Секреты Этери

Я не специалист в области фигурного катания.
Мне довелось посвятить жизнь передвиганию фигур.
Но фигурные передвигания и фигурное катание – это разные виды фигурных активностей.
Нет, в катании на льду я не разбираюсь.
Супруга дяди Миши – тётя Нэля – была между прочим, фигуристкой.
Даже имела какой-то спортивный разряд.
По крайней мере в моей юности она брала нас с дядей в группу «здоровья» и среди прочего, крутила пистолетик на одной ноге в присяде на фигурных коньках.
Именно в её лице я и был ознакомлен лично с фигурным катанием женщин на фигурных же коньках.
О, если бы тогда – в 1961-ом году  - я был способен генерировать такие вопросы, я бы их непременно бы задал!
Но я был «не в теме» и не «при делах».
На коньках «снегурочках» я катался!
Мы их привязывали к валенкам.
Катались на льду городского пруда.
Зимой.
В январе.
В крещенские морозы.
В хоккейных ботинках с коньками мы катались уже постарше, прямо под окнами будущего госсекретаря России Бурбулиса!
Гоняли хоккей на Гоголя!
Иногда и на нашем родном корте у дома, но он был залит раза два или три.
Ходили и к «Унипромеди».
Там на хорошей коробке с хорошо залитым катком яростно играли три на три или четыре на четыре.
Я иногда даже попадал клюшкой по шайбе.
К фигурному катанию это всё отношения не имело ни малейшего.
Потом много-много лет я смотрел фигурное катание исключительно по телеку.
Белоусова и Протопопов!
И далее по списку: не помню, Горшков, не помню, Водорезова, не помню, не помню… А потом вдруг как-то сразу Ягудин, Плющенко, Ягудин…
Так что в фигурном я не специалист.
Ни бе!
Ни ме!
Ни кукареку!
И всё это время в глазах у меня мельтешили фигурки и девчонки.
Мне повезло!
Начиная с 1985 года я непрерывно и массово обучал именно девчонок играть в шахматы!
Мне и мальчиков доводилось тренировать.
Но немного.
Не так много.
А вот девчонки шли косяками!
Табунами!
Когортами!
Ротами!
Батальонами!
Плюс к шахматам ещё и нешахматные бригады девочек!
Тринадцатая группа из тринадцати девочек случилась еще в 1981 году в Архангельском ПТУ, где готовили типографов.
Да!
Это был Знак небес.
Так мне была предсказана история с Тринадцатым чемпионом мира!
Это уже потом я расшифровал родное число 52, как учетверённое 13 или удвоенное 26.
А тогда?
А ведь сначала я открыл Мерцающие шахматы, и только осенью Бог подослал мне эту дьявольскую группу!
Но я Знака не рассмотрел и значения ему не придал.
Не прочёл!
Не понял!
Не оценил!
А потом был Второй Отряд!
Сказочная группа из 41 девчонки в Феодосии в «Чернобыльском году»!
А до них я целый год добросовестно обучал 36 классов по 20 девочек из 6-ой школы Качканара, и 8 групп девочек собранных из других школ города по 12 в каждой.
Восемьсот девчонок за один учебный год!
Так что я просто был вынужден реально разобраться с этим «материалом» для «педагогических» воздействий.
Премией за успешное освоение роли женского шахматного тренера стала академическая группа «Ермак» в 1989-90 учебном годах в Урае.
Вы можете хоть обыскаться, но вам не найти ведомости, по которой мне заплатили бы за этот год преподавания целой группы предметов в элитном классе из 24-х школьниц. По сей день ни справочки от благодарного государства, ни одного рубля к пенсии, ни заработной платы!
Бесплатно!
Но факт остаётся фактом.
Мы их таки выучили!
И они отправились во взрослую жизнь не самыми безграмотными в нашей великой державе.
Кое-кто даже сообщал мне о том, что якобы и я не забыт, и некоторые из уроков.
Но сейчас это всё просто для справочки.
Для лучшего понимания нижеследующего.
О тренере Этери Тутберидзе.
Я не знаю Этери Георгиевну лично.
Никогда не знал.
Не встречался.
Не общался.
Не знаком.
О ней кое-что в Интернете читал.
Выступления некоторых её учениц краем глаза видел.
И тем не менее полагаю необходимым дать своё понимание её секретов.
Не потому, что имею право, а потому что!
Если хватит сил читать дальше, постепенно Вы, мой ненаглядный Читатель, наверняка со мной согласитесь.
Впрочем не буду навязывать Вам свою самооценку.
Времени всё меньше и я просто боюсь не успеть.
Вот пристрелит инсульт или обесфактит инфаркт, и кто тогда Вам всё это расскажет?

