Шукшин В. В литературной студии
В 70 –е годы прошлого века творчество Василия Шукшина было, наверное, у всех на слуху. Образ деревенского маргинала, «чудика» был понятен многим тогда. Отношения города и деревни рвались, но сильны еще были представления о патриархальном укладе жизни.
В 80-е и все последующие забыли об этом напрочь, западные стандарты вошли в нашу реальность. «Чудикам» из рассказов Шукшина не осталось места. В книжных магазинах, уличных развалах и умах утвердились новые имена и герои, не имеющие к классической литературе прямого отношения.
Тем приятнее увидеть на обсуждении молодых юношей и девушек, рассуждающих, почему их, горожан, «зацепили» рассказы о чудаковатых героях писателя.
Занятия в студии ведет известный в Ульяновске журналист, поэт и музыкант Сергей Гогин. Мне показалось, серьезный и уверенный в своей точке зрения.
С его пониманием, что у Шукшина «две краски: стыд и справедливость» нельзя не согласиться. Герои Шукшина не просто осуждают несправедливость, они по-своему, наивно, пытаются справедливость установить.
Автор «Расказа» Иван пишет пылкое письмо в газету о бросившей его жене («Пускай они прочитают»). Глеб Капустин «срезает» городских гостей («…товарищ кандидат, почаще спускайтесь на землю... скромней, товарищи) (Рассказ «Срезал»).
Милиционер с сожалением спрашивает Ивана (рассказ «Волки»), не мог ли он в лесу, без свидетелей, «отметелить» тестя, бросившего его на съедение волкам.
Слово «стыд» сегодня ушло из разговорного языка. Но ребята вспомнили другое, пришедшее в двухтысячные годы в нашу страну понятие – «испанский стыд» (от английского словосочетания spanish shame, которое в свою очередь трансформировалось из испанского vergueza ajena) - стыд за другого. Чувство неловкости за непорядочность другого человека, стыд за постороннего.
Вспомните сцену из фильма «Калина красная», где Егор Прокудин слушает, как о нем и его семье рассказывает Любе Байкаловой его собственная мать. Как строит сюжетную линию актер и режиссер Василий Шукшин? Он не в состоянии вести машину, бьется в плаче о землю и дает зарок изменить свою жизнь навсегда.
Кинематографисты тогда выслушали подлинную историю подлинной деревенской старушки и испытали глубокий стыд из-за невозможности помочь человеку, не имея даже с собой денег, чтоб передать ей.
Творчество Шукшина глубоко нравственное и высокохудожественное. Поэтому несмотря на то, что для современной молодежи шукшинские герои дедушки и прадедушки, они, как оказалось, «цепляют», «царапают» их, заставляют размышлять.
Свидетельство о публикации №218112500412
Сергей Корольчук 29.11.2021 22:17 Заявить о нарушении