Фантасмагория. 80

                Научно-технический музей.

   В музее находилось много экспонатов,  но разместили их на достаточно большом расстоянии, и поэтому немногочисленная стайка студентов, замершая около одного, была практически не слышна.
   Гид - пожилой мужчина - говорил тихо, и это заставило замолчать самых шумных посетителей. Он задержал группу у портрета и время от времени оглядывался на него, рассказывая. Изображённого человека знали все.
   - Покажите спички древним людям, и они примут вас за богов. Но поверьте, обязательно найдётся человек, который пусть не сразу, но додумается, что он сам добывает огонь почти также. Тоже трением, только вместо сгустка химикатов использует трут – легковоспламеняющийся материал из растений.
   Зажигалка произвела бы больший эффект, но и она основана на том же принципе. В этом случае в роли трута выступает газ, который загорается от пьезоэлемента. Последний преобразует механическую энергию в электрическую и создаёт разряд.
   Сегодня не только электрические, но и газовые плиты воспламеняет заданная программа или голосовая команда. Если убрать весь ряд усовершенствований и оставить лишь начало и конец - трут с кресалом и современную газовую плиту, то разница впечатлит кого угодно. Так работает техническая мысль.
   Мы остановились у портрета человека, который виртуозно использовал свои инженерные знания и изобрёл машину времени, но об этом он расскажет сам.
   Электронная указка гида скользнула по изображению, и около полотна появилась голограмма пожилого бородатого мужчины. Одетый по забытой уже моде изобретатель как сошёл с полотна.
   - Здравствуйте. Мне самому исповедоваться или будете задавать вопросы? – спросил он.
   - Как вам пришла мысль создать машину времени? – выкрикнул кто-то из заднего ряда.
   - Об этом мечтает любой изобретатель. Вы хотите узнать, как нашёл решение? Торкнуло что-то. Когда часто и подолгу думаешь об одном и том же, то обязательно появится какой-нибудь вариант. Я обдумал сотни и опробовал несколько, пока не понял главное - почему не получается такое перемещение. Не поверите – из-за закона сохранения энергии. Переместить какой-нибудь неодушевлённый предмет или человека из Ярославля в Краснодар можно автомобилем, поездом или самолётом. Любой объект в таком случае достаточно рассматривать как передвигающийся сгусток энергии, который при этом не покидает планету. А перенесите это же тело в будущий век, и энергия сегодняшней земли уменьшится. Мелочь, скажете вы, а если перетащить целый город? Планета изменится и энергетически похудеет. Что-то противится подобным катаклизмам.
   Все смеялись надо мной, а я работал над поиском компенсации истраченной энергии. Занимался арифметикой, когда другие осваивали высшую математику.
   - И где нашли?
   - Раз её нельзя брать на планете, то где ещё? В космосе! Солнечная энергия постоянно пополняет землю. Но планету не обмануть, к такому она привыкла. Мне удалось перенаправить ту, которая минует её. Когда получилось, доработал установку, и пошла череда успешных экспериментов.
   - А до этого даже не пробовали?
   - Ну почему? Пробовал. Отправил в прошлое ложку, и тут же на её месте появилась кучка земли. Запустил кастрюлю, и прибыла стопка дёрна. Так происходил обмен энергиями. Это потом понял.
   Однажды заполучил взамен труп кошки. Она погибла случайно, попала, что называется, под раздачу. С каждым разом увеличивалась вероятность выдернуть из прошлого постороннего человека. Не получалось вернуть именно то, что убыло. Это был билет в один конец.
   Впоследствии, используя дополнительную солнечную энергию, вопрос решился: канарейки и мыши стали возвращаться, а энергию перемещаемых объектов компенсировал космос.
   Отправился сам. Напрасно - не всё предусмотрел. Теперь вот делюсь печальным опытом….
   Финал истории все знали: комиссия не смогла повторить эксперименты, потому что все объекты убывали и возвращались вместе с машиной времени. Изобретатель отправился в прошлое не только со своими идеями, но и вместе с установкой. Не вернулись ни она, ни он.
   Кого-то из присутствующих заинтересовало другое.   
   - Простите за бестактный вопрос. Вас создали по образцу и подобию…. Вы чувствуете хоть какую-нибудь связь с прототипом?
   - Такое в принципе невозможно. Разве что внешне? На один и тот же вопрос мы бы в большинстве случаев ответили по-разному. И по форме, и частично по содержанию. У человека в каждую мысль вкладываются какие-то эмоции. Они мне недоступны. Но я стараюсь соответствовать. Вот вам пример двух точек зрения на один и тот же вопрос. Мулла решил как-то подколоть раввина, сказал тому, мол, привиделся мне ваш рай. Там такая грязь и теснотища! Раввин не остался в долгу, сказал, что и ему приснился их рай. В нём идеальная чистота и ни одной души.
   - Вы наговариваете на себя, ведь обладаете чувством юмора!
   - Отменным быстродействием. Я сразу определился с ответом, а потом перебрал подходящие шутки на эту тему и выбрал анекдот, на который лучше реагируют люди.
   - Хватит, хватит! – вмешался в разговор гид. – Переходим к следующему экспонату, а то вовремя не вернёмся.
   Студенты ушли, лишь один задержался. Он долго всматривался в портрет, поглотивший голограмму. Сокурсников догнал, когда те покидали музей. Они галдели, обменивались впечатлениями, а он шёл, молчал и думал о чём-то своём.

   Через неделю студент вернулся один и уже сам вызвал для общения заинтересовавшую его голограмму. Мужчина первым начал разговор:
   - Судьба моя зацепила, студент? Или всё же игра инженерной мысли? Машины можно усовершенствовать сколько угодно, но когда они займутся изобретательством самостоятельно, человеческая цивилизация приблизится к пропасти. Ты должен понимать это.
   - До такого как до звёзд, - ответил молодой человек.
   - Скоро отправится экспедиция на Марс. Всё случится ещё при твоей жизни. Зачем пришёл?
   - Пишу диплом, а потом перейду в научно-исследовательский институт, где работал твой прототип. Буду заниматься той же тематикой.
   - Рад за тебя.
   - В тебе совсем ничего не осталось от него?
   - Если желание путешествовать имеешь в виду, то оно пропало: это теперь меня не волнует.
   - Я найду способ заинтересовать тебя!
   - Первый крик новорожденного вундеркинда прозвучал на пяти языках. Таланта хватит?
   - Даже не сомневайся. От чтения по слогам я сразу перешёл к чтению между строк.

   Месяц спустя в съёмной квартире студента появилось то самое изображение. Портрет висел на стене, разглядывал обстановку в помещении, не вмешивался в происходящее и делал молчаливые выводы.
   «Сегодня утром в научно-техническом музее случилось невероятное! – вещала ведущая новостных передач, обрезанная рамками телевизионного экрана. – Картина, которая оберегала сама себя, вдруг отдалась кому-то! С неё сделали копию!»
   - Как ты посмел? Нет - как сумел? – спросил портрет.
   - У меня тоже плохо с чувством юмора. Если задумал что-то, то делаю это без усмешек.
   - Воровство – это первый этап?
   - Само собой. Ты хоть понимаешь, почему остался на холсте и не выбрался наружу? Отныне это твоя тюрьма.
   - В ней будет грязно и тесно? Или мне предстоит мусорить в идеальной обстановке? Какой рай приготовил для меня?
   Студент-дипломник задумался на мгновение и ответил:
   - Ты врал про отсутствие эмоций! Такой ответ может дать лишь настоящая язва!
   - С кем поведёшься, от того и наберёшься! И всё же, как сумел?
   - В музей не пускают с вещами – их сдают в камеру хранения. Я сделал необходимые приборы плоскими и разместил их на ленте, которой обмотался.
   - Да, помню, почувствовал лёгкое недомогание при последней встрече с тобой. Не придал этому значения. Больше удивило, что ты сразу прекратил сеанс. Теперь понятно – почему.
   - Ну вот, точки расставлены. Ты имеешь связь с музейным оригиналом?
   - Издеваешься? Сам же ввёл блокировку. Я действительно нахожусь в тюрьме.
   - Не всё так плохо. Ты должен осознать, что копию уничтожат, когда обнаружат, потому что она понижает ценность экспоната. Тебе это нужно? Мне же необходимо, чтобы ты имел возможность обладать любой информацией. Смирись. Вечером сниму ограничения, а пока подумай о своём положении.

   Во время ужина пленник признался:
   - Я не ем, не пью, но жить хочу. Что тебе нужно от меня, ведь я ничего не знаю!
   - Это ты так думаешь! Так считают свидетели криминального происшествия, когда их просят составить фоторобот. Даже лошадь с отпущенными поводьями доберётся туда, куда нужно.
   - Твоя дипломная работа потянет на кандидатскую диссертацию!
   - Не сомневаюсь, и твоя лесть не помешает этому.

   Прошло несколько лет, и уже другие студенты весёлой ватагой остановились у известного портрета пожилого мужчины. Рядом с ним появился ещё один экспонат – изображение юноши. Новость об этом разлетелась быстрее скорости звука. Всем хотелось узнать, что к чему, и группа молодых людей поспешила посетить дорогостоящее заведение.
   - Я знаю его! – вдруг закричал один из посетителей, ощутив на себе взгляд последнего музейного приобретения. – Я только поступал в институт, а он учился на старших курсах.
   Мёртвая тишина и осуждающий взгляд молодого человека с портрета послужили ему ответом.
   - А можно задать вопрос? – выкрикнул кто-то.
   - Кому из них? - отозвался экскурсовод. – После известных событий музейный экспонат никогда больше не выберется из этого помещения. Но с обеими голограммами одновременно общаться нельзя – меня предупредили.
   - Вопрос предназначен вам. Почему два объекта расположили рядом?
   Гид растерялся, не ожидая такого кульбита.
   - Не знаю! Спросите у кого-нибудь из них или дирекции, только не у меня! Такой ответ вас устроит? Могу лишь предположить. Молодой человек увлёкся аналогичными экспериментами, подозревал, что они опасны. Сделал копию экспоната – создал помощника и оппонента в одном лице, но в итоге не повезло. Им обоим не повезло! Поговаривают, ещё какой-то ненормальный увлёкся этой идеей. А кто из вас не хотел бы прославиться?
   - Я! – раздался голос из середины толпы. – Истина дороже! Вы не даёте им общаться, разместив рядом! Это садизм или цензура?
   - Называйте, как хотите, но мне сказали, что они не могут спокойно общаться между собой.
   - А мне достоверно известно, что голограммы не подвержены эмоциям.
   - Ну да. Эпилептик принял ванну с пеной, хотя не планировал этого. Желаете посмотреть, как дерутся голограммы?
   - Выпустите обоих сразу. В споре рождается истина.
   Гид отрицательно помотал головой, махнул рукой в сторону выхода и пошёл, не оглядываясь. По пути заворчал:
   - Историю нужно знать. Нравится она или нет – это другой вопрос. Похоже, тут скоро галерея портретов появится.
   Он шёл и радовался, потому что всегда у этих изображений приходилось оправдываться, а сейчас всё прошло безболезненно, и потому что вёл группу в отдел, посвящённый будущему. Там центральным экспонатом был первый космический корабль, вернувшийся с Марса.

                *****


Рецензии