Начнём с простого.
Мозг человека – это порядка 14 миллиардов нейронов.
Немного.
Согласен!

Эмаль – самая твёрдая ткань человеческого тела.
Улыбнитесь и увидите её в зеркале на своих зубах.
В каждом квадратном миллиметре зубной эмали человека 70 тысяч капилляров.
Немного.
Не спорю.

Геном человека содержит в себе чуть ли не 800 мегабайт информации.
А он – в каждой клетке нашего тела.
Про нейроны мы уже поговорили.
Теперь попробуем представить себе количество клеток во всём теле.

Интернет сообщает:
Количество клеток в организме человека — около 100.000.000.000.000 (100 триллионов  или 10 в 14-ой степени). Самые короткоживущие из них (1—2 дня) — это клетки кишечного эпителия. ... Примером других короткоживущих клеток являются эритроциты — их ежедневно погибает около 2 миллиардов.

Педагог, тренер, преподаватель, учитель, гуру, наставник – это в первую очередь необъятная память, хранилище чудовищных объёмов информации.
Даже совсем юный.
Даже только-только начинающий.
Ученик, подопечный, ребенок – это при любых дарованиях и способностях человек, не имеющий ни такого объёма информации, ни такого опыта проживания.
Ребёнок просто не в состоянии оценить реальный объём опыта и знаний, с которыми он контактирует.
И потому ни сам обучаемый, подготавливаемый, тренируемый, ни его родители, ни внешний наблюдатель не имеют инструментов для понимания и оценки действий наставников.
Мы не будем здесь рассматривать аномальные случаи неадекватности и аномальности в поведении тренера, педагога, учителя.
Мы не будем рассматривать явно криминальные ситуации и случаи.
Мы будем рассуждать о массовидных вещах и явлениях принимаемых обществом как некая «норма».
Два разных педагога в одной и той же ситуации, в одном и том же по содержанию эпизоде ведут себя абсолютно различно.
Вот сейчас тренер смотрит на перемещения ученика.
Один что-то скажет.
Другой – промолчит.
Третий сделает выразительное лицо.
Четвёртый ответит жестом.
Общение спортсмена с тренером, ученика с учителем, подопечного с наставником – это таинство!
Молчание нередко красноречивее любых слов.
Одно слово иногда дороже целой тирады.
Процесс обучения, тренинга состоит из десятков тысяч микродвижений, из миллионов микропауз, из сотен микрожестов.
Одному ребенку я предлагаю решать такую задачу, другому ребенку я задаю другое задание.
Шлифовка каждого элемента происходит годами на сотнях ситуаций.
То, чего я НЕ делаю во много раз важнее, чем то, что я делаю.
Тексты, которых я не произношу – важнее, чем реально произносимые.
Чем глубже, образованнее, тоньше, деликатнее, мудрее наставник, тем разнообразнее, разностороннее и многочисленнее его приёмы и способы воздействия на воспитанников, тем тоньше его малейшие проявления или непроявления во множестве тех или иных конкретных жизненных ситуаций.
Хорошего тренера, педагога, учителя, преподавателя можно сравнить с хорошим врачом.
Хороший врач – это не просто диплом о высшем медицинском образовании и справочка об окончании интернатуры. Хороший врач – это в первую очередь целостное понимание больного, обширнейшие и глубочайшие познания в областях не только конкретно специальных – в избранной профессии, но и в областях связанных с формированием пониманий мельчайших проявлений человеческой души. Одна из важнейших характеристик прекрасных врачей – это способность самоотверженно непрерывно учиться. Именно эта сторона русского врачебного искусства была предъявлена миру на полях сражений со стороны Николая Ивановича Пирогова и плеяды его воспитанников. Хороший врач – это миллионы нюансов в проявлениях, это безупречно точные вопросы к больному во время собирания анамнеза, это потрясающая наблюдательность, это потрясающее умение внушить больному веру в себя, веру в исцеление.
