Не надо рассказывать мне басни! Или надо?

Это рассуждения человека, который читал басни только в школе.

Как бы вы поступили, если бы от руководителя литературной студии, в которой набираетесь мастерства, получили по электронной почте такое задание: «Очень хотелось бы видеть Ваше письменное заключение на данные басни». Басни да еще рифмованная сказка, прилагались. Автор, естественно, не указывался. Басен я никогда даже не пыталась писать, литературной критикой (разве что своих собственных произведений) не занималась, но… задание надо выполнять. Вот что из этого получилось.

Подборка из 19 басен попала ко мне, как «снег на голову». Вначале необходимость прочитать беспокоила и даже нервировала (уж слишком не моим был жанр), но потом захотелось вникнуть и даже что-то припомнить из школьных знаний. А ещё стало интересно, насколько современный автор придерживается традиций басенного творчества, что нового предлагает: темы, морали, литературные образы.

Поскольку для басни характерно наличие морали, кратко преподносящей читателю суть басни, а заложенное в ней нравоучение должно делать смысл басни актуальным, интересным и нравственно задевающим читателя, то в первую очередь захотелось остановиться именно на моральной сути рассматриваемых басен. Занимающая отдельное место и несколько выпадающая из общего контекста рифмованная сказка, которая воспринимается как предновогодний бонус автора читателю, тем не менее, тоже имеет мораль. Наша современная привычка в условиях постоянного дефицита времени  читать всё по диагонали поможет, надеюсь, навскидку оценить привлекательность басен: «цепляет – не цепляет», чем волнует современника, что нового в нравственных принципах, за сохранение которых пытается бороться баснописец, какие мудрые советы даёт.

Начнём. Вот в басне «Бараны-помощники»: «Не бейтесь в дверь закрытую вы зря». А в следующей басне – вежливости, но «разборчивой». Как-то неоднозначно воспринимается осуждение неразборчивой, почему-то грешной вежливости. Это подталкивает меня к тому, чтобы выделить басню «Вежливость» для дальнейшего внимательного прочтения. Про житейскую мудрость и в басне «Ерунда», но захотелось немного поправить мудрый совет (да простит мне автор!). В результате, по-моему, получилось неплохо: «Судьбы ударов чтоб не испытать, / и с «ерундой» приходится считаться. / Проблемы нужно своевременно решать, / а не твердить: «Не стоит волноваться!». Смотрю далее. В басне про Жирафа-пожарного мораль непонятна: как можно такое животное назвать «простым» и за кого это жираф «отдувался». Надо прочитать басню. О! Мораль в басне «Зеркало» бьёт прямо в глаз! А это что такое? Басня называется «Злючка», а в морали – «не избегайте коллектива». Кто, на кого, за что злится? Да зачем это ещё эту «злючку» призывают своими колючками коллективу жизнь портить? Надо выяснить! Следующая мораль: «Учиться надобно не только создавать / На голове причёски композицию - / Желательно прилежно развивать / Свой интеллект и эрудицию». Конечно, при таком названии басни, как «Конкурс красоты», такой вывод автор делает зря: пусть внешняя красота живёт, коль её так любят мужчины. В басне «Круглый отличник» моя, тоже «безмерная (как и у Егоркиной бабушки) любовь к родному карапузу», заставила тут же прочитать всю басню, чтобы выяснить, в чём «конфуз». Сознаюсь, что такой «идеализации» не ожидала: почти сплошные двойки у ребёнка, а его идеализировали до «круглого отличника». В чём тут «смешная ситуация»? Хотя зарифмовано неплохо: карапузу-конфузу, ситуация-идеализация. Нет, извините, следующую мораль комментировать не буду, сами наслаждайтесь: «Гляди, маслёнок неприметный / Поодаль из травы торчит - / Хоть и соплив, заветный, / Да сытным на обедом угостит».  Пойду, пообедаю и начну потом с «красной строки».

… «Судьба всегда нам шанс предоставляет, / Но лишь душа наш путь определяет». И в чём мораль? И называется басня «Кто ты в душе?» Как в эти философско-религиозные понятия можно вникать в басенном жанре, читая сюжет… (ну-ка посмотрю) сюжет о кошках? Не стала бы сюда душу примешивать. Ну, да ладно, попробуем определить свой дальнейший путь в басенном лабиринте нравственных истин. Что там дальше? Так, «Маменькин сынок». Бедный! Так заласкан мамой, что испугался своего отражения. И это тоже, оказывается «казус». Пожалуй, да, потому что «маменькины сынки» обычно ищут отражения в глазах своих мамочек, а в них чего пугаться. В басне с оптимистическим для новых экономических условий названием «Миллионер из трущоб» итоговое двустишие (в текст терплю, не заглядываю!): «Совет мечтателям: не замечтаться - / Неплохо бы в реальность возвращаться». Эх, плохо, если размечтаешься, замечтаешься – и «бух» в реальность. Лучше бы воплотить мечту! Понятие «маниловщина» из школьной программы всплывает. Не об этом ли в басне? Далее с моралями ещё сложнее. Так и вынуждают эти неоднозначные морали тут же читать басни целиком, чтобы разобраться в сути, но трудно понять и признать даже после двойной читки («Модный приговор», «Мудрец и глупец», «Река и камень»). В «Сплетнице» захотелось более однозначно сформулировать мораль, что и делаю (извините): «На Сплетниц есть своя напасть: / Рискуют под руку горячую попасть».

К сожалению, очень много в баснях автора недоработок. То слово в контексте неточное употреблено, то сформулировано с «натяжкой», то какой-то абсурд в мысли, то сюжет с моралью не вяжется, то со стихотворными стопами огрехи… А в таком сатирическом жанре произведение должно быть придирчиво отшлифовано, чтобы не вызывать огонь критических придирок на себя, забивая этой «артподготовкой» суть и смысл басни. Может быть, именно поэтому редко кто из поэтов рискует писать басни, и то уже хорошо, что нашего автора это не пугает. Видно, накопилось, хочется «ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству».

Надо заметить, что слог басен лёгок. Не уверена, правда, что в баснописце есть добродушие, некоторое неоскорбительное для человека снисхождение. А должно быть! Хотя в наше демократическое время начали «рубить правду-матку», не прикрывая героя басни даже какой-нибудь личиной. Это, пожалуй, стало даже отличительной особенностью современного басенного творчества (в Интернете так пишут). Одобряю, что в этом автор не слишком современен: в подборке басен автор придерживается классических традиций: всего в трёх баснях герои – люди. Действующие лица в баснях, пожалуй, традиционные, проверенные временем: зайцы, медведи, лисы, черепахи, бараны, козлы, попугаи… Это импонирует. Всё-таки баснописец-моралист не переходит в разряд судьи, щадит человека, поэтому и к себе вызывает ответное чувство: «Во какой неравнодушный! Как показал! Моя соседка как раз такая, что хочется хвост выщипать, как Кошка той Сороке».

К чему бы ещё придраться? Или за что-то похвалить? А вот – сюжеты! Именно они помогают уйти от «в одно ухо влетающей, а в другое вылетающей» морали, заставить работать воображение, ум и сохранить в сознании, в памяти суть. Так-так, сюжеты… Бараны-болваны в басне «Бараны-помощники», если бы даже и догадались, то влезть в окно не смогли бы. А это что за сюжет? Старый Медведь с неподъёмной корзиной и два Козлика в лесу смогли найти только единственный пень, да и тот под каштаном (?), чтобы рассуждать о том, кто на нём имеет большие права отдыхать (басня «Вежливость»). Сюжет «Дебюта Соловья», ну, не смогла представить я. Надуман, вымышлен сюжет. Не вяжется с сюжетом и совет. А это что за «Ерунда»? Да, до обидного жизненным оказался сюжет этой басни! «Жираф-пожарный» - басня, по-моему, не о тугодумах, а о служебном несоответствии, но сюжет развивается быстро, как пожар. Не пойму, в басне «Мудрец и Глупец» мудрец или глупец такой сюжет закрутил, в котором «Кузьма не успевал считать приплод». В басне «Река и Камень» сюжет не дотягивает до чётко сформулированной морали. Так мне кажется. У Реки «серьёзный результат» - не камни точить. Какое-то другое нужно развитие событий. Как вы думаете? Остальные сюжеты почитайте, друзья, сами. Не мне же одной «точить гранит науки». Скажу только, что есть у автора сюжеты, отражающие наше время. И хорошо, что основные – об общечеловеческом, непреходящем.

