2. В начале - продолжение

В «начале» - продолжение

Перейдём теперь ко второму ключу от той символики изображения и языка, которую содержит первая строка Библии. Это глагол: «bara» - сотворил. В еврейском языке есть два сходных, в общем-то, глагола: «bara» - сотворил и «sa» - создал. Каково различие, присутствующее в этом сходстве?! Глагол «создал» подразумевает то, что «что-то создаётся из чего-то»; что-то происходящее во времени и пространстве. Глагол же «сотворил» применяется тогда, когда говорится о «творении из ничего»; подразумеваются вечный аспект творения. Божественное творение, а никакого другого творения и не может быть, происходит - «не из чего-то существующего»: - «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошёл и род человеческий». (2 Макк. 7, 28).
Бог творит, подавая «начало» никогда не существовавшему! Он не полагает это «начало» в чём-то материальном, вещественном и «чтойном». Будучи духом и духом нетварным, то есть безначальным и бесконечным, Бог творит тварный дух, имеющий «начало», но не имеющий «конца», так же, как и сам нетварный и божественный дух. Бог творит тварное лицо, подобное нетварному лицу! И это подобие заключено в «начальности» тварного лица. А в «бесконечности» тварного лица и нетварного лица кроется их сообразность.
Следовательно, глагол «sa» - создал, никак не может быть связан, и не должен связываться, с Богом. Созидание происходит как результат творения, как развёртывание в истории (пространстве и времени) того, что было сказано в вечности, вне времени и пространства. Историю (время) созидают «небо» и «земля»! В согласии со «словами» звучащими в вечности!! – Эти слова прозвучали и продолжают звучать для нас, живущих во времени и пространстве!!!
Созидает – «тварность», а творит «нетварность»…
Если же мы будем смешивать творение с созданием,  связывать созидание не с «тварностью», а с божественностью – «нетварностью», то нас подстерегают, в наших попытках познания божества и творения две опасности. – Одна из них называется дуализм, а вторая пантеизм.
Вопрос о создании мира,  связан, прежде всего, с появлением материи (тварной материальности): вещества и энергии, времени и пространства. Так же, как вопрос о творении, прежде всего, связан с появлением духовности (тварной нематериальности): духовных сущностей (ангелов) и лиц: лица и человеческого «Я», личности и личностности, персональности и индивидуальности.
Соединяя в одном бытии нетварное и тварное, мы отменяем «творение из ничего» и предполагаем создание из чего-то существующего! Или создание из чего-то, существующего помимо самого Бога, или создание Богом чего-то из своего собственного божества. Первый вариант, подразумевает вечное существование материи, её совечность с Богом. Второй вариант, декларирует происхождение материи из божества.
Если считать, что созидание мира происходит из материи совечной Богу, то это и приводит «сознание» к концепции дуализма, получившей название от латинского слова dualis – «двойственный». Она настаивает на наличии в бытии двух несводимых друг к другу субстанций: материальной, существующей независимо от Бога и духовной, представляющей собою те изменения, который Бог привнёс в первоначальную материю, при созидании из неё мира.
Присутствие изначальной материи приводит к возникновению полюса, противостоящего Божественному Замыслу! И если Бог – это Благо, Добро и Любовь, то изначальная материя, самим фактом своего существования, делается антиподом Бога. И борьба или противоборство Бога и материи становится движущей силой самого созидания мира! Мир становится не благобытием, а ареной, средой и целью противостояния Бога и материи  Добра и Зла. В этом и состоит заблуждение и неправда дуализма.
Если считать, что материя это то, что Бог создал из своего собственного божества, то есть материя – это эманация божественной сущности – то получается, что божество это то, из чего мы состоим и то, в чём мы живём. В этом случае, духовность и материя сливаются воедино, так как имеют один и тот же источник. Божество в полноте изначально присутствует в телесности! А из этого следует, человеческое лицо растворяется в его теле, и само становится источником зла, так же как и источником добра. Ибо добро и зло присутствуют в «сознании». И эта концепция приводит к тому, что мир становится не благобытием, а противостояния добра и зла в самом божестве. В этом и состоит заблуждение и неправда пантеизма.
В обоих случаях, получается так, что материя и духовность вступают в нравственное противостояние. Всё доброе сосредотачивается в духовности, а всё злое в материи. И Бог, приходя в материю, не встречает в ней союзника и собеседника для себя. Все Его попытки запечатлеть в материи свой духовный образ, оканчиваются тем, что человеческое лицо оказывается в нравственной оппозиции Богу, который есть Добро, Благо и Любовь!
Обе эти концепции совсем исключают из себя то, очень важное, которое и отличает творение от создания – небо, небо как обиталище. При создании, Бог имеет дело напрямую с землёй, нуждаясь в небе как в некоем механизме или инструменте, а не в жилище разумных духов. Ведь создаются не собеседники, равноценные  Богу во всём, кроме безначальности, а подчинённые Богу существа, такие же, как и механизмы или инструменты, расположенные на небе, только имеющие материальные тела. В этом случае, становится совсем непонятным, чем человек отличается от животных. Ибо человеческое «лицо»:
- либо становится совсем чуждо материи, как некий внешний гость, заглядывающий в «тело» - гостящая «душа», к чему приводит, в конечном итоге, дуализм. И «небо» отрывается от «земли»;
- либо совсем растворяется в материи, как некий пленник «тела» - пленённая «душа», о чём провозвещает пантеизм. По-сути, смешиваются воедино, «небо» и «земля». 
Всё-таки, «лицо», как творение, всегда причастно «нетварному» и «тварному». В отличие от того, что хотят сделать с «лицом» те, кто говорит о его создании, связывая, этим самым, «лицо», или только с «нетварностью» или только с «тварностью».
***
Итак, мы утверждаем, что только совмещение «веры» и «знания» позволяет преодолеть искушение созиданием. «Вера» даёт человеку понимания превосходства и первенства «совести» над «умом», духовности над материальностью. Оно кроется в тех словах, которые мы прочитали: - «В “начале” сотворил Бог…».
Перед нами свидетельство о человеческой природе, состоящей из того, кто сотворён и того, что создано по «слову». И человеческое «сознания» имеет в себе самом два основания: и для «веры», и для «знания». Есть пища для «ума» и питание для «совести», духовность – животворит материальность. А материальность, в добровольном подчинении себя духовности, одухотворяет всё, что её окружает.


Рецензии
"Созидание происходит как результат творения, как развёртывание в истории (пространстве и времени) того, что было сказано в вечности, вне времени и пространства."
---------------------------------
Эволюция: от лат. evolutio — «развёртывание».
Сергей, как Вы отнесётесь к такой "трактовке"?:
Эволюция - это смиренное (согласное) развёртывание сознания человека плоти в сознание Человека Духа.
Как пишет автор прозару Саша Человекиз: "Эволюция Человека - это созидание царства Любви над рассудком".
Согласие (смирение) как необходимый элемент "преодоления" свободы выбора, доверенной любовью при творении. И без "согласия" "непреодолимой".
Как говорил Алексий II - "даже Бог не может спасти нас без нашего согласия".
Потому добровольное согласие - =и не введи нас в искушение=, является нелукавым отказом от свободы искушений в пользу добра - =и избави нас от лукавого=
И эволюция приводит к апокалипсису.
Апокалипсис: греч. ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение; снятие покрова.
Тогда в апокалипсисе виден не "конец света", а торжество нравственности над рассудком, со-творение сознанием бытия, а не наоборот, как ныне в "мире сём".

Благословений нам.

Ваня Сталкер   26.11.2018 16:30     Заявить о нарушении