Мера против вкусовщины

ВКУСОВЩИНА — ВКУСОВЩИНА, ы, жен. (разг. неод.). Оценка каких н. явлений с точки зрения своего, субъективного вкуса 2. Толковый словарь Ожегова.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992

Как говориться, пороть этих: С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведову было некому, мягко говоря, неряшливое определение слова.
А что такое вкус? В словарях несколько значений и при этом нет обобщающего. Делаем это за академиков:
В обобщенном смысле вкус это чувственная ориентация. И теперь, имея это сверхобобщение, анализируем оставшийся состав слова -
вкусовщина. ВКУС-ОВ-ЩИНА. Вот те на, не вкусощина, а вкусовщина. Так какого же рожна появилась в словаре слово
построенное во множественном числе, а определённое в единственном. Да и разве оно употребляется только в отношении суждений?
- Нет, им именуют и характер пристрастности в творчестве. И когда свой вкус навязывают другим, и когда подстраиваются под чужие вкусы, всё это
называем вкусовщиной. А еще почему-то свой язык великим и могучим. Это, наверное, по тому что вообще на грешной Земле
истинно великих и могучих языков нет, некому показать как действительно надо образовывать и употреблять слова.
Это тот случай когда у Оккама надо срочно отобрать бритву и этой бритвой его же и порешить, то есть просто необходимо
сочинить новые слова. Само слово вкус подразумеваем, а остальное вкладываем в новообразования:
ЖМОЙ - жмущий мой вкус и не только мой, а любой навязывающий себя другим, что чаще плохо чем хорошо,
но, совсем без этого еще хуже, ибо это необходимый элемент учительства, просто надо или чувствовать или знать ему меру.
ЗААЗ - вкус навязываемый мне, что возможно и автономно, тогда это САМОЗААЗ.
( Аз - тоже что и я)
МЫБОЧ, ЯБОЧ - обособление вкуса сообществом или личностью.
СОСКУС - солидирующийся во взаимности вкусов вкус, как это бывает у младенцев. Но, известный наказ Христа: "будьте как младенцы",
- Даёшь чистый соскус? - Или, Даёшь вкусовую основу еще не испорченную соскусом?
Скорее всего ни то и не то в отдельности, а на основе взаимного обучения друг другом взрослых и детей тогда это СИЛКУС. он же - и вкусовой союз истинных природы и культуры.
Получается что правильные люди у взрослых только пророки, а дети пока не испорчены - сами все пророки.
Пророк тоже определяется однобоко как божий посланник, а что если они были, а Бога не было и нет?
А если определить как учителя о самом главном, то получается более универсально, и мало таких людей которых дети не научили любить жизнь.
В устах же человека не верующего, но, желающего навязать людям веру в Бога, пророк в значении
посланник бога голая спекуляция. И вот с этим словом - спекуляция пора вернуться к слову  -вкусовщина.
В этом слове - вкусовщина - щина - спекуляция - вкусовщина - спекуляция вкусов. А если алгеброй поверять гармонию,
то, вкусовщиной можно войти в истинный вкус, а если гармонией поверять алгебру в ущерб саморазвития гармонии, то,
можно войти во вкус вкусовщины, а так и до вкуса к чертовщине не далеко.
Но во вкус можно войти и верой - ВЕРКУС, и надеждой - НАДЕЙКУС, и любовью - КУСЭРОС. Всё это вкусы возвышенные присущи
искусству, этими вкусами наполнена лирика, а лирика + уважение = пафос. Мы говорим пафос себя в современной жизни
дискредитировал, но, на самом деле это был лже-пафос, а пафос мы сами дискредитировали плохой лирикой,  неуважительностью
и неумением это совмещать. А настоящая с большой буквы поэзия это пафос возникающий от образного смысла между строк.
Мы обычно не замечаем, что виновата плохая поэзия, когда разваливаются хорошие по идее начинания.
Возможно, что для сохранения и процветания СССР мало было бы и воскрешения Пушкина с Лермонтовым,
но, страна пренебрегала даже тем что было, подстраивая поэзию под копирку власти, когда должно быть наоборот,
власть и народ свои копирки должны подстраивать, перефразируя Пушкина, под небом избранных певцов,
причём под живых пока те еще  богоносны, а в идеале каждый таким должен стать, но это невозможно.В этом смысле и сегодня ни чего не изменилось,
над человеческим большинством преобладает его многообразная вкусовщина - мать всякого извращения
как в личном так и историческом смысле. Однако, совсем пресекать её проявления было бы опрометчиво,
она должна хорошо быть видна на нижних сценах, нельзя её пропускать только на высокие сцены. То есть
пусть обитает в полуподвалах, цель искусства - ополуподвалить злободневную вкусовщину и возвышать
в организации отношения к нему божественный вкус - развитый вкус не разрушенного человека. А если искусство - педагогика,
то, в религиозном мире церковь называли воинствующей, но почему-то как врага но и сразу как передельного воспитанника
вкусовщину не углядели. А литературные художества и критика с этим понятием работают постоянно,
почему же не обобщили до основной идейной ценности человечества? А ни пора ли, в самом-то деле, тем более в культуре русского языка, где и кнут и пряник самые: крутые, веские, крылатые?!!

P.S. А если на всё это взглянуть сугубо политически,то, нет ли такого ощущения, что современная
российская без-идеологичность это полу-соборная вкусовщина, но уже обрастает идеологией вкусовщины
как супер-вкусовщина? А есть ли где-то обратное тому течение, - отмирание вкусовщины и рождение вкуса,
который действительно не нуждается в идеологии? Только учтите у нас у литераторов, где это сделать
проще, этого ни когда не получается как преобладания, а что уж говорить про политику. Но тем не менее,
и в том числе литераторам и даже особенно литераторам это ни главный ли ориентир, - такое возрождение, которого ни как не находим, даже в отдельных примерах.
А может быть не знаем, что надо искать? Без современного хотя бы векторного, хотя бы зарождающегося
идеала весь пласт предыдущей культуры бессмысленен, как бессмысленны и все новейшие технические навороты.
Многие могут не знать, но, уже в семидесятые годы немало находилось людей которые только по испорченному
политическому вкусу почувствовали, что империя социализма пошла к своему закату. Увядающий самостоятельный
политический вкус прикрыли здоровым советским патриотизмом, но. каким бы ярким он ни был, спасти ситуацию не сумел.
Сегодняшний патриотизм тоже играет роль ширмы прикрывающей политическую безвкусицу. Так что, господа-товарищи литераторы,
мы -авангардный отряд здравомыслия и здраво-чувствия, просто по роду своего общения, даже если
далеко не всегда являемся лучшими представителями своих народов. И если мы сзади прогресса, мы все равно не арьергард, а значит наше направление регресс. И что интересно,
когда не подозревает значимости дела вкусового блюстительства, активны и страстны,
а как только понимаем, что дело не пустышка, нас как ветром тут куда-то сдувает.


Рецензии