«Серьёзнее!» - призываю себя. Прочитаю ещё раз все 19 басен, не отрываясь. Найду ту, что понравится и по теме, и по сюжету, и по своим образам, и по морали, и за литературный язык. Найду ту, по поводу которой не захочется спорить, иронизировать, недоумевать. Не получается. Наверное, я ничего не смыслю в басенном творчестве. В этом и сознаюсь. Простите меня! Правда, так меня все эти басни захватили, что (наверное, от зависти к тем, кто их может писать) сочинила и свою. Не удержалась.

Павиан-Баснописец

В отставку вышел Павиан.
И что же? Сразу на диван?
Ни в коем случае, друзья!
Ему позволила семья,
Попутал бес или шайтан,
Пенсионера вольный сан,
Хватило тем, чернил и страсти,
И стал писать он складно басни.
Себя в них Лев узнал, Баран,
Попался Ёж в его капкан,
Разбила зеркало Свинья,
В Лисе узнала я себя.
В пороках мир живёт, как жил,
Хоть сотню басен ты сложил!
Сороку, Суслика, Егорку
Не переделать даже поркой.
Уж лучше б мудрый Павиан
Нам о любви писал роман.

Мораль проста (меж нами говоря):
Наш Баснописец тратит силы зря –
За правым ухом левою ногой
С пороками не нужен смертный бой.

(Прошу в живых меня оставить
И в новой басне не ославить).

А может, нам собрата поддержать
И на вершину этот жанр вернуть опять?
Беремся дружно за перо:
Пороки ждут нас всех давно.

Ну, в смысле, что… не мы будем пороков набираться, а с ними бороться! Баснями!
Закончу всё-таки прозаическим рассуждением о басенном послевкусии. Во-первых, дегустация пробудила интерес к жанру на современном уровне жизненного опыта. Во-вторых, если не читать залпом, то можно почувствовать пряный настоявшийся вкус вековых тем, остроту отдельных современных мотивов и тягу к сохранению классических традиций. Несколько мешает не всегда однозначно вытекающая из сюжета и понятная для неизощрённого ума мораль. Можно поспорить насчёт оправданности обилия отглагольных рифм и употребления словесных форм прошлых веков. А зачем спорить? Погрешности у всех есть.

Так, осталось подписаться. А можно, не буду? Автор басен-то не подписался. Кто такой, не знала, когда читала и рассуждала. Пусть и я останусь неизвестной (или неизвестным?), чтобы не побили. А басни рассказывайте! Пишите! Читайте! Надо!

P.S. Согласитесь, что авторская обезличенность придает смелости. Простите за некоторую резкость текста, но польза от придирчивого чтения есть, а литературных критиков надо побаиваться, на то они и критики. Инкогнито с себя снимаю.Ниже, чтобы было понятно, о каких баснях шла речь, публикую и их, басни неизвестного автора.

БАРАНЫ-ПОМОЩНИКИ

Однажды Кошка прыг из дома,
А дверь захлопнулась (подул сквозняк).
На помощь два Барана с ломом
Примчались, чтоб пробраться в особняк.
Помощники давай ломиться в дверь:
Один свирепо, словно дикий зверь,
Весь даже взмок;
Второй, что с ломом, вовсе изнемог.
Бараны впрямь на славу трудятся,
Мечта — дверь победить — не скоро сбудется.
Взломать конструкцию никто не смог,
Зато у труженика сломан рог.
Долгонько колотились в дверь Бараны —
То ломом, то рогами, то ногой.
Не догадались влезть в окно, болваны.
Был вариант решения иной:
Чтоб оное препятствие преодолеть,
Лишь надо было изнутри дверь отпереть.

Мораль проста, меж нами говоря:
Не бейтесь в дверь закрытую вы зря —
Иначе на проблему посмотрите
И к ней немного по-другому подойдите.

