Пшёнка

  Аркадий достался нам от предыдущего класса и пошёл снова в третий класс уже с нами.  В первом и втором он тоже учился по два года.
 Был он крупным пареньком, даже для своего возраста. Голова с рыжими волосами, широкое белое лицо, густо усыпанное веснушками. Шея и руки тоже все были в золотистых пятнышках, так что кличке, данной ему до нашего с ним знакомства, он соответствовал.
 
Сидел  Аркадий всегда за задней  партой, возвышаясь над всеми. Успехи в чтении-письме были у него на уровне первоклассника поздней осени - буквы он угадывал не все, а в тетради писал шрифтом, которым пишут на заборах. Речь была  какая-то упрощённая, не очень цензурная. Наша учительница Екатерина Ивановна стала учить его гражданскому языку.
 Поведение его было примитивным во всех смыслах.
 - Мы всю ночь самогонку гнали, - говорил он, когда его будили на уроке.
 - Фу, как пахнет! Кто вчера пельмени кислые ел?, - выдавал он себя и класс после этого приходилось проветривать.
 - Да мы три дня картошку копали, вот и не был, - пояснял он своё отсутствие.
 
  На переменке он брал две перьевые ручки, вставлял их перьями в розетку и замыкал. Свет гас и мы сидели в темноте, пока учителя искали запасные пробки. Бывало он снимал корпус розетки, выкрутив винт ножом и „заряжал“ батарейки КБСЛ так, что они становились горячими. От них очень недолго светили лампочки в фонариках, а фонарики, особенно осенью и весной носили почти все.
  Аркаша ходил с небольшим старинным фонарём в виде терема  с дверцей и со свечкой внутри.
 - О, баня топится, - радовался он, зажигая свечку в фонаре на переменке. Класс приходилось проветривать.
 
    Учительница  взялась за Аркадия, просила и нас помогать. Прикрепила к нему Нину Панову- нашу отличницу. Нина занималась с ним после уроков. Их занятия были похожи на кормление кукушонка-переростка маленькой птичкой, которой в гнездо подбросили постороннее яйцо. Даже у неё не всегда хватало терпения.
  Мы, кто жили поблизости от Аркадия, часто заходили к нему помочь делать уроки, или просто напомнить его родителям, что ему надо идти в школу.
  Героическими совместными усилиями Аркадий с нашим классом перешёл в четвёртый, а потом и в пятый класс.
 
   В пятом классе мы стали учиться в другой школе. Другие учителя, большая школа, много учеников, новые предметы. Аркаша наш заскучал. Один раз, в самом начале учебного года, он не пришёл на урок после перемены, тогда же пропал велосипед из множества стоящих у школы. Аркаша  сослался на то, что у него пошла кровь из носа. Кто-то видел велоугонщика, велосипед вернули, его в школе оставили. Но немного погодя он не выдержал и опять увёл велосипед, якобы чтобы съездить в парикмахерскую. На этот раз его исключили из школы.
 
     На работу его не брали и пошёл он на Нижний склад леспромхоза  драть и сдавать еловое корьё - подработка малых и старых. Скоро Аркадий пропал из поля зрения.
   Через год  в начале зимы  в школу пришли следователи из милиции, опрашивали учителей и учеников об Аркадии и о двух его двоюродных братьях. Оказалось, что они втроём ограбили деревенский магазин в соседней области, украв деньги, консервы, спиртное и по нескольку болоневых плащей, вошедших тогда в моду. С добычей они поселились в землянке, каких по лесам  охотники, рыбаки, лесозаготовители и углежоги настроили много.   Скоро  они заскучали по хлебу и по свежему снегу пошли за ним в  деревню. Их быстро нашли по следам и каждому определили срок в колонии. Как самому молодому, Аркадию дали полтора года, двоюродным братьям одному на год, а другому на два больше.
 
     Лет за пятнадцать до этого, их отцы — три брата, приехав в  посёлок, построили  для своих семей  просторные дома у склона к речке. У каждого дома множество построек для  живности, сена, дров и большие участки земли. Внизу у речки были срублены бани, около них пруды, в которые запускали разную рыбу, пойманную в реке. Родители работали не покладая рук, а сыновья враз всё разрушили. Всё было брошено. Семьи покинули дома и уехали из посёлка.
   
После школы мы с одноклассником Сашей Лещуковым работали в нашем леспромхозе на строительстве цеха технологической щепы.  Аркадий появился ближе к весне, стал работать подсобником в тарном цехе.  Всем он говорил о службе в авиации, но кроме „затаскивания хвостов“  ничего не мог рассказать. Дальний родственник, который принял Аркадия на квартиру, рассказал об отказе  отцов от своих сыновей.
  Иногда наезжали уже подросшие бывшие жильцы домов над обрывом, тоскливо стояли у родных гнёзд и опять пропадали. Пшёнка скоро тоже исчез.   
 

   
 


Рецензии
Дети не всегда повторяют путь родителей. Какие отцы, а какие дети. Очень хороший рассказ!

Валера Матвеев   06.08.2019 20:39     Заявить о нарушении
Да, такое бывает и сейчас. Благодарю, Валера, за добрые слова!

Павел Гоголев   07.08.2019 06:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.