Все под контролем

     Залаяла собака как на чужого. Алексей выглянул в окошко. У ворот, опираясь на тросточку, стояла крошечная бабушка.   Пришлось, не допив чай, выйти на улицу. 
    Старушка лет восьмидесяти внимательно оглядела его коренастую жилистую фигуру:               
     – Здравствуй, мил человек.  Это ты мастер по могилкам?
     – Я, бабушка.
     – Хорошо, иди, собирайся, я тебя здесь подожду.               
    Присев на лавочку у ворот, она устало прикрыла глаза. 
    Алексей копал могилы на соседнем кладбище уже лет тридцать и привык, что к нему могут обратиться в любое время. Как говорил его напарник, дед Семен:
     – Покойник ждать не должен.

    Он и приучил Алексея, что в последний путь человек должен уходить красиво – могилка должна быть аккуратной, стеночки ровные, чтобы родные уходящего, провожая, за него не беспокоились.

    Быстро переодевшись, выгнал машину из гаража. Кладбище от него недалеко, но уж больно бабушка старенькая и слабая. Как она умудрилась от остановки автобуса до него дотащиться, ведь почти километр пути. Помогая сесть в машину, он ощутил слабенькое тощее тельце, скорее косточки, обтянутые кожей. Старушка довольная, устроившись на переднем сиденье, оживилась, глаза ее заблестели, и с любопытством уставились на Алексея:
     – Ну и молодец же ты! А то я все думала, где же я передохну, пока до кладбища дойдем. Здесь, чай, больше километра?
     – Что же, бабушка, вы одна теперь останетесь? - спросил он, раздумывая, как трудно старикам прожить преклонные годы без детей. Наверное, муж помер, и пришлось ей самой тащиться такую даль, заказывать могилку.
     – Почему одна? Двое детишек у меня, сынок и дочка, и внуков Бог дал. Трое у дочки и два у сына.
      – А место у вас есть?
      – Есть, милок, есть. В одной оградке все лежать будем. Да место-то хорошее – солнечное, на взгорке, в оградке березки и вокруг все знакомые, да соседи похоронены.
 
    Алексей сразу прикинул – работа предстояла непростая. Скорей всего места мало, землю выбросить некуда – оградка мешает, да еще корни берез всегда затрудняют работу. Он попробовал было предложить ей место, тоже на взгорке, но на чистом поле, недавно отведенном под разрастающееся кладбище. Старушка так строго глянула на него, он понял, что сопротивляться бесполезно, придется копать там, где укажет: Да, ладно, он уже давно привык, что в их небольшом городке к вопросам похорон относятся очень серьезно. По его мнению, даже чересчур. Казалось бы, какая разница мертвому человеку, где покоиться. Конечно, ему-то все равно, но оставшимся родственникам удобнее навещать могилки, когда все находятся рядом. Принято прибирать их перед днями поминовения весной, и нужно обустроить столик и лавочку, чтобы где-то присесть, выпивая за помин души усопших. Дети не смогут или не захотят настаивать, чтобы могилу выкопали на этом месте, трудном для копальщиков. Вот она сама и отправилась.

    Место и впрямь оказалось хорошим. Старушка, указав его и сделав необходимые распоряжения, попросила дать ей немного времени, как она выразилась поздороваться. Она тихонько прошла по ряду могилок, постояла у каждой и вернулась к машине, по обычаю прошептав:
     – Вы ко мне не приходите, скоро я сама к вам приду.
     – Бабушка, я вас до дома довезу! Где вы живете?
     – Вот спасибо тебе! Живу-то далеко. Рядом с церковью, на горке.

    Домик бабушки оказался небольшим, но ладненьким и аккуратным. Голубые ставни открывали миру чисто промытые окна, из которых любопытно глазели, разноцветные герани. Садик под окнами пестрел многолетними цветами. Рядом с домом, яркими гроздьями красовалась небольшая рябинка. Соперничая с ней, богатым урожаем ягод алела пышная калина. Когда машина остановилась у калитки, бабушка пригласила Алексея, зайти:
      – Пойдем, милок, чайком угощу!  Меня бабой Аганей зовут!
Чай-то у меня не магазинский, а свой! Душистый и полезный!
    Хотел было отказаться, но она опять так строго глянула, что пришлось повиноваться. В доме было прохладно, чистенько и как-то особенно уютно. Веселые выбитые шторки на окнах, яркие вышитые покрывальца и салфеточки на пузатом комоде и старомодных тумбочках, расшитые наволочки на подушках, вышитые картинки развешаны по стенам.

    Увидев его интерес, пояснила:
     – Это я была когда-то умелицей! Сейчас-то глазоньки мои плохо видят. А раньше бывало, только дети уснут - я за иголку! У человека в жизни красота вокруг должна быть, тогда и душа радоваться будет! А красоту своими руками надо творить и каждый день!
    Она говорила, а ее сухонькие ручки быстро делали привычное дело - заваривали чай, резали белый батон, ставили вазочку с малиновым вареньем. Чай получился вкусный, душистый, янтарно-коричневая струйка переливалась на солнце, заливающем комнату.
    Алексей вспомнил, что не уточнил размеры могилы:
     – Бабушка, а покойник большой!
    Улыбнулась:
     – Маленький, милок, маленький!

    Вдруг Алексею показалось странным, что в доме ничего не напоминает о горе и о потере близкого человека, и он решил спросить:
     – А где его посмотреть – то можно?
    Улыбнулась еще веселее:
     – Так ты уже смотришь! Вот она я!
   Алексею сделалось не по себе:
     – Вы что - же, себе заказываете могилу?
     – Конечно! Я знаю, ты хорошие могилки ладишь. Вот и хочу, чтобы все красиво сделано было. Дочке скажу, что тебе заказ уже сделала.
     – Бабушка, я живым могилы не копаю!
    Тихо засмеялась:
     – Так это я сегодня - живая, а завтра в путь соберусь. Муж уже меня заждался – к себе зовет, да и подруг я всех пережила. Самое время! Ты копай, а я управлюсь!

    Алексей допил чай, поблагодарил странную хозяйку и собрался уходить. Она перехватила его у порога:
     – Вот я и деньги тебе уже приготовила!
     – Да что вы, бабушка! Я деньги беру, только когда работу выполню.
    Задумалась:
     – Ладно, дочке отдам. Она тебе привезет. Да ты не сомневайся, работу-то делай! Чтоб в срок, да все красиво было!
    Вышла проводить его до калитки:
     – А я теперь спокойна буду.

    На следующий день с утра, к дому подъехала машина. Заплаканная женщина средних лет, в черном платье и черном платке спросила вышедшего к ней Алексея:
     – Вам вчера себе могилу бабушка заказывала?
     – Да, и я очень удивился!
     – И место показала?
     – Я ей сказал, что живым не копаю.
    Женщина заплакала:
     – Умерла мама сегодня ночью! Ведь не болела, а вот решила и померла! Все ей надо было, чтоб красиво, да по ее задумке было сделано. Чтоб никого не утрудить, привыкла все сама решать. Как жила, так и умерла! А я ей вчера не поверила, думала - блажит!  Даже не попрощались!

    Похоронили бабушку Аганю погожим золотым осенним днем! В одной оградке с мужем, матерью и отцом. На хорошем, солнечном месте, на взгорке, в оградке березки. А вокруг все знакомые, да соседи лежат.


Рецензии
И это правильно. Уходить надо вовремя, тихо и спокойно. Этого не избежать, и не надо людям докучать.

Николай Шунькин   07.12.2018 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.