ВЕЖЛИВОСТЬ

Медведь-старик по лесу
Неспешно ковылял с корзиной,
Корзина, не подъёмная по весу,
Наполнена была малиной.
Порядком подустал старик.
Вдруг видит под каштаном пень.
Он цели наконец достиг:
Задумал сесть под кроной в тень.
А тут, откуда ни возьмись,
Два резвых Козлика бегут,
Ещё минута — и пенёк займут.
Старик потом — опять томись?
Они заметили Медведя,
Но всё ж общенье продолжают,
На старика внимания не обращают.
Друг друга подбодрив в беседе,
Один Козёл другому: «Вы, дружок,
Пожалуйста, садитесь на пенёк!
Вы, право, не стесняйтесь
И поудобнее на нём располагайтесь!».
Второй: «Не беспокойтесь (с умиленьем),
Вам уступлю уютное сиденье!»
«Нет! Вы устали более, чем я!»
«Милейший, Вы так думаете зря!
Я полон сил, могу и постоять,
Пока Вы будете с удобством отдыхать».

Долгонько два Козла напротив пня стояли
И вежливо друг другу место уступали.
С негодованьем Дятел высказал друзьям:
«На сердце будто льёте вы бальзам,
Когда так вежливо друг другу уступаете,
Про уваженье к старости лишь забываете».

Слепая вежливость страшна,
Когда она пред старостью грешна.

ДЕБЮТ СОЛОВЬЯ

Дебют у молодого Соловья —
На праздник собираются друзья,
Начала торжества ждут с нетерпением:
Хотят услышать изумительное пение.
Выносят музыканты инструменты,
И раздаются бурные аплодисменты.
Выходит к микрофону Попугай-ведущий.
Он начинает рекламировать себя, глупца,
Забыв представить самого певца.
Поступок сей был явно вопиющим.
Ведущий Соловья хотел унизить,
В глазах гостей себя возвысить:
Грудь выставил вперёд и сделал шаг —
Он демонстрировал свой новый фрак.
Звонкоголосому певцу пытаясь подражать,
Стал песенку, фальшивя, напевать,
Но оказался безголосым, лишь хрипел.
Дивились зрители: «Ведущий заболел?»
На выскочку смотрели все с непониманием.
...Комедия закончилась его изгнанием.
Народ над Попугаем вдоволь посмеялся,
Дебют же соловьиный позже состоялся.

Всем выскочкам хочу совет я дать:
Себя не торопитесь в глупом виде выставлять.

ЕРУНДА

Лиса гостила как-то летом
У братца Зайца в хате лубяной.
Попотчевать надумала хозяина омлетом,
Как вдруг закапал дождик небольшой.
Лисица - глядь на кухне в потолок,
А тут ей капля на нос — хлоп.
Вовлечь желая Зайца в диалог,
Она с негодованием ногою топ:
«Ещё на прошлой я неделе
Тебя просила крышу починить,
А ты не сделал ничего доселе,
И с потолка вода не прекращает лить!»
«Голубушка, ну, что ты взбеленилась?
Не обращай вниманья: это ерунда!
Подумаешь, чуть кровля прохудилась!
Подставим тазики. Какая ж тут беда?»
Назавтра ливень зарядил и молния сверкала.
Теперь вода по стенке ручейком стекала.
Хозяин всё ж держал удар!
Тазы переступая браво,
Он на Лису спускал свой пар:
«Переживать по ерунде не стоит, право!»
Лиса в ответ опять твердит:
«Как осенью спасаться будешь?
Неужто душенька твоя о доме не болит?
Потоп случится — хату вовсе сгубишь!»
Зайчишка так до осени и бормотал,
Что это ерунда и что в тазах спасенье.
Произошёл под проливным дождём обвал,
Размыло кровлю ветхую в одно мгновенье.

Судьбы ударов чтоб не испытать,
Не надо равнодушным оставаться.
Проблемы нужно своевременно решать,
А не твердить: « Не стоит волноваться!
Мол, это ерунда
И вовсе не беда!»

ЖИРАФ-ПОЖАРНЫЙ

На должности пожарного Жираф,
В служебке сидя нога на ногу надменно,
Свои показывает значимость и нрав:
Мол, я приду на помощь несомненно.
Всё вроде ладно, да не тут-то было!
Пожар случился, и сирена взвыла:
Горит у Белок склад продукции.
Хозяйки действуют точь в точь по инструкции.
Жираф, на месте замерев, сидит
(Его глупейшая позиция необъяснима):
Никак несчастный не сообразит,
Какие меры принимать необходимо.
А Белки воду дружно вёдрами носили,
Огонь коварный быстро победили.
Лишь тугодум Жираф,
Свои показывая значимость и нрав,
Решенье долго принимал,
Поэтому работу потерял.

