Память

 Я рассказываю своим детям и внукам об их прабабушках и прадедушках и их родителях. Но я и сама знаю о них немногое - только семейные предания. Мои предки не оставили дневников и мемуаров.

 Не оставлю их и я. Потому что никакие мемуары не передадут запахи, вкусы, звуки времени. Как черно-белое фото не передаст красок лета и осени.
 
  Нам хочется иметь продолжение в этой жизни и после смерти. В наших детях, внуках, правнуках... Но, если серьезно задуматься, у нас была своя жизнь, а у них уже другая, своя, со своими проблемами, знаниями и опытом. Вправе ли мы требовать от них памяти о себе и о наших предках?

 Пусть жизнь детей не отягощается нашим опытом, он для них бесполезен.

 Наши имена важны нашим близким. Дети и внуки запомнят нас, расскажут своим внукам, а дальше... зачем нашим далеким потомкам это? Зачем им хранить наши старые письма и фото? или вещи на память...

 Память в душе, а не в материальном. 

 Мы приходим в мир не для того, чтобы отяготить чью-то память ненужными подробностями нашей жизни.
 
 Мы приходим в этот мир для того, чтобы сделать его светлее, добрее и лучше.
Мы уходим из этого мира в неизвестное куда-то или в никуда... это не важно. Важно то, что уходя, мы оставляем место для тех, кто придет после нас.

 Пусть это место будет удобным и чистым.

 И тогда, тот, кто придет после нас, с признательностью вспомнит того, кто приготовил ему место.

 Так, а зачем же я рассказываю своим внукам о своих дедушках и бабушках, если это бесполезная информация для них, если это излишнее отягощение памяти событиями ушедших жизней?

 Это они меня просят. Потому что тем, кто приходит после нас, важно знать о тех, кто приготовил им их путь и место. Но дневники читать они не будут - некогда. И альбомы с фотографиями перелистнут только тогда, когда я им начну показывать своего дедушку на довоенном фото или бабушку в свадебном платье. И они радуются, рассматривая эти фото, тому, что у них были красивые предки. А я им не расскажу про ретушь (про фотошоп они знают не меньше моего). Потому, что вся наша память - это сплошная ретушь


Рецензии