получила медаль к 850-летию Москвы и благодарственное письмо Лужкова. В результате стала генеральным директором компании.

В 1999 году собралась наша группа в стенах родного института – Ступинского филиала МАТИ им. К.Э. Циолковского на юбилейную встречу. Хотя в разных местах все работали (и в Ступино, и в Кашире, и в Москве, и в Балашихе), хотя редко виделись и уже забросили переписку, но встретились по - родному, тепло и восторженно. Остались на память фотографии, сделанные в институте. Осталось в душе ощущение непреходящей студенческой молодости.

Когда появилась возможность возобновить работу на родном предприятии, а это было в 2000 году, испытала огромное удовлетворение. Стала работать главным специалистом по маркетингу, а потом и директором по маркетингу и продажам магниевого и алюминиевого литья. Очень увлекла программа запуска производства алюминиевых автомобильных колес с использованием метода литья под регулируемым газовым давлением. Здесь были и металлургические проблемы, и освоение технологии порошковой окраски, и маркетинговые исследования, и организация производства. Совместная работа с Московским институтом стали и сплавов, Московским автомеханическим институтом. Многогранность работы директора по маркетингу нравилась: то, что было приобретено при работе инженером, дополнялось опытом рыночной работы. Всегда было интересно разобраться в чертеже детали, заказываемой потребителем, вникнуть в расчеты экономистов, в структуру цены, проследить за освоением отливки в производстве, оформить договорные документы.

Праздником, хотя и напряженным, бывает посещение или участие в выставках. К ним всегда интересно готовиться, на них появляются новые контакты. Ты гордишься своим заводом. Вспоминается мне один интересный эпизод, связанный с подготовкой к выставке. Обсуждаем с дизайнером макет стенда, и говорю: «Вот эту «ушастенькую» (имеется в виду деталь) надо переместить в верхний ряд, а эту красавицу (тоже имеется в виду деталь) – в центр». Дизайнер смеется: «Как можно о «железяках» говорить с такой любовью?!» Оказывается, можно. А знаете почему? Потому что я – металловед, а учили меня в Ступинском филиале Московского авиационного технологического института, о чем и имею диплом серии ... № ... .
В 2006 году стала в ОАО «Балашихинский литейно-механический завод» директором по связям с общественностью. В этой работе объединилось все, чему научилась в жизни. 13.11.2006г. приказом №777 было отмечено мое 55-летие. Каждый день иду с удовольствием на завод, который 33 года назад принял меня после окончания Ступинского филиала МАТИ. Завод развивается, поставляет продукцию российским и зарубежным заказчикам. На него начинают приходить молодые специалисты, в том числе и выпускники МАТИ - РГТУ им К.Э. Циолковского. Кстати, в содружестве с опытными конструкторами БЛМЗ ими внедрено автоматизированное проектирование литейной оснастки.

…А вот и он, мой институт. Опять привела меня сюда липовая аллея. И хорошо, что день сегодня солнечный: так виднее прошлое. Выросли липы. Интересно жить, а впереди еще столько несделанного. Будем творить, работать, изобретать, нам все по плечу.

Галина РОМАНОВА (АПАЛЬКОВА)


Рецензии