Я не хочу, чтобы простой жираф
За тугодумов отдувался.
Но, видно, наш Жираф был прав,
Что из пожарной части увольнялся.

ЗЕРКАЛО

Свинья с утра, зевая во весь рот,
Немедля к зеркалу идёт.
Давай пред оным красоваться,
Собой с восторгом любоваться.
Елейно говорит: «Хрю-хрю.
Я словно на богиню в зеркало смотрю».
Надменно вслух промолвила Свинья:
«Мой муж — известный мировой судья,
А я с дворянского богатого двора.
С полями шляпу надевать пора!»
Она берётся шляпу примерять,
Да только не к свиному рылу стать:
Торчит из-под полей смешной пятак,
И дама из неё не получается никак.
Свинья тут не на шутку разозлилась,
Толкнула на пол зеркало — оно разбилось,
На мелкие кусочки разлетелось враз.
Один осколок угодил ей в глаз.

Чтоб правда не могла порой
Тебя осколком уколоть,
Будь честен пред самим собой,
Сумей гордыню побороть.

ЗЛЮЧКА

На солнышке пригрелся Ёж колючий.
Летит к нему весёлых Пташек туча.
Чирикают, вокруг Ежа летают,
Петь в караоке зазывают:
«Скорей вливайся в наш кружок,
Да спой нам песенку, дружок!»
В ответ фырчит им Ёжик-злючка,
Клубком свернулся, выставил колючки.
Он в одиночестве хотел замкнуться,
На расстоянье всех держа.
С обидой Пташки стали дуться
На нелюдимого Ежа.

Соседки Белки с важными делами
К Ежу по веткам прискакали.
Лесными ягодами, сытными грибами
Соседа запастись позвали:
«Из сочных ягод сварим мы варенье,
Пожалуй, к нам зимой на угощенье!»
В ответ фырчит им Ёжик-злючка,
Клубком свернулся, выставил колючки.
Он в одиночестве хотел замкнуться,
На расстоянье всех держа.
С обидой Белки стали дуться
На нелюдимого Ежа.

Бобры для стройки брёвен натаскали
И баньку смастерить Ежа позвали:
«Пусть твой поможет молоток!
В делах строительных, браток,
Тебя мы просим подсобить.
И сам же будешь в баньку париться ходить».
В ответ фырчит им Ёжик-злючка,
Клубком свернулся, выставил колючки.
Он в одиночестве хотел замкнуться,
На расстоянье всех держа.
Бобры с обидой стали дуться
На нелюдимого Ежа.

Зима пришла — стал Ёжик замерзать,
По звонким песням Пташек тосковать.
Промёрз бедняга до костей.
Дрожал в сугробе — с сожаленьем,
Что Белки не зовут гостей
На чай с малиновым вареньем.
На баньку издали он посмотрел уныло —
Припомнил и дубовый веничек, и мыло.

Мораль сей басни про зверей:
Не избегайте коллектива,
Не отдаляйтесь от своих друзей —
Жизнь в одиночестве весьма тосклива!

КОНКУРС КРАСОТЫ

Затеяли в лесу бизнес-партнёры
Потешное арт-развлечение:
На конкурс красоты немедля режиссёры
Всем разослали приглашения.
На сцену ринулась толпа народная.
Участниц цель объединила модная:
Блеснуть они желают красотой
И завладеть короной золотой.
Красавицы — одна другой всё краше.
На сцене появилась Кошка Маша —
Лоснится, шёрсткой привлекает,
Мурлычет, песню напевает.
Торопится на сцену рыжая Лисица,
Хвост пышный выставляет, им гордится.
Затем очередная дама появляется —
Народ ушами Зайки восхищается.
Ни части тела не осталось без внимания:
Хвосты и уши обрели признание.
В жюри ломают голову: «Кто ж мисс?
И как найти достойный компромисс?»
Тут Ворон изложил судейскую позицию:
«Хочу задать вопрос на эрудицию!
Весь день вы крутите хвостами.
Что представляете вы из себя-то сами?
Какие извлекли из конкурса уроки?
Как имя баснописца, что пороки
Подобные высмеивал с задором?
Ответ ваш будет «приговором»!»
У глупой Кошки дыбом шёрстка встала.
Лиса краснеет от незнанья, хвост поджала.
Стыдится Зайка, уши прижимает,
Вопросов «каверзных» не понимает.
Тут Ворон говорит: «Ответ таков —
Пороки разные высмеивал Иван Крылов!»

