Обмен

– Ох, простите, пожалуйста. Вам очень больно?
        – К боли в ногах мне не привыкать. Вот только страшно обидно: только что шел по действующей стройке, и на меня не упало ни перышка, ни, черт побери, пылинки! А тут Вы уронили мне на ногу многопудовую балку...
        – Нет, что Вы! Я еще ни разу в жизни ее не ронял. Я просто опустил ее вниз на время обеда. Но Вы шли так быстро, что я поставил ее Вам на ногу... Вы гонец?
        – Нет. По крайней мере, я не доставляю срочных сообщений. Зачем Вы держите балку?
        – Это давняя традиция в нашей семье. По мужской линии.
        – Традиция? Кто Вы по профессии?
        – Вообще-то врач...
        – Тогда при чем тут балка?
        – Пока у отца хватало сил ее держать, я успел выучиться на врача-вертебролога, потому что всегда мечтал помогать людям и верил, что все проблемы от деформации позвоночника – этого структурирующего стержня тела. Правда, и во время обучения мне приходилось постоянно посещать тренажерный зал, чтобы физически готовить себя к держанию балки.
        – То есть, Вы знали, что Вам предстоит?
        – Знал. Но все зависело от того, когда у отца закончатся силы. Я надеялся успеть поработать по специальности.
        – Не вышло?
        – Нет. Как только я окончил медицинский институт, отец сильно сдал. И мне пришлось срочно принять палочку эстафеты.
        – А Вы никогда не спрашивали отца, зачем он держит балку?
        – Я же Вам сказал: давняя традиция. Он получил балку от своего отца, моего деда. Да как! Мой отец – интеллигент в первом поколении. Он много читал: клал книгу на балку и разворачивался к ветру так, чтобы тот переворачивал страницы. А когда наступал штиль, просил прохожих. Так вот, отец долго учил меня обращению с балкой. Говорил о земном бремени и долге перед человечеством. А его отец без лишних слов взвалил тяжесть на плечи сына, так что у того чуть не подкосились ноги.
        – А кому передадите балку Вы? У Вас есть сын?
        – Пока нет. Я еще не успел обзавестись потомством. Одряхлевший отец обещал изредка подменять меня, чтобы я успел зачать дитя в чьем-нибудь чреве, но вскоре умер. Однако сюда приходит одна девушка...
        – К Вам?
        – Между нами пока ничего не было, я даже не знаю ее имени, но чувствую, что ее привлекает мужская сила. Я вижу, что она смотрит на меня с восхищением.
        – И она не побоится связать свою судьбу с мужчиной, обязанным круглые сутки держать балку?
        – Что ж в этом такого? А моя мать? А бабка? Устроит дом поблизости. У мужчины должно быть дело. И потом, насчет круглых суток – это преувеличение. Когда я сплю, то кладу балку на землю, только должен лежать на ней сверху.
        – Чтобы не украли?
        – Да. Но главное, чтобы не утрачивать с ней связи.
        – Я хожу по белу свету несколько десятилетий, а такого еще не встречал...
        – Зачем Вы ходите?
        – Ищу истину.
        – И что такое истина?
        – А Вам это известно? По-вашему, держать балку – истина?
        – Истина тут не при чем: я держу балку, потому что должен.
        – Первая фаза моих скитаний – понять, в чем истина; вторая – обрести ее.
        – Говорят, в одном музее есть прибор, знание о назначении которого полностью утрачено. Может, он измеряет истину?
        – Я редко захожу в музеи, потому что не могу стоять в очередях за билетами.
        – Вы что же, никогда не останавливаетесь?
        – Только для сна. Ем я на ходу.
        – А зачем Вы ходите так быстро? Разве поиск истины не предусматривает созерцательности? Хотя бы время от времени останавливаться и задумываться.
        – Стереотип и предрассудок. Поиск – это действие. Я боюсь не успеть. Жизнь коротка. Ох, как коротка...
        – Что с Вами? Вы побледнели!
        – Кажется, теряю сознание.
        – От боли? Давайте-ка я осмотрю Вашу ногу. Все-таки дипломированный врач...
