Чтение на исторической родине

    Осень 1994 года.  Новая школа, новые коллеги, новые ученики.  Всё необычно и говор, и нравы, и магазины - рынок. В обувном отделе есть выбор туфель и по размеру и по фасону. Приобулась.
    А что книги? Пока не читается, готовлюсь к урокам тщательно, надо поддержать квалификацию. В школе назначена руководителем М.О физиков, математиков, информатиков. Провожу первое заседание, встречаю некоторое сопротивление (кто она такая?), но моя речь  несколько успокаивает коллег. Кстати, речь мою отметили и ученики математического 11-б класса. Так что читала я не зря. 
    На осенних каникулах организовала поездку в Новочеркасск. Коллеги удивляются: «Мы здесь живём давно и нигде не были, а она уже путешествует!»  Да, уж такая я непоседа, мне всё интересно. С волнением  вглядывалась я  в дорожную панораму – это же родина моей мамы. Степь да степь кругом. Поздняя осень, картина безрадостная, дорога безлюдная, где-то вдалеке  мелькнёт хуторок, не то, что у нас в Узбекистане, где дорога проложена через кишлаки, пустот почти нет. Подъехали к музею, договорилась с работниками, дали нам замечательного экскурсовода, до сих пор преисполнена благодарности этим скромным служителям музея, знают своё дело. По городу, в соборе, в самом музее всё было очень интересно. Захотелось ещё посетить выставку картин Рериха, но водитель взбунтовался, дорога дальняя, безлюдная, холодает. Подчиняюсь и не зря. Уже в дороге нас застала непогода, пошёл снег. От школы, куда привезли детей, меня гнала снежная пурга. 
      А дома известие о чеченской войне, зять уезжает, и два месяца о нём нет известий. В доме лифт не работает,  десятый этаж, газа нет, телевизора нет, что делать? Читать! Закрывшись в своей комнате, завернувшись в одеяло, микробатареи тепла не давали, читаю взахлёб Чехова. Почему?  «Перекати поле», «Казак»- это же эти края! Перечитала все 18 томов всласть.  Так и пошло. Читала и перечитывала Куприна, Мельникова-Печерского, Тургенева, иногда Золя, Дюма и др. Толчком к выбору чтения могли быть фильмы, беседы с коллегами и прочие моменты.  Так, побывав в Орле на астрономической олимпиаде, я перечитала все имеющиеся у меня тома  Лескова, его рождественские рассказы ну очень хороши! Заговорив с  учениками о программном чтении, обратилась к Булгакову.   Кроме пьес и романов были очень интересны его медицинские рассказы.  Я щедро делилась с учениками прочитанным, используя фрагменты   музыки, стихов в лирических отступления на уроках, ученикам нравилось, через годы они это вспоминают, а вот коллеги осуждали, критиковали.
       А караван идёт. Года три назад  тяжело заболев, вспоминая романс «Средь шумного бала», я потянулась к  А.К. Толстому, уточнить текст романса и втянулась, стала тренировать свою память-учить стихи, декламировать  посещающим меня ученикам. Удивительно, как ещё более полутора века он пишет о НЕЛЮБВИ к России.
      «Приветствую тебя, опустошенный дом,
      Завядшие дубы, лежащие кругом,
      И море синее и вас крутые скалы,
      И пышный прежде сад - глухой и одичалый!
      Усталым  путникам в палящий летний день, 
      Ещё  даёшь ты, дом, свежительную тень,
      Ещё стоят твои поруганные стены,
      Но сколько горестной я вижу перемены! 
      Едва лишь я вступил под твой  знакомый кров,
      Бросаются в глаза мне надписи врагов,
      Рисунки грубые и шутки площадные,
      Где с  наглым торжеством поносится Россия».
     Каково? Почему? Им бы сломанную ельцинскую Россию. Поэтому и воют, изобретая «скрипалей». Простите, великодушный читатель. 
      Круг моего чтения сегодня определяют различные случайности. Бывает ли у вас, уважаемый читатель, такое состояние, когда  в душе звучит какая либо мелодия или песня? Вот и у меня  «зазвучала ария Ленского, но слова путаются, захотелось уточнить. Беру прелестный томик  «Евгений Онегин»,  издания 1959 года, нахожу  «потерянные» слова и…  погрузилась в  чудный мир  Пушкинской рифмы. Это было наслаждение, которое я смаковала в течение нескольких дней, растягивая удовольствие как от  дорогого лакомства.  Как восхитительно он пишет  о  своей музе, предваряя восьмую главу!  Его «резвая  вакханочка»   ведёт нас по  всему  творческому и жизненному  пути поэта. Восхитительно! Почитайте! 
      Вот ещё случай: знакомый поэт, который пишет великолепные стихи, создаёт поэмы, перелагая прозу на поэтический лад.  Иду вслед за ним: перечитываю Проспера Мериме, кое что из Эдгара По, Николая Гумилёва и дошла до  книги царств. Честно сказать, в Ветхом завете мне интересны лишь некоторые сюжеты, не более того. Образно и красочно поэт передаёт  легенду(?) о Давиде и Вирсавии, что читается на одном дыхании. Иду дальше, читаю  книгу Руфь, совсем не нравится героиня, Эсфирь куда интереснее.
       Некоторое время я вынуждена была заниматься атеистическим воспитанием, у меня хорошая подборка атеистической литературы. Особенно мне нравится «Библейские сказания» Косидовского, я ему верю. Так вот, дорогой читатель, получается, что я всеядна. Уповаю на то, что  найдутся единомышленники. А иначе - зачем?
      Последнее моё увлечение  - Теккерей. Случайно увидела фрагмент фильма с париками, мушками (обожаю), открываю последний том, о герое фильма читать не хочу, он проходимец, а вот  «Доктор Роззги» меня восхитил. Исподволь, несколькими штрихами, подобранным именем автор рисует своё время  с чувством горькой иронии.  Нету Теккерея на сегодняшнюю Англию, а жаль. В заключение несколько цитат:
    И волшебный дар подчас
    Хуже пагубы для нас.
                Если на сердце кручина,
                Знай  – бессильна медицина!               
   Живописец льстил безмерно,
   Сам в душе смеялся, верно!   
                Мало кто умеет жить,               
                Своим счастьем дорожить.          
   То привычка, брат, плохая: Ставить подпись, не читая.
   Если час придёт лихой, Жарче угля ревность жжёт.