Учиться надобно не только создавать
На голове причёски композицию —
Желательно прилежно развивать
Свой интеллект и эрудицию.

КРУГЛЫЙ ОТЛИЧНИК

Нахваливала бабушка внучка Егорку:
«Из школы носит он одни пятёрки.
Старательно грызёт гранит науки,
Мы удивляемся талантам внука.
Отличник круглый, — подвела итог, —
Мы им гордимся», — завершила монолог.
Я слушала её, Егоркой восхищалась.
Сама с ним как-то повстречалась
И похвалила за успехи по предметам.
А он меня ошеломил ответом:
«Пятёрок отродясь я не видал! —
Он озорно смеётся, —
И даже тройку получить в журнал
Мне редко удаётся».

Безмерная любовь к родному карапузу
Всегда приводит к лёгкому конфузу.
Не правда ли, смешная ситуация,
Название которой — идеализация?

КТО ЕСТЬ КТО

Один снаружи непригляден,
Зато внутри прекрасен.
Другой красив, галантен и наряден,
Но в сущности своей опасен.

Однажды на лесной опушке
Внучок хотел помочь старушке
Набрать грибов.
И заприметил на поляне средь дубов
Он мухоморов красных шляпки —
Давай в корзину класть грибов охапки.
Их яркий цвет привлёк ребёнка взгляд —
Грибник неопытный находке рад.
Старушка эту сцену увидала
И крохе по порядку всё растолковала:
«Когда ты, милый, подрастёшь,
Живую мудрость до конца поймёшь —
Красивый, яркий мухомор для нас ужасен.
Он может отравить, поэтому опасен.

Гляди, маслёнок неприметный
Поодаль из травы торчит —
Хоть и соплив, заветный,
Да сытным нас обедом угостит».

КТО ТЫ В ДУШЕ

В каком-то царском доме воспитали
Пушистую, породистую Кошку.
Её лелеяли в семье, заботой окружали.
Любимицей была воспитанница-крошка.
Стелили Кошке мягкую перину,
Но не хотелось ей в удобствах спать:
Лишь морду воротила животина
И быстро убегала под кровать.
Однажды Кошка, сидя у окошка,
Помойного Кота на крыше увидала.
Взбодрилась моментально крошка,
За Кошаком побитым, грязным побежала.
Нашла судьбу свою подружка:
В помойке ей счастливое житьё,
И не нужны ей ни перина, ни подушка!
Свобода действий — выбор был её.

Судьба всегда нам шанс предоставляет,
Но лишь душа наш путь определяет.

МАМЕНЬКИН СЫНОК

В деревне некой подрастал щенок,
Был маминой заботой окружён сынок.
Напившись материнского досыта молока,
Он во дворе на солнце грел бока.
Вдруг пёс пред домом утварь увидал,
От любопытства неожиданно привстал,
Разглядывать давай посуду,
Дивиться этакому чуду.
Огромная кастрюля привлекла его внимание,
Он ближе подползти горит желанием.
Кастрюля медная начищена до блеска.
Щенок вдруг подскочил к ней резко
Да словно в зеркало кривое посмотрел,
И от испуга побледнел:
«Что за чудовище я вижу пред собой,
Что неотрывно смотришь, зверь немой?!
Ты, видно, всех щенков гроза:
Оскал зловещий у тебя, клыки торчат,
Большие выкатил глаза
(Смотри-ка, как они горят!)»
Щенок пустился от кастрюли наутёк,
Чтоб поскорей укрыться в помещении.
Трусишке было вовсе невдомёк,
Что он увидел собственное отражение.

Нередко казусы подобные случаются.
И впрямь глаза у страха велики!
Порой и отраженья своего пугаются
Заласканные мамины сынки!

МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ

Мечтатель-Суслик был чудаковатым:
Желал он непременно стать богатым,
Хоть был и без гроша в кармане.
Любил он отдыхать на стареньком диване
И представлять, как выиграл джек-пот:
Вот в трёхэтажном доме он живёт.
На речке — собственный причал,
Где яхту белую в мечтах нарисовал.
Теперь он, Суслик, в тур на джипе едет,
Жена его — с высоким положеньем леди.
Он процветает в мире грёз,
Никто в семье его не знает слёз.
С надменным видом он сорит деньгой —
Ни дать ни взять миллионер крутой! —
Так Суслик упивался радужной мечтой.
Но тут жена нарушила покой.
Очнулся. Видит: дырки на носках.
Жена твердит, что у неё стучит в висках
От безнадёги. В холодильнике ведь пусто
А денег не хватает даже на капусту.
Досель он в розовых очках, в долгах —
В материальном плане на бобах.
«Миллионеры» из трущоб
Встречаются нам на пути порой,
Но жаждут оные, в кармане чтоб
Хоть зазвенел пятак простой.

Совет мечтателям: не замечтаться —
Неплохо бы в реальность возвращаться.

МОДНЫЙ ПРИГОВОР

Ко Льву на службу нанялся Осёл:
Он был довольно опытным стилистом,
Немного даже слыл идеалистом,
А, в общем, — сущий фантазёр.
Начальник Лев стилиста подозвал:
«Хочу узнать тебя я в деле, — прорычал, —
Блеснуть особой статью есть желание
На предстоящем завтра совещании.
Мне гриву уложи красиво, аккуратно!»
«Да-да, желанье Ваше мне понятно».
Надменный Лев, укладку представляя,
Часы и галстук важно поправляя,
Мечтал, как он среди коллег блистает,
Своим умом и статью покоряет.
Пока мечтами наслаждался эгоист,
Изрядно постарался истовый стилист,
И в зеркале виднелись вместо гривы
Обритой головы столь характерные мотивы.
(Щетина на лице, обрита голова — в те годы
И впрямь являлись писком моды).
Очнувшись, зверь не мог себя узнать,
Он в ярости рычал: «Да где же стать?
Ты, негодяй, мне обещал завивку!
Твоя работа — сущая фальшивка!
Ах, мерзкое, дрянное существо,
В искусстве стиля ты не смыслишь ничего!
Царя зверей лишил, дурила, гривы,
Честь запятнал мою, ты, раб строптивый.
Теперь заслуживаешь наказанья,
Получишь с должности изгнанье!»
Осёл начальнику пытался объяснить:
«Я Вас хотел приятно удивить:
Обрита голова - теперь ведь в моде!
И смысл лишь в разном к этому подходе».

У всех понятья красоты разнятся,
И новшеств некие боятся:
Что одному изыск
Другому — явный риск!

МУДРАЯ МАМА

Заметьте, у одной мамаши,
Когда она из ложки кормит кашей,
Ребёнок плачет и визжит,
А у другой спокойно ест, молчит.

Случилось как-то: суматошная Свинья
К соседке Кошке за советом обратилась.
Визжала, Поросёнка своего браня,
И на ребёнка дюже злилась:
«Упрямым, неуступчивым растёт!
Не то, что твой послушливый Котёнок».
У Кошки на глазах ребёнка бьёт —
Тут залился слезами Поросёнок.
«Как быть мне? Подскажи, соседка!
Наверно, я луплю упрямца редко?!»
«Не так уж плох твой шалунишка, —
На жалобы в ответ сказала Кошка, —
Коль приголубишь ты мальчишку,
Послушным станет сын твой крошка.
Когда Котёнку я рассказываю сказку,
Сынок ко мне прислушиваться начинает.
Мою он чувствует любовь и ласку
И вечером спокойно засыпает.
Наутро попрошу доброжелательно
Помочь мне срочно сделать дело.
Так он берётся за него охотно, смело
И выполняет указания старательно».
 
Ты, подарив заботу и внимание,
Найдёшь взаимопонимание.

МУДРЕЦ И ГЛУПЕЦ

Кто «мудрые» советы любит раздавать
(Мол, выгоду необходимо извлекать),
Тот сам в пучину невезений попадёт
И потеряет больше, чем найдёт.
Нередко в жизни так бывает:
«Мудрец» прилюдно выставляет
Себя глупцом
И в точь слепцом.

