Рецензия на стихи. Как сложно оценить поэзию!

 Рецензия на стихи. Как сложно оценить поэзию!

Приступаю к написанию моей третьей рецензии (две написаны дамам  –  писательнице и поэтессе). Здесь другое – мужская рука: четкость, лаконичность, всё по строгому порядку. Не знаю, что получится. Волнуюсь, для меня иногда сложно охватить всё разнообразие тем. Сама пишу под разными именами, разделяя жанры и темы. Упрощаю текст к восприятию и пониманию: что к чему!

Разборка стихов Алексея Клемешова для Литературного семинара Юрия Полякова (секция поэзия) начинается вступлением, Критику. Что ж!

Страшусь, но в ручке есть чернила,
Взялась за гуж, так не тушуйся –
Пиши и критикуй!
Сомнения отбрось…
А до венка еще далЁко:
Не заслужила. Пока.

Четверостишья. Философичность – всему своё время, для молодых – одно, немолодых – понимание Достоевского и проникновение в Антона Павловича мысли; и молодость уж позади!
Всё для художественности, некой  учёности (в хорошем смысле!) – философская лирика. Например, в феврале приходят мысли (!), а, возможно, что-то другое: февраль   – царь  – «Авроры» залп – банкетный зал. У классиков есть воспоминания о супербогатом праздничном столе декабря 1917 года и скудном рационе января- февраля 1918. У меня идёт параллель с творчеством Ивана Шмелёва. Поэт – историк с ученой степенью, ему видней!

Исторических параллелей много в лирике: Гомер и Одиссея, Япония и бонсай…

Сонеты. Моя любимая роза. Ею, в разном цвете, стараюсь облагородить свои стихи на Проза. ру. Роза Алексея: юная, играющая как бриллиант, по форме – балерина на пуантах.
Цветок, встречающий зарю, награжден улыбкою младенца, чистотою девы, великолепием бутона… А Поэту остаётся одно – украдкой на её – розу / его - цветок смотреть!
Второй сонет – волшебство, чародей, тайна и прочее всесильное и всевластное естество, сравнимое с твоей улыбкой, а с другой – обряд колдуньи потайной. Сравнение улыбки с «образом», но почему-то (?) Поэт оказывается смешон?! Смешон –   не смешон, а от силы улыбки не скрыться, как не пытайся. Колдовство, чародейство и всё в этом ключе!
Образы разные в сонетах. Меч и шпага, прекрасно разящие (глагол «разить» - Автора) и преграда из лат и прочего.  И  параллель – превратности судьбы, «час развлечений и потехи», которые следует пройти, возможно, для того, чтобы «в шаге от краев могилы заставить петь гитары струны».

Вальс ассоциируется у Поэта с «пеной пышных платьев», с кружевом. Красота!
Лето – долгожданная пора, с ромашками и васильковой просинью.
Друг – не очень старый, но давний, добрый, пьющий поутру кофе- чай - коньяк и,  сравнимый с самоваром. Видимо, это сравнение связано с какой-то тёплой домашностью, надёжностью: « с ним всё легко, не нужно лишних слов, и молоко с плиты не утекло».

Тема «Коты», ну, очень родная и близкая для женщин. В данном случае, это подражание маршаковским переводам народных английских песенок. Коты веселятся, забравшись на старый чердак, устраивают погром, но хозяйки их любят. Это в молодости. А через 8 лет (!), в очень солидном кошачьем возрасте, вспоминают о былом, кто о чём!

В репертуаре Поэта есть 2 Колыбельные.
Одна добрая: лунный свет, старый дом, белый снег, котёнок и щенок, паруса, миражи, печка, банка с мёдом.

Вторая – не добрая: камни (волшебный камень, чудо-камень, круглый камень), замок древний (второй вариант – древний замок), новый замок, мышка (« мышка прячется в диване»).

Если провести параллель добро – зло через слова-ассоциации:
старый дом – древний замок;
котёнок / щенок – мышка;
снег / свет – камень и т.д.
Приношения классикам – британским, французским, немецким. Вначале загадка, в конце – отгадка.
Оплачет юная принцесса убийцу, вора, человека.
Свидетель вечного процесса над сумрачным, великим веком,
Он жил бегом.
Гюго...

Посвящение на ДР даме. Не знаю, кто это, хотя она указана. У меня создалось впечатление – несколько не радостное, отнесу это посвящение к депрессивной лирике, что не характерно общему настроению поэзии Поэта. Почему? Ответа нет!
А сейчас об общем впечатлении. Тема любви – моя основная тема, о любви мною написано достаточно. У Алексея тема эта – убегающая: адреналин (« в крови звенит победный ток любви!) и несколько со стороны («как на цветок, встречающий зарю, я на тебя украдкою смотрю»). Сам Автор – Одиночество («Как же ты была легка, я – одинок»), спешащий уйти от веселья в заснеженную ночь.
 
Все стихи написаны красивым языком, но я всё же усмотрела элементы разговорной речи. Такую дорогую для  меня бытовую лексику: скисли (« те, кто в окопах скисли»), тибрить ( «кот тибрил всё, что плохо лежит»).

Основные герои – исторические герои и персоналии – Цезарь, аргонавты.  Не буду об этом подробно писать, так как это область знаний Поэта.


Не знаю почему,
но прикоснулась я к стихам.

Прошлась по ним,
вооружившись ручкой.

Стихи, написанные с умом,
стихи, написанные с Душой.

Признаюсь, в чем-то я профан
и  оценить достойно не смогла!

Хотя хотела.
25 ноября 2018


Рецензии
Марина, поэзию, наверное, просто невозможно рецензировать в полном понимании этого слова, если не знать жизнь поэта. Ну, это мне так кажется.
Вы решили объять всё, а это уже подвиг!
Что-то у Вас получилось и вполне достойно, особенно та часть, которая относится к сонетам (да и Ваша любимая роза тому, видимо, способствовала)))
Прочла с удовольствием! Благодаря Вам узнала о новом для себя поэте - Андрее Клемешове.
С интересом,

Марина Белухина   26.11.2018 18:03     Заявить о нарушении
Я занимаюсь в Литературной мастерской, это было как домашнее задание. Просто нам дают стихи... Потом я услышала как читает Алексей и в этот момент написала стих, все стихи пишу под музыку. Тема , правда, была готовая. На Стихи, ру выложила свои стихи, и читаю стихи моих читателей, вот одного и защепили...Следующую, всего 4 напишу на свои стихи. Страшно писать, боюсь обидеть. Я смогу легко написать, зная дату рождения, но не зная ( как и в этом случае) получается более объективно. В стихах многие "проживают" совсем не свою жизнь. Стихи - это мечта и сказка.

Марина Белавина -Николашвили   28.11.2018 09:13   Заявить о нарушении
Там, где начинается критика или рецензирование, просто не может быть "боюсь обидеть". Критику надо уметь воспринимать. Честно, критику никто по сути своей не любит, каждый ждёт восхвалений в свой адрес. Если обоснованно критикуют - честь и хвала, а вот если из зависти или другого какого-либо чувства - с этим хуже. Любое произведение можно разложить "по полочкам" и воздать хвалу или хулу. Важнее всего объективность!
Мне кажется, что Вы, Марина, объективны. Да и вообще, Вам всё удаётся!

Марина Белухина   28.11.2018 15:32   Заявить о нарушении
Есть 2 уровня правды. Пока меня не разозлят , я очень корректна, и , наверное, субъективна. Если обратное, то говорю что думаю, тогда объективность выплескивается. Но в писательстве - кому что нравится! А в стихах еще сложнее- очень много подводных камней. Алексея я чувствовала, потом выяснилось, что он тоже Близнецы, хотя в такую чушь, как астрология не верит!( его слова). А для меня история - предмет тоже странноватый, писала о ювелирке сов. периода 3 года, сидела с документами, старалась не читать учебников и пр. субъективности. Марина, спасибо Вам за отзыв!

Марина Белавина -Николашвили   28.11.2018 19:44   Заявить о нарушении