Кукла

Кукла.

   «Со временем человек начинает видеть то, чего не видел раньше. И перестаёт замечать то, на что до этого внимание обращал. Но главное не в этом, а в том, чтобы это внимание было. На мир  вообще нужно  смотреть с широко раскрытыми  глазами. Сначала охватить его весь, а потом разбираться в каждой крупинке. И каждый раз не переставать удивляться и улыбаться. К миру нужно быть приветливым и тогда окружающие будут приветливы и к вам…» - рассказывало бабушкино старое радио, висящее на кухонной стене.
   А Маринка так и жила: сорвёт цветочек и рассматривает его. Нашёлся и паренёк, Васька, который стал на Маринку поглядывать, а при встрече всякие любезности говорить. Когда однажды она зашла к нему на минуточку, то увидела на кухне такое же радио, висящее на стене, и говорило оно такие же ещё не совсем понятные, но явно добрые слова… «Есть какая-то связь», - подумала она, и тут же забыла про это сбегая по лесенке, и ловя своё отражение в старинных витражах оконных проёмов.
   Маринка приехала сюда как в сказку. Вроде бы не в первый раз она приезжает к бабушке на каникулы, но всё как-то по-новому стало в её маленьком городке на берегу красивой реки. То ли площадку покрасили, то ли ещё что-то, а что? – понять не могла Маринка. И тот же паренёк казался ей совсем другим. А вдобавок ко всему, Лёлька – соседка, научила гадать на ромашке, отрывая лепестки до последнего считать: Любит – не любит, любит – не любит…»
   Такого не было в большом городе, где жили её родители. Из-за машин не было газонов, травы, деревьев, на площадках не протиснуться, да и друзей таких отзывчивых не найдёшь… А, может, от того это, что люди, удаляясь от простоты жизни, которая сохранилась ещё в маленьких городах, отдаляются и друг от друга? Но разве об этом прочтёшь в тех книжках, что читала Маринка? А детство, оно у каждого по-своему прекрасно и интересно. Это время, когда всему удивляешься. А как пройдёт удивление – всё, детство закончилось. Пора взрослеть.
   Маринка любила копошиться в бабушкиных «мелочах». Особенно нравилась ей коробка с пуговицами. А пуговицы были старинные, диковинные, не то, что сейчас. И рассыпав их по столу, она всегда вспоминала отца, как он по какому-нибудь поводу любил заявлять: «мистика». Высыпал как-то из кармана мелочь и говорит: на работе дали шуршащие, а домой принёс звенящие! Мистика!
   Но с отцом было интересно. На прогулках с ним затевались разные игры. В слова, наоборот, например. Да, это было их с папкой изобретение! Увидишь вывеску где-нибудь на магазине, читаешь её наоборот, и ждёшь, как ты или он разгадает, - что же такое значит слово «ытнемуртсни» или «оверед». Или в рифмы играли. И вспомнилось Маринке, как сложно папке было подобрать рифму к слову дерево. Но и тут он выкрутился и сказал: «верь в него». Мистика.
   Бабушка скептически относилась к этому слову:
- Ты хоть понимаешь, что оно означает?
- Баб, ну не важно. У нас в городе у каждого любимое слово есть. Ну, «класс», например или «клёво». Вот ты, например, когда меня обедом потчуешь, по голове гладишь и приговариваешь: «Кушай, Мокушка, кушай». А меня ведь Марина зовут.
   Бабушка улыбалась:
- Пойдём ка ужинать, сударыня Марина. Бабушка очень любила такие ласковые словечки из прошлого и Маринке очень нравилось, что её так называют.
   Всё необычным казалось ей в это лето. То ли потому, что она стала замечать, что так красиво и ярко вечерами сияет Луна и звёзды, или потому, что бабушка дала поиграть ей эту удивительную куклу. Кукла – как кукла – тряпичная. Но глаза! Глаза были необыкновенными – большими и объёмными, и казалось, что кукла так и смотрит на тебя глубиной своих глаз. Ну, а так – кукла, как кукла. Поиграла Маринка и оставила. А тут и в дверь позвонили. Бабушка открыла:
- А Марина выйдет гулять?
- Марин, за тобой пришли. Собирайся, - улыбается бабушка.
Это была Лёлька.
- Пойдём, что тебе покажу, только никому ни слова!
- Что ты! Мистика! – гордо заявляла Марина.
   Вечером уже возвращаясь домой, она всегда выискивала бабушкино окно – горит ли свет?
 Да, вон оно, и кукла сидит на подоконнике…
   Маринка приходила домой и с укором «ну как же ты сюда забралась, упадёшь ведь» забирала куклу и оставляла среди игрушек…
    Так повторилось несколько раз пока марина не стала замечать эту куклину настойчивость. Как же так? – Подумалось Маринке, - оставляю её среди игрушек, а она всегда на подоконнике оказывается. Тут вспомнились ей слова папы: «наблюдательность – наш главный опыт». И поделившись своей тайной с Лёлькой они решили действовать.
   В тот день, как всегда, кукла была оставлена дома. Выбежав во двор девчонки спрятались за деревом и стали из-за него наблюдать за окном. Минута. Вторая. Волнение.  Какой-то пёс шуганул стаю голубей. Занавеска зашевелилась, слегка отогнулась и … кукла! Как-будто сама влезла и села на подоконник! Девочки переглянулись.
- Маринка, я боюсь! – сказала Лёля
- Всё ясно. Это бабушка, - сказала Марина, - пошли, сейчас всё узнаем.
   Марина решила применить тактику расследования, а не задавать вопрос в лоб. Тем более, ей казалось совершенно очевидным, что это бабушка.
   Домой они пришли с Лёлей.
- Бабушка, а ты не брала мою куклу? Я её здесь, среди игрушек оставила.
   Бабушка сделала паузу, но ответ ошеломил девочек. Бабушка не созналась.
- Нет, куклу я не брала, - сказала бабушка, - а что?
Девочки переглянулись. Расследование зашло в тупик.
- Мистика, - сказала Маринка, - Лёлька, наберись смелости и пошли в комнату.
   Свет был включён. Девочки сделали вид, что ищут куклу где-то среди игрушек, потом подошли к окну… И отдёрнули штору. Как ни в чём не бывало кукла сидела на подоконнике.
- Девочки, что вы так всполошились из-за этой куклы? Давайте лучше пить чай. Я как раз пирожков с яблоками напекла!
 Все пошли на кухню, там, где висело старое «говорящее» радио.
 А по радио, как нарочно – детская передача шла, и звучало стихотворение Ларисы Рубальской:
«Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство»
   Стихотворение на кухне слушалось в полной тишине. Только слышно было, как звенят ложечки в фарфоровых чашках. Надо признать, что чай бабушкин был чудесен, Марина знала это, но не понимала почему.
- Вот тебе, раз! И радио говорит об этом, - шепнула на ухо Лёльке Маринка
Лёлька хотела что-то возразить, но Марина осекла её: «подожди, разберёмся сами».
   На ночь Марина оставила куклу в коридоре. Ей было немного страшно: а вдруг кукла и вправду живая! На следующий день они сговорились для нового расследования. Лёля якобы зайдёт за ней, и якобы Марина уйдёт, а сама спрячется в шкаф и будет следить из шкафа.
   На следующий день Лёля не зашла. Но зашёл Вася. Марина сказала, что пошла гулять, а сама спряталась в шкафу. Но дверь в квартиру оставила открытой попросив Васю покараулить за дверью, что если тот услышит что-то странное, то пришёл бы к ней на помощь.
- Пустяки! – ответил немногословный Вася.
Тянулись минуты. Из шкафа она слышала, как бабушка подметает пол, стуча шваброй по всем углам и в щёлку видела, как та заметила куклу. Бабушка взяла её и понесла в комнату. Тихо, на цыпочках Маринка прокралась за ней. Так это всё-таки бабушка? Мистика. Бабушка отодвинула штору… и в комнату влетела Марина:
- Стой! Она же живая! – Выпалила она
С испуга бабушка бросила куклу, и та повисла на люстре.
- Бабушка, зачем ты нас пугала?
- А вы разве заметили это?
- Ну, конечно! Если кукла появлялась каждый раз на подоконнике, на одном и том же месте.
— Вот дурёха. «Это вы меня напугали», —сказала бабушка.
В это время в комнату вошли Васька и Лёлька:
- Зачем же вы тогда это делали? – спросила Лёля, глядя на висящую на люстре куклу.
- Ладно, - сказала бабушка, вижу, что настало время рассказать историю этой куклы.
Она сняла куклу с люстры и смахнула с неё пыль.
Рассказ бабушки.
- Этой кукле уже мно-ого лет. Я была ещё тогда девчонкой, но постарше, чем вы – заканчивала школу. И был у меня мальчик, с которым я дружила. Уже потом он стал моим мужем.
Она повернула взгляд на фотокарточку на стене и глаза её заблестели.
- Мне в институт идти, а его в армию забирают. Плакала я. Одиноко будет. И вот в последний день, когда мы договорились обязательно встретиться, он мне подарил эту куклу. Подарил и ушёл. И осталась я его ждать вместе с этой куклой.
   Захаживала к нам тогда одна бабуля, очень старая, разговорились мы с ней, и про него, и про куклу. «Дело это важное и хорошее», - сказала она, - «в ожидании только и проверяется – любовь это или не любовь» «Не терзай ты эту куклу, а посади на подоконник, и тогда милый твой вернётся. Кукла его притянет». Я ей так и поверила и посадила куклу, и очень боялась рассказать об этом маме – вдруг не поймёт! И как же я испугалась, когда вдруг увидела с улицы, что куклы на месте нет. Мама окно мыла и куклу убрала.
   Но каждый раз я возвращала куклу на место. Иду, бывало, домой, - гляжу на куклу и думаю о нём. Так мы и жили. Письма писали.
   А как-то раз, уже служба его к концу подходила, иду – нет куклы! Я скорее домой, а там он сидит в форме, статный, красивый такой, с мамой чай пьёт и куклу в руках держит! – «Вот», - говорит, «чуть мимо дома не прошёл, но увидел в окне куклу и сразу путь нашёл. Ай да кукла!» Вот и поженились мы с ним. А куклу с тех пор ставлю, когда хочу, чтобы ушедший домой обязательно вернулся.
- То есть я, бабуля? – спросила Маринка
- Да, - ответила бабушка.

   Домой Маринке в конце лета не хотелось. Всю дорогу ехала грустная: «и почему у нас в большом городе нет такого радио?» И потом отец заметил – задумчивой стала. Повзрослела, наверное. А тут в школе сочинение задали «Как я провёл это лето?» Ну, и Маринка написала эту историю.


© Copyright: Алексей Салтыков


Рецензии