   Критик знай хулит нас всех:
   Мышкам слёзы - кошке смех.

   У людей такой уж нрав:
   С кем победа - тот и прав.

    Наряд тешит взоры, а чтение –ум   
    И пищу даёт для полезнейших дум.


         Утомила я вас, любезный читатель, простите, но так хочется поговорить. Я на пенсии, лишена прежнего шумного общения  с учениками, коллегами, вот и  разговорилась. Но если кто - нибудь  из вас организует общество почитателей Теккерея ( а что, есть же общество любителей наблюдать Меркурий, максимальная элонгация которого 22 градуса) , тогда  я с вами!


Рецензии
День добрый, Матушка, Лариса Петровна!
Долго собирался, перечитал не единожды всё ваше последних месяцев. Набередили Вы мне душеньку. Это про жанр, про тему, про содержание. А сказать Вам хочу про другое.
Вон уж сколько Вами написано. Воспоминания разных лет, о разных событиях, о незнакомых нам, читателям, людях. А читается легко, изложено просто, буд-то бы сидим рядышком и беседуем. И ведь все мысли ваши разделяю, и темы за живое хватают. Я не был вашим учеником, но несколько раз Вы проводили у нас урок вместо Хитрова, вот тогда то я и потянулся к Вам. Почему вспомнил про тогда, да потому, что если бы не знал Вас, но прочитав потянулся бы и сейчас. Все дела ваши несут некую педагогическую окраску, не видимую, не ощущаемую, она где-то внутри и, наверное, воздействует на подсознание. Уроки, кружки, наука, экскурсии и путешествия, погружения в театр, в музыку, в литературу. Ваши дачные уквлечения, результаты которых мы видим на ваших фото. И много чего, чему я небыл свидетелем: ваши увлечения, ваш досуг. Во всём, с чем я знаком доброта и душевность- то бишь, духовность, притягивает, и хочется в этом учавствовать. И вот теперь Вы взялись за перо,- эффект тот же! Что это? Дар? Сдаётся мне, что да. Помнится, я уже писал Вам, что Вы талантливы. Повторяюсь. а посему:
Что много говорить: "Талант"
Талант не станет бодльше.
Пусть больше говорит Талант!
О Господи, и чтоб подольше!

С величайшим уважением! и всё же ваш ученик.

Эдуард Кучук   10.12.2018 19:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.