Былинные земли. Поворот, часть 11

(Продолжение)

                Мы стали очень сильными. В погоне за
                материальным благополучием можем осушить
                болота, мелиорировать низины и перепахать
                земли, можем понастроить электрических станций
                и повернуть русла рек…
                Мы научились гнуть природу.


ОТКУДА СТОЛЬКО УЛЛ?

Связующей областью между двумя Поульями были Ушачские озера. Самые ранние географические карты воскрешают их в виде большого массива - как одно расплесканное море наподобие дракона, с туловищем у Западной Двины. На более поздних картах «дракон» уже «разрезанный»: на три отдельные части, повязанные пуповиной, рекой. Сукцессия?

Озерный край был «опорой» Полоцку, составляя южную часть общей торговой схемы. Ведь расцвел Полоцк благодаря перекрестку водных путей. Одно из разветвлений - пожалуй, самое главное - находилось восточнее славного города, в двадцати километрах вверх по Двине. В том месте озерная низменность соединялась с большой "двинской магистралью", откуда расходились пути во все стороны. В том месте Туровлянка (она же Туросянка, Дива) соединялась с Западной Двиной. Там же вырос опорный пункт - укрепленный замок Туровля (Turowla), и далее, по ходу южного маршрута, строились прикрытия-цитадели Тетча (Ciotcza), Суша (Sussa) и другие.

В период Великого княжества Литовского весь массив был под патронажем полоцкой знати - религиозных владык и бояр-панов. А территория, куда ни ткнись, состояла из «улл». Это четко отражено в картине, которую составили ходоки Иоанна Васильевича Грозного во второй половине XYI века. Нельзя не верить писцам - они дотошно помечали все географические особенности: повороты рек, болота, мхи, и даже отдельно стоящие дубы. Называли административные образования и обладателей собственности, упоминали, чья она. В эпоху князей Соколинских целая область именовалась Ульяновщизной.

Ближе к Полоцку, в 25 верстах, располагалась волость Уля, «а в той волости сёла и деревни панские и монастырские многие». Еще одна волость называлась Уланой - «на озере на Уле, а в ней храм Николы Чудотворца», особенная еще и тем, что «на погосте 6 дворов да 5 келей». «Кельи» воскрешают некий молельный, религиозный центр, очевидно, существовавший испокон веков, до ВКЛ. Там же сельцо Улское, с четырьмя деревнями и «сельцо Соколовское на реке на Уле».

На первый взгляд, кажется, что это один и тот же топоним – что Улана, что Уля. Нет, не так, ибо собственники земель разные. Сельцо Улское, например, «за паном за Юрьем Жабою». А село «Паулье» «было пана Ганибны».

А теперь призадумаемся: почему столько наименований, производных от «уллы»? В связи с рекой, которая была главной в междуречье - между Западной Двиной и Березиной? Да, та река полукольцом охватывала Ушачскую низменность, но протекала на приличном расстоянии от озер, в отдалении. Так в чем секрет корня? Что могла обозначать "ула"?

(Продолжение следует).


На снимке: одна из картин с пленэра, устроенного Василем Шкиндером на своем подворье, неподалеку от Ульянки-Уллы.
25.11/18 


Рецензии