Рейс в котором ничего не происходит

Тайм-чартер закончился неожиданно. Они завели нас в Аргентину и бросили. Точнее если выражаться официально сказали: «Тайм-чартер окончен возьмите свой пароход обратно в хозяйские руки».
Я не знаю что сказал Роб. Он всегда был слишком сдержан чтоб давать волю эмоциям, но по его голосу я чувствовал что он здорово нервничает. Акционеры компании которые в основном состояли из дантистов косящих от налогов пилили ему мозг и требовали прибыли,
а какая может быть прибыль и как найти груз если пароход оказался в конкретно задрипаном порту посреди джунглей.
Обычно отправляясь в латиносию все стараются заранее договориться на обратный груз, но как это сделать если тебя просто поставили перед фактом и сказали «А теперь ты»
В судоходстве даже есть неофициальная практика чтоб кого то обанкротить. Дают груз на Латинскую америку, а потом груза не находится и возвращаешься обратно за свой счет.
Сутки эксплуатации судна просто так без груза стоят около 7 тысяч долларов. Теперь умножаем это на три недели и получаем на сколько ты попал в минус. Если судовладелец сам работает капитаном на своем судне, то у него отбирают дом и все что получится выдрать в процессе банкротства и милостиво предлагают остаться на своем же бывшем судне капитаном за 1000 долларов, что ниже даже оклада филиппинского матроса.
Если судовладелец компания, то все затягивают пояса и понимают что в следующем году улучшений с зарплатой и снабжением не будет.
Для всех само слово Аргентина звучит как что то романтическое. Кому не скажи видишь закатывающиеся глаза и вздох «О Рио Рио»… но все меняется.
Первый звоночек я получил когда повар принес мне «Телеграф» с огромной статьей по поводу мародерства таможни в портах.
Второй когда я сам с этим столкнулся. Агент просил составить для таможни в 5 экземплярах полную инвентаризацию судна куда должны быть включены не только важные детали, но и все вплоть до простого карандаша, стирательных резинок и тряпок которыми обтирают двигатель.
Вы представляете что такое пересчитать все на пароходе? Думаю нет. Это примерно что составить полную опись трех заводов со всем барахлом.
Штурмана отнеслись к этому с пониманием. Старший механик выпустил ерши и сказал что расходники писать не будет.
-Нафига я буду пересчитывать тряпки и болты !!?? – орал он.
Все началось по приходу в порт.
Агент и таможня были белыми, скорее европейского происхождения , но действовали в лучших правилах мародерства.
К тряпкам и болтам в машинном отделении они прицепились сразу.
Через пару минут по разным углам мостика как на боксерском ринге образовалось две кричащих стаи. Агент метался между ними и передавал условия капитуляции.
5000 баков и расходимся – шепнул он мне на ухо.
Стармех стоял бледный спрятавшись за радар и старался не попадаться мне на глаза.
Когда страсти достигли полного накала я махнул рукой старпому и тот с торжественным видом вытащил из кармана телефончик.
- А теперь послушаем – сказал я.
Хорошо что есть хорошие телефоны с хорошим встроенным диктофоном.
Ребята конкретно побледнели сквозь загар и сумма наезда уменьшилась втрое. При меньшем размере они просто хотели высвистать всю свою кодлу и перевернуть весь пароход вверх дном. Подбросить в такой сумятице наркоту могли элементарно. Понимая это я не стал дальше выстраивать оборону и мы сошлись на менее «кровавом» варианте. Впечатление о стране было окончательно изгажено и более ни хамон осадо ни местное вино которыми я собирался погурманить в местном ресторане меня не привлекали.
День от телефонных звонков превратился в приемную преисподней. Каждые полчаса Роб требовал пересчитать различные варианты загрузки разными грузами, но похоже что экономический эффект его не устаивал и куча бумаг с расчетами на моем рабочем столе медленно превращалась в гору.
В результате мы вышли из порта пустыми с инструкцией после сдачи лоцмана встать на рейде и ждать.

Долго ждать не пришлось. Утром позвонил Роб и спросил: « Ты знаешь где Пунта Арена ?»
Да.
Дуй в ту сторону полным ходом. И еще. Ты должен прийти туда первым. Если туда первым придет пароход компании BBC груз будет их.

