Сверчок. На царских харчах. Гл. 20. Слово Карамзин

                Сверчок
                Часть 1
                На царских харчах               
                20
                Слово Карамзина

       Я осознавал, после бесед с дядей Васей, что значит для Карамзина историческая традиция. Он понимал значение исторической традиции и высказывал неприятие революционных перемен, отдавая предпочтение постепенным органичным изменениям:
«Всякое гражданское общество, веками утвержденное, есть святыня для добрых граждан; и в самом несовершеннейшем надобно удивляться чудесной гармонии, благоустройству, порядку».
«Всякие насильственные потрясения гибельны».
«Легкие умы думают, что все легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо».
 Уже в «Письмах русского путешественника» Карамзин пришел к выводу, что для каждого народа необходимо свое государственное устройство, отвечающее его национальным особенностям:
«Всякие гражданские учреждения должны быть соображены с характером народа; что хорошо в Англии, то будет дурно в другой земле».
- Что русскому хорошо, то немцу –смерть, -  добавлю я.
Карамзин отказался от главного положения Просвещения – убеждения в том, что человеческий разум творит историю.
«Все смелые теории ума должны остаться в книгах».
 Будучи одним из лидеров сентиментализма, Карамзин не стремился в то же время чрезмерно «офранцузить» русский язык и культуру.
«В нашем так называемом хорошем обществе без Французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе? Наш язык и для разговоров право не хуже других.
Карамзин вступил в полемику с просветительским тезисом Руссо о доброй природе человека и зле как последствии уродующего влияния несправедливого общества. Он утверждал, что, к несчастью, природа человека – эгоизм, то есть она по сути антиобщественна. Несовершенная природа человека исключает совершенное земное устройство.
Карамзин призвал прекратить безоглядное заимствование опыта Запада:
«Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках».
   «Хорошо и должно учиться: но горе народу, который будет всегдашним учеником».
Карамзин сознавал необходимость национальной самодостаточности и самостоятельности в жизни и культуре: «Как человек, так и народ, начинает всегда подражанием, но должен со временем быть самим собою».
Но все-таки в своей «Истории» Карамзин был тенденциозен, за что получил эпиграмму.

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
      Необходимость самовластья
            И прелести кнута.


Рецензии