Крестьянин Прохор посоветовал соседу,
Когда намедни пригласил его к обеду:
«Нет мудрости в тебе, Кузьма-сосед.
Хочу ценнейший дать тебе совет.
Поля пшеницею засеять не успеешь:
Свою кобылу дюже ты лелеешь.
Корма сейчас дороговаты,
Поэтому почаще лошадь запрягай.
Потрудится нехай,
Чтоб окупить затраты.
Моя, гляди, кобыла — сущая трудяга:
К исходу дня в поту вся, бедолага.
Зато мне прок с неё такой:
От урожая барыши текут рекой».
Кузьма расстроился, глаза вниз опустил:
Кобылу дюже он любил, щадил.
Спустя полгода весть всех потрясла,
Что Кузина кобыла жеребёнка принесла.
Детёнышу был рад крестьянский двор.
Не оправдался Прохоров укор:
Кузьма не успевал считать приплод —
Двор процветал в достатке в оный год.
А вот у Прохора беда случилась:
Его кобыла, измождённая, свалилась.
Дожди пошли, но не был собран урожай —
Без живности и без кормов стоял сарай.

Теплом души делись проникновенно —
Всё сторицей вернётся непременно.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Ликуют звери и горят желанием
На Олимпийских побывать соревнованиях.
На старт выходят лучшие биатлонисты,
Вокруг столпились журналисты.
У Черепахи от волнения румянец,
Она на лыжах едет к стартовой черте.
Уверенный в победе Заяц
Готов приблизиться к мечте.
Спортсмены приготовились. Дан старт!
Болельщиками овладел азарт!
Зайчишка вырывается вперёд,
А Черепаха от соперника изрядно отстаёт.
Тут наступил ответственный момент:
Кто же на высшую награду претендент?
Дистанцию Зайчишка, запыхавшись,
С трудом, но всё же преодолевает
И, с силами последними собравшись,
Из пистолета суетно стреляет.
Вот незадача! Промахнулся Заяц сразу.
В итоге не попал в мишень ни разу.
Ему за промахи сплошные
Назначены круги штрафные.
А Черепаха не спеша подъехала на лыжах
И к финишу вдруг оказалась ближе.
Отличный показала результат,
Все пять мишеней поразив подряд.

Цитирую пословицу тебе, малыш:
«Коль поспешишь, людей ты насмешишь!»

РЕКА И КАМЕНЬ

Огромный Камень у Реки валялся
И ласковой водою омывался.
Однажды он категорически сказал:
«Силён я и могуч — бесспорно, идеал!
А ты, Река, слаба, без толку пенишься».
«Мой друг, твоя ли сила велика,
Коль попусту лежишь, на солнце греешься?
Моя вода уж долгие века
Большие камни точит кропотливо,
Неповторимые пейзажи создавая живо.
Какой же прок
В твоей никчёмной силе?
То ж ведь — порок,
Раз ты лежишь без дела в иле.
А я всё ж результат достойный получу,
Хоть и веками острые углы точу».

Не тот силён, кто просто силой обладает,
А кто серьёзных результатов достигает.

СПЛЕТНИЦА

Сорока, языком без умолку болтая,
В селе за это первой сплетницей слыла.
Дворы в очередной раз облетая,
На длинный хвост все слухи собрала.
Присев на вишню, Кошку увидала.
К ней ближе подлетев,
Её расположеньем овладев,
На ушко прошептала
(С приятным лёгким возбуждением),
Что у Мышей на днях была в гостях,
И Кошке про мышиные суждения
Поведала в «последних новостях».
«Хвалились грызуны,
Разэтакие хвастуны, —
Ей в красках балаболка описала, —
Что Кошка, мол, стара уж стала:
Подрастеряла зубы и когтей не выпускает,
И по причине глухоты,
А так же полной слепоты
Мышь вовсе не поймает!»

От лжи неимоверной Кошка взбеленилась,
Мгновенно хищница в ней пробудилась,
И, когти выпустив, вцепилась
В Сороку, что пред носом у неё крутилась.
То были впрямь полезные уроки!
В испуге сплетница на куст взлетела наспех,
В кошачьих лапах хвост сороки
Остался (курам, по двору гулявшим, на смех).

Кто любит потрепаться всласть,
Рискует под руку горячую попасть!


Рецензии