Хороший врач – это всегда человек глубочайшей культуры и высочайших форм искусства. Удивительный собеседник и беспощадный к собственным ошибкам человек.
Мы – люди.
Человек – существо ошибающееся!
Именно способность ошибаться и делает нас не роботами, пусть и биологическими, но именно людьми.
Как прекрасно заметил в «Войне и мире» Лев Николаевич Толстой на примере играющего в шахматы – человек ошибается каждым своим движением, но замечает только те ошибки, за которые жизнь его наказывает.
Тренер, педагог, наставник – это личность, число параметров измерения которой бесконечно.
Всякий человек – бесконечнопараметральная самоопределяющаяся система, но хороший тренер, хороший педагог – это просо фантастическая глубина наимельчайших проявлений и движений.
Это океан чувств, эмоций, и наипрекраснейших движений души.
И еще это глубочайшие переживания и способность к непрерывному сопереживанию с воспитанниками.
И есть еще два важнейших качества объединяющих именно врачей и педагогов: бесконечная, бездонная, невероятная доброта.
И потрясающее чувство прекрасного.
И педагог и врач – если они настоящие – живут как бы со снятой кожей и с открытым сердцем.
Они излучают в мир свет и тепло.
Тепло и свет.
Растущий человек проходит целый ряд серьёзных метаморфоз, огромных душевных и психологических испытаний.
И нет испытания серьёзнее, чем испытание медными трубами.
И когда наставник выдаёт «на-гора» чемпиона или чемпионку, оба – и тренер и его воспитанник попадают в наитяжелейшую ситуацию обострённого внимания со стороны и общества и целого ряда личностей вооружённых многообразнейшим инструментарием воздействий и влияний.
Мир спорта чрезвычайно требователен и конкуренция в нём невероятно высока.
Иногда этот мир искусственных форм поединков бесконечно жесток и просто беспощаден.
Если в борьбе людей на поле брани речь, как правило, идёт о жизни и о смерти, то в высших проявлениях спортивной борьбы «на пределе» человек вплотную подходит к тому же самому краю.
Спортивный мир шахмат – один из самых жёстких к своим любителям.
То же самое необходимо признать и за спортивной гимнастикой, и за боксом, и за …
Я не специалист по фигурному катанию.
Но кое-что о секретах Этери Тутберидзе я всё-таки знаю не хуже самой Этери.
Воспитать олимпийскую чемпионку – даже одну-единственную – это вне всяких сомнений подвиг. И человеческий подвиг, и интеллектуальный подвиг, и подвиг педагогический.
Воспитать плеяду победительниц крупнейших состязаний мира в популярнейшем виде сложнейшего и технически и организационно вида спорта – это истинный героизм.
Это такой набор качеств, такая глубина мышления, такая мощь интеллекта, такой каскад наитончайших и наиточнейших проявлений и решений в огромном числе сфер приложения своих сил, это такая концентрация на достижении конкретных результатов, что и тысячи томов не хватит, чтобы описать и реально представить.
Этери – это не просто тренер, не просто педагог.
Этери – это несомненное явление в современной культуре и в современном искусстве.
Её ученицы – счастливейшие люди!
Они имели счастье не просто общаться с грандиозной Личностью.
Они буквально пропитались общением с нею.
Этому нет цены.
Верю: пройдут десятилетия и её ученицы начнут писать мемуары о своей наставнице.
И возможно это будут самые удивительные книги, когда либо написанные людьми.


Рецензии