Гонки это не только Формула 1. Сотни судов гоняют по морям чтоб первыми перехватить груз. Ставки тоже более крупные чем в формуле. Венков и шампанского победителю не будет, а вот если проиграл то с работой в компании можно попрощаться точно.
Здесь идет расчет не только на мощность твоего двигателя и обводы корпуса, а еще насколько ты можешь учесть все факторы -  ветер, волна, течение температуры воды и воздуха.
Я люблю гонки. Это свобода когда тебя не сдерживает ничто. Стармех желая исправиться
выставил самые оптимальные параметры и практически все время находился в машине.
Возбуждение гонки передается всем членам экипажа от капитана до повара. Пульсация корпуса, упругий вал в носу судна и всполохи за кормой входят в нас вместе с холодным дыханием антарктики которое с каждым днем становится сильнее.
Мы уже поравнялись с BBC и четко видим его силуэт по нашему левому борту. Он идет мористее и хочет избежать встречных течений.
Я связываюсь с компанией и прошу каждые 6 часов присылать мне сводку погоды.
Роб смеется и говорит что в офисе менеджеры сделали ставки. Он поставил на меня и если я продую, то из Африки он меня потом не выпустит.
Кажется что все хорошо, но новая карта погоды меня настораживает. Ближе к Магелланову проливу сильный ветер. Карта рисует только ветер, а волны нет, точнее очень небольшая.
Фиолетовые цвета на карте говорят что ветер больше 40 метров в секунду, но почему такая волна?
Я смотрю на карту и думаю…нет все таки надо верить шестому чувству. Подхожу к электронному дисплею и прокладываю курс ближе к берегу.
BBC через несколько часов нас обходит и я слышу за спиной недовольный ропот экипажа.
Шторм налетел внезапно когда мы были уже под прикрытием гор. Волна у берега была намного меньше, но я могу представить что творилось в океане. На экране радара было видно что BBC почти встал. Его капитан вызвал меня по радио и спросил «Как у вас?»
- Терпимо – ответил я.
- Я работаю полным ходом, но ветер такой что мы стоим на месте сказал он.
Через сутки мы их обошли медленно с каждым часом увеличивая дистанцию.
- Я купил тебе ящик пива и поставил в офисе – написал Роб, а я подумал слава богу что я еще поработаю.

Пока не прорыли Панамский канал тут было очень оживленное место, а сейчас тут царило запустение и холод.
В августе тут настоящая зима. Серые очертания маяков и острова покрытые снегом вызывают в душе уныние и диссонанс. Чайки с красными клювами и пестрой окраской увидев моряка с куском хлеба успевают вырвать его из рук пока он несет его к себе в рот. Кажется что даже рыба из-за холода сбежала из этих мест.
Ночью теплый свет огоньков на берегу создает иллюзию большого красивого города, днем иллюзия исчезает и видишь лысую заснеженную гору с фонарями выстроенными в шеренги у пустынных дорог.
Как ни странно большинством населения города оказались индусы. Честно говоря не ожидал. Мне всегда казалось что они там где тепло, но отнюдь не там где до Антарктиды рукой подать.
В порту стояло огромное количество вояк. Судя по форме кораблей было видно что советский флот умирал здесь. Был даже один ледокол советской постройки и тоже не новый. Форма один в один напоминала нашу. Было непонятно с кем они тут собираются воевать на краю света, разве что с пингвинами.
По причине того что в порту военные суда нас заставили взять буксиры и прислали такого размера что наш пароход казался со стороны чем то вроде карлика которого волокут два здоровенных санитара.
На лапу никто из властей не требовал, но государственные услуги были такие что друзья арабы в суэцком канале промышляющие грабежом сигарет с пароходов слопали бы от зависти свои арафатки.
Радости по поводу нашего появления в этих местах на лицах местных особо не было и вскоре мы поняли почему.
Члены экипажа отправившиеся вечером того же дня в город с удивлением огласили что на всех аптеках города и в кафе на входных дверях висят таблички на русском языке «Спирта нет» и «Распитие спиртных напитков запрещено»
Как им удалось узнать в одном из кафе оперируя ломаным испанским, что оказывается тут недавно стоял арестованный пароход с украинским экипажем и пока офицеры решали вопросы связанные с освобождением судна рядовой состав посетил город.

Грузоотправитель появился позже. Он и его помощник слегка походили на смесь пиратов с аборигенами. Кто из них главный можно было определить не напрягаясь по животу свесившемуся вниз через ремень отдельно от фигуры на тонких ножках.
Длиннющая портянка склеенная из нескольких листов содержала все патроха буровой которую нам предстояло перевезти отсюда в другую латиноамериканскую страну на тихоокеанское побережье.
Груз был еще не готов и поэтому нам предстояло простоять несколько дней в ожидании, а к концу следующего дня выдать грузовой план с размещением всего груза на судне.
Я передал все это старпому, а сам занялся с гостями.
У многих почему то бзик, что отобедать вместе с капитаном это круто.
Поверьте , что отдельно от экипажа я деликатесами не питаюсь, а ем обычную филиппинскую пищу, тоже что и все. Не пробовали? Берем качан капусты рубим его топором на 4 части, швыряем туда мосел и все;)) милости просим.
Гости оказались еще более оригинальными. Взяли две ложки вместо ножа и вилки, смешали первое со вторым и уплели 3 порции подряд. Больше всего они меня порадовали огласив что в следующие дни присоединятся ко мне на завтрак обед и ужин. Браво Киса! Скромность украшает человека! Внутренний голос стараясь прорваться через плотно сжатые губы орал «Нет!!!»

Утром шел снег. Еще поднимаясь на мостик я услышал вопли будто лиса тащит гуся, тот во все горло зовет полицию, а весь остальной курятник выражает сочувствие громко кудахтая.
Старпом носился вокруг пультов злобно сверкая очками, грузное тело слегка заносило на поворотах, вся сочувствующая публика размазалось вдоль стен чтоб не задели.
У кофемашины  восседал 3-й штурман и вытряхивал из пачки последний кофе.
Когда я вошел все уставились на меня как вороны с проводов с ожиданием и интересом кроме старпома который продолжал носиться как раненый петух вопя и кудахтая:
«Это нельзя погрузить!!! Мы откажемся от этого груза!!!»
- Кто тебе такое сказал? - спросил я – и его ботинки выписали на палубе тