Беря с собою всё то

- Знаешь, Алёша, я поняла, что такое старость!
Это когда хочется всего того же самого, но уже сил ни на что нет.

Моя мама

С 20-ти до 50-ти лет я отправлялся в дорогу, не беря с собой ничего, кроме документов и билета на поезд или самолёт.
Например, в Архангельск я улетел в марте 1974-ого года со студенческим билетом Юры Мещерякова.
Это была самая настоящая самоволка.
Это была гарантия ареста, следствия и двухлетнего дисциплинарного батальона.
С собой у меня было только тридцать рублей на обратную дорогу.
Продирался я в Архангельск с единственной целью: не потерять!
И с той поры до 50-ти лет я в основном так и перемещался.
С 50-ти до 60-ти лет я стал брать с собой в дорогу брызгалку от ишемии сердца, несколько таблеток от спазма и простуды и одеколон для дезинфекции царапин и ранок.
С 60-ти лет арсенал непременного лекарственного сопровождения неуклонно рос.
Вот, например, мой необходимый ежедневный приём:
Гибенкламид – 4 таблетки по 3,5 мг
Метформин – 3 таблетки по 1 г (1000 мг)
Галвус – 2 таблетки
Бисопролол – 1 таблетка
Лазортан – 1 таблетка
Октолипен – 1 таблетка утром натощак за 30 минут до завтрака
Верошпирон – 0,5 таблетки
Аспаркам – 1 таблетка
Тромбоасс – 1 таблетка 100 мг
Инсулин гларгин – шприц с уколами – 1 укол 18 единиц
Мазь ДиаДерм 1 порция на две стопы
Мазь Троксевазин 1 порция на две ноги (вены)
Гепариновая мазь – по мере потребности ежедневно
Нистатиновая мазь – систематически
Синупрет – капли – ежедневно 2-3 приема
Левомецитин – капли – почти ежедневно
Вигантол – капли – ежедневно
Эмоксипин – глазные капли ежедневно
Специальный (диабетический!) крем после бритья
Нитроглицерин – по мере потребности
Капотен – при подъеме артериального давления
Ношпа – при спазмах почек
Толокнянка настои (пакетики как чайные) – ежедневно
Панкреатин – по симптоматике

Мазь Стелланин – для заживления ран и царапин
Ультрафиолетовый облучатель - для санации носа, рта и ран
Мазь вазелин – защита от мороза и обветривания нуб
Мазь оксолиновая – профилактика вирусных инфекций

И это – только минимальный набор, без которого я не проживу нормально и суток.

Настоятельно рекомендую вникнуть в следующий пассаж.
Предположим, я решил съездить на важное мероприятие в Сочи на 2 дня.
Из Урая туда - нонече (не то что давеча!) - прямыми авиарейсами не возят.
Не возят и непрямыми.
Казалось бы все «просто»: поездом из Устье-Аха до Екатеринбурга и там падаем в прямой самолет в Кольцово.
Теоретически это очень красиво.
Ясно.
Просто.
Попробуем сначала разобрать «по пунктам» именно этот маршрут.
Выезжаем в три часа дня из Урая на такси - тут это самый дешевый и надежный транспорт! – и полтора часа проводим в одной позе «сидя» на удобном сидении между двух попутчиков с боков и еще четырех спереди и сзади. В эти полтора часа ни принять таблетку, ни сделать комфортные движения, ни унять судорогу, по существу, нельзя.
Нельзя, извиняюсь, испортить воздух.
Потому за сутки до этой поездки чистим желудок и всё что после.
Готовимся.
Отлёживаемся.
Впрочем, от судорог ног сие защищает слабо.
Потому просто ещё и молимся.
Однако галвус и метформин хорошо работают с сахаром в крови, если вы плотно поели перед их приёмом.
А так, натощак …
Но мы стиснули зубы и катимся.
Для моих молодых попутчиков поездка проходит в «нормальном» режиме.
Для меня эти полтора часа – пытка.
И если вдруг начнёт расти давление или прихватит спазм почку – я практически беспомощен.
Понятно, что я беру с собой маленькую бутылочку с водой – два стакана! – и несколько таблеток в полиэтиленовом футлярчике на аварийный сценарий.
Но нам повезло!
Проскочило!
Добрались!
Через полчаса вагоны открываются и мы в них грузимся.
Предположим в купе – это более защищённый для больного вариант, хотя всякие комбинации попутчиков встречаются в богатой на сценарии жизни.
Но будем считать, что снова крупно повезло.
Ни младенца, орущего всю дорогу, ни алко-, нарко- сопровожденца, ни криминального похитителя ценностей не выпало.
У меня жёсткий график приёма пищи и лекарственных форм.
Кстати о пище: а что с собой брать, и сколько?
Я – диабетик в не самой весёлой фазе его развития. Три осложнения я уже имею: на ноги, на глаза и на нервную систему.
Местами всё онемело. Ноги опухли и стремительно отекают. Кровоизлияния в глаза уже случались, а адские боли в глазных яблоках и над ними – просто повседневность.
И я понимаю, что закономерный финал для ног – гангрена и ампутация.
Для глаз – внезапная страшная потеря зрения навсегда.
Для нервов – полная потеря чувствительности.
Сопутствующие бяки имеют свои специфические наименования: вены измучены варикозным расширением.
Нервные местные анестезии – полинейропатия.
Но мы едем в поезде, а с собой мы не можем взять ни хлеба, ни картофеля, ни риса, ни макарон, ни огурцов соленых… Перечислять то, чего нельзя с собой брать, могу долго.
А что беру?
О! Это предельно простая пища, без изысков и соли!
Ни сладкого, ни солёного, ни жирного, ни клетчатистого мне с собой нельзя!
В общем беру бурый рис (якобы это лучшее!) или гречку, чуть-чуть пресного мясца. Сухарики черные. Сметанку.
Всё!
Понятно, что и этого нельзя, но тогда надо сразу байки-байки!

Едем в купе.
Каждые четыре часа очередной прием таблеточек по утверждённой свыше схеме.
Да-да!
И в четыре утра!
Если хватают адские судороги – а они бывают частенько! – я во сне, конечно, кричу, но проснувшись, выбираюсь и ковыляю на скрюченных судорогами ногах к туалету.
Ибо отпускают они только после опорожнения пузыря.
Сами догадайтесь, какого именно.

Естественно в купе мне нельзя ни храпеть, ни выкашливаться, ни делать целый ряд весьма, порой, важных процедур с ультрафиолетом или клизмой.
А без клизмы ехать смертельно опасно.
Там, внутри, могут ведь и не понять!

Потому едем и молимся.
Но у нас счастливый случай.
Пронесло!
Не в первоначальном, а именно в переносном смысле!
Доехали!
Пять утра!
Тащим свою «встроенную» аптеку с собой.
Через устроенные на железнодорожном вокзале установки.
Как они влияют на мои лекарства – не ведаю.
Мы все делаем вид, что якобы никак.
Но что-то говорит мне, неграмотному, что физическое воздействие не может не иметь последствий.
И издатели моих медикаментов вряд ли проверяли их на эти самые влияния должным образом.
Ведь это десятки лет задержки и неприятнейшие исследования весьма и весьма отдалённых последствий!
Но вот мы их миновали!
Будем считать, что вопросов мне не задали.
На случай, если зададут, я везу с собой:
Паспорт больного диабетом
Медицинское свидетельство о назначении всех этих лекарств
Предписание врача о графике приема.
И упаковки изготовителей с вложенными в них сертификатами и инструкциями.
А иначе может случиться катастрофа.
Но мы железнодорожный вокзал миновали.
Попали на хороший экспресс в аэропорт и с нашими пакетами и сумками добрались до аэропорта.
Здесь – тройной контроль на специальных установках (с неизбежными облучениями!), досмотры, предоставление доказательств законности медикаментозного облачения.
Опять повезло!
Только воду попросили выбросить.
Их вода мне не подходит.
Но другой нет!
И приходится брать – в семь раз дороже и в пять раз вреднее.
Но… летим!
Полет длится три с половиной часа.
У меня за три часа ноги полностью отекают.
Сделать с этим ничего нельзя.
Потом надо сутки лежать ногами кверху.
Иначе могут начаться процессы порыва сосудов и возникновения трофических язв.
Любая трещинка на коже или ранка заживают у меня по три-четыре месяца да и то благодаря современным мазям.
Так что ничего приятного в полёте для меня нет.
А ехать поездом трое суток – это почти на грани самоубийства.
Ну вот мы и в Сочи!
Теперь осталось добраться до жилья.
И за несколько часов привести себя в состояние, в котором на важном мероприятии я буду выглядеть «как живой»!
Но расслабляться рано!
Ведь необходимо потом ещё и добираться обратно до дома!
И я здесь намерено не отвлекаюсь на тему: что сколько стоит, и какие это затраты ресурсов.
А теперь о рисках, с которыми необходимо считаться при  планировании такой поездки.
Понятно, что среди неприятностей надо считаться и с рисками катастроф – автомобильной, железнодорожной и авиационной.
Но здесь я буду говорить не о них.

Рассмотрим куда более банальные ситуации.
Задержка авиарейса на сутки из-за непогоды потребует от меня не недельного запаса лекарств, а двухнедельного.
Поломка автомобиля в пути может потребовать пребывания на улице, в условиях атак комаров и мух, клещей и всякой иной живности, а также специфических обуви и одежды.
А при зимней поломке дело может быть ещё серьёзней!
Большую опасность представляет собой ошибочное задержание милицией на вокзале или в аэропорту.
Такое, увы, случается.
Могут элементарно «принять за…»
Потом, конечно, разберутся и извинятся, но диабетика в моей стадии это уже не спасает!
Если вас помещают в КПЗ (камеру предварительного задержания) у вас изымают натурально всё!
Милиционеры медицинских вузов не кончали, а у нас даже выпускники интернатуры нередко мало что знают и понимают. Увы!
При пропуске таблетки уже через два часа сахар в крови совершает бросок.
При резком повышении сахара может наступать весьма неприятная фаза.
Но главная угроза – «пережигание» избыточным сахаром нервных волокон и разрушение стенок капилляров.
При суточном «голодании» весьма тяжелые последствия уже неизбежны!
А теперь представим себе ситуацию потери сумки с лекарствами.

Причин может быть масса.
От кратковременного внезапного сна – а такие состояния случаются – с потерей контроля над ситуацией, до элементарно криминальных действий в окружении. Ведь и в дикой природе хищники атакуют в первую очередь больных и ослабленных!
А трехдневная задержка авиарейса?

И напрасно вы думаете, что поход в туалет у молодого человека и у старика протекает одинаково.
Про клизму я не от избытка фантазии вспомнил!
Но если бы дело исчерпывалось только необходимостью клизмы!
О!
Понятно, что обычно о таких вещах не пишут.
И читать не интересно.
Особенно если что-то в момент чтения кушаешь!
И вообще – зачем так много о грустном?
Но если бы кто-то заказал, я мог бы тома написать!
Тома!
И о трещинах, и о запорах, и о критических состояниях живота!
А диареи!!!!
Это особая тема!
Представьте себе на мгновение, что у вас неукротимая рвота!
В купе!
Ехать еще шесть часов!
Ни врачей, ни «скорой» не предвидится!

Так что, если в молодости и зрелости я легко пускался в путешествия, то теперь такие предприятия – это тщательно просчитываемое, скрупулёзно подготавливаемое мероприятие с весьма неблагоприятным прогнозом даже при успешном прохождении всех этапов.

Де факто я «привязан» и к своей комнате, и к своему унитазу, и к своей ванной.
Это пока позволяет выполнять несложные трудовые функции и делиться опытом проживания с вами.
Немного, согласен!
Но многие мои сверстники не располагают даже этим.
А спешить мне просто уже некуда!
Впереди вечность!

Вот сижу, рассматриваю послание «Святовит» с точки зрения шахматного представления азотистых оснований нашей милой родной дезоксирибонуклеиновой кислоты.
И зачем мне переться в Устье-Аха?
Ведь я в нём уже столько раз был!
И рекой, и вертолётом, и самолётом, и автомобилем, и поездом.


Рецензии