139-140. Спасение от пути и руки нечестивого

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня."

Давид начинает псалом молитвой об избавлении от зла и клеветы врага, избавлении «…от тех, что замышляют злое в сердце, всякий день затевают войну, изощряют язык свой, как змея, яд змеи в устах их. Сэла!» (в переводе первичного текста). «Сэла!» здесь означает «воистину», указывает на очевидность этого пред Господом. 

Но Давиду нужна и защита от ловушек врага: «Спрятали надменные силок и веревки для меня, разостлали сеть по дороге, капканы поставили для меня. Сэла!»
Нечестивость – это хроническое нечестие. Нечестивые ставят целью обмануть, поколебать стопы и сбить с пути, а затем уловить в расставленные капканы.

Духовное содержание строк явно создаёт пророческий образ Христа, против Которого сосредоточил все свои возможности самый изощрённый враг.
На нашем уровне этот враг – сатан, дух эгоизма и гордыни. Сказано: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только души его не трогай» (Иов 2:6). Не имея возможности напрямую сокрушить душу человека, враг сокрывает свой замысел в мирских соблазнах. Этот замысел, достигая цели, разрушает человеческую душу.

И псалмопевец учит: только обращение к Господу и приближение к Нему приблизит и силу спасения.

"Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим."

Обращение к Творцу – «Ты Бог мой, услышь голос молений моих!»
Упование на Всесильного – «Господи, Господи, сила спасения моего!»
Благодарность – «Ты покрыл голову мою в день брани».
Правильная мольба – «Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его».
«Не дай, Г-споди, сбыться желаниям нечестивого, не дай осуществиться злым замыслам его, (дабы) не заносились они. Сэла!» в прямом переводе с подтверждением, что Господь такую мольбу непременно услышит.

«Nec lex est justioir ulla qaum necis artifices arte perire sua» – «замышляющие погибель погибнут от своего собственного замысла». Никакой закон не может быть более справедливым.

Давид торжествует в Господе и верою держится за Него. Бог его сила, «сила спасения моего», в Нём само спасение. По силе духовного закона, что в Боге, зло нечестивых обратится против них самих, и злоязычному не дано утвердиться на земле, и зло притеснителя увлечёт его в погибель. Само зло, открываясь, проявляясь и встречаясь со светом, отражённым возвращается к своему «родителю». 

Давид провозглашает, что правда восторжествует, Господь на стороне угнетённых и бедных, у праведных всегда будет повод славить имя Творца, а непорочные будут обитать пред лицом Его – то есть их ожидает раскрытие Господа и получение всей Его любви «…как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9). 

Если принимать данные стихи за молитву, то она наполнена духом пророчества и благодарения. Давид предсказывает не только поражение личных врагов, «…окружающих меня, ищущих моей погибели», но и обличение причины зла, избавление и утешение злом притесняемых.

Это истинное благодарение и даже жизнь в благодарности; именно этому должно нас учить каждое наше избавление.

В псалме-послании 140, как и в предшествующем, Давид молится.
Злостраждет ли кто из вас – молись. Молись о поддержке, чтобы Господь милостиво пришел на помощь и освободил, чтобы другие люди способствовали благу души, равно как ты сам хочешь нести благо душам ближних. Войди в благодарение – вознеси сердце, преподнеси его Господу!

"Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя."

Взывающий к Господу вправе надеяться быть услышанным, но не тогда, когда молитва громкая, а тогда, когда она живая.

Вознесение рук говорит о вознесении сердца, которое приносится Господу. Молитва – приношение Господу души и её лучших чувств.

Этот стих – необыкновенной красоты. Давид молится так, чтобы Господь ощутил его духовную жажду, подобно аромату фимиама, который воскуряли на золотом жертвеннике. И говорит о жертве вечерней, именно о ней, а не об утренней жертве. Можно предположить, почему: Христос должен был принести Себя в жертву искупления на закате дня – или на закате мира, и учредить духовное жертвоприношение, отменив плотские обряды.
На закате ветхого мира перед рождением нового.

"Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их."

Давид более всех тогда живших знает о зле, которое несёт лукавое слово, и знает о том, насколько люди склонны к такому, поэтому просит Всевышнего охранить уста его и всех других за дверьми правды.

Перевод первичного еврейского текста говорит не столько о действии лукавого слова с оправданием греха, сколько о самом содействии греху: «Не дай склониться сердцу моему к делу злому, к деланию дел беззаконных с людьми, творящими несправедливость, и да не вкушу от сладостей их».

Давид возносит к Господу искреннюю просьбу о том, чтобы его сердце освободилось от беззаконных желаний – то есть об исправлении Творцом его греховных свойств.
О милости, дающей благие желания, и о благодати, удерживающей от злых дел, об исправлении телесных иллюзий о сладости греховных утех, – вот о чём надлежит молиться Господу, следуя примеру псалмопевца.

"Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду."

Прямой перевод определённее: «…пока жив я, молюсь против зла их (нечестивых). Да сброшены будут со скалы судьи их, тогда услышат они слова мои, ибо приятны они. Как земля, (которую) рассекают и дробят, так раскиданы кости наши пред пастью преисподней».

Духовный смысл образа рассечения, вспахивания земли – это исправления нашего «тёмного» материального желания, эгоизма, когда мы работаем над ним, вскрываем и дробим, и тогда исправленное желание наполняется светом Творца.
А кости наши остаются раскиданы пред пастью преисподней, и только духовное зерно человека не может произрасти – получит наполнение светом.

Мы не замечаем своих ошибок, но прекрасно видим ошибки окружающих. Только действительно заботящиеся о правде – праведники указывают на наши недостатки и промахи. Это милость с их стороны, но против их правды злобно восстаёт наша эгоистическая сущность.

Давид учит: обличение надлежит принимать как проявление духовной дружбы, как благотворное лекарство. Назидательные поучения – путь к жизни (Притч 6:23), они приводят к раскаянию в грехах. Обличения болезненны, но боль всегда необходима для излечения, поэтому они более желанны, нежели поцелуи врага (Притч 27:6) или песни глупых (Еккл 7:5).

Слова правды не могут достучаться до живущих во лжи, однако, когда те сами будут своей ложью низвергнуты, и они становятся осознанными – начинают осознавать своё зло, и «сброшены будут со скалы судьи их».

Молиться против зла нечестивых также означает: «молюсь за них в их бедствиях», и эта молитва прежде о спасении ныне делающих беззаконие. Это научение нас благостному действию кроткого слова.

Давид указывает нам, что материя мира сего и его обстоятельства не щадят нашего тела, но выращивают душу, которую не отринет Творец и спасёт, и напитает духом, и приобщит к Своей правде и славе.

Псалмопевец уповает исключительно на Господа, его убежище и защита – один лишь Бог. Только Бог по справедливости Своей может обратить замыслы врагов против них самих.

Самый простой смысл псалма-послания: если ты идёшь к Богу, а разум, вооруженный расчетами и резонами предлагает совершить сомнительный шаг – немедля обратись к Господу. И Он немедля даст ответ голосом совести.


Рецензии