        – Ну, осмотрите. Откровенно говоря, я люблю показывать свои ноги. Они у меня в прекрасной форме, хотя несколько обезображены мозолями.
        – Ох, батенька... Да у вас раздроблена кость ступни. Ложитесь скорее! Вам нельзя не то что ходить, но даже стоять.
        – Чепуха! Мне уже пора идти. Боже, какая нестерпимая боль... Ну, ничего, сейчас передохну и в путь.
        – Вы не сможете сделать и шага. Хотите убедиться в этом сами? Я не держу Вас. У меня тоже закончился обеденный перерыв.
        – Что ж, Вы были правы...
        – Не вставайте! Лежите, где упали. Иначе у Вас может начаться гангрена.
        – Но мне нужно идти!
        – Обязательно?
        – От этого зависит все. Угораздило же меня пройти рядом с Вами! Вы, наверное, специально уронили мне на ногу Вашу чертову балку, потому что почувствовали во мне своего антагониста...
        – Не антагониста, а антипода. Я бы никогда не использовал балку как орудие насилия. Но я все равно виноват перед Вами. Хотите, я пойду вместо Вас?
        – Вместо меня? Разве Вы умеете ходить?
        – Ходил же я когда-то на лекции.
        – А как же балка?
        – Умирая, отец напутствовал меня: «Хотя ты приставлен к балке пожизненно, и тебя сможет сменить только твой сын, порой в жизни возникают непредвиденные ситуации: экстраординарные обстоятельства, требующие нестандартных решений. Если ты будешь вынужден покинуть свой пост из моральных побуждений, найди достойного приемника, даже если он не состоит с тобою в прямом родстве». Мой отец предусмотрел возможность нашей встречи.
        – Но я не смогу удержать балку. Вся моя сила в ногах. Точнее была там, до встречи с Вами...
        – И на этот случай у меня имеется инструкция от отца. «Если закончатся силы держать балку, а передать ее некому, ложись рядом и обними ее». От себя добавлю: зимой, когда ударят морозы, непосредственный контакт с металлическим предметом опасен для здоровья. Кому станет легче, если Вы околеете прежде срока? Но даже в таком случае старайтесь не терять контакта с балкой. Кладите на нее хотя бы здоровую ногу.
        – Это все?
        – Вроде все. А что делать мне?
        – Вы будете ходить вместо меня. Никаких лишних остановок – только ради короткого отдыха. Не поддавайтесь соблазну сбавить темп. От этого Вам не станет легче. Чем дольше привал, тем труднее возобновить путь. Не обрастайте лишним имуществом. Только жизненно важное: сухой паек на случай крайней нужды, минимальные предметы туалета, аптечка – эластичный бинт от вывихов, лейкопластырь от мозолей и аспирин.
        – Зачем аспирин?
        – Уж, поверьте: не от головной боли. Для понижения температуры. Хотя зараза редко прилипает ко мне.
        – А куда мне идти?
        – Да куда глаза глядят. На все четыре стороны. Присматривайтесь к тому, мимо чего проходите. Но никогда не оглядывайтесь. Это плохая примета. И помните: первый этап – понять, что есть истина. Для этого отправляйтесь в дальние страны с непохожими на наши обычаями.
        – Кажется, я готов.
        – Вначале будет трудно. Потом ноги загрубеют и привыкнут к ходьбе. Сами станут проситься в дорогу. Вам еще придется их сдерживать, как ретивых коней.
        – Я забыл Вас предупредить. Та женщина, что приходит сюда... Не гоните ее прочь. Она, конечно, не красавица, но прекрасно подойдет для того, чтобы стать женой держателя балки и родить ему сына. Уверяю, Вы ей понравитесь, даже если будете все время лежать. Главное, прочно держите балку.
        – А Вы сторонитесь прекрасного пола. Изредка, если приспичит, – короткие связи, но не более того. И пуще всего на свете опасайтесь тех обольстительниц, что расставляют силки очарования для одной лишь цели: затащить вас в семейную трясину. У бродяг и путешественников не может быть семьи.
        – Не поминайте лихом.
        – Прощайте.
        – Берегите ногу и балку.
        – Не жалейте ног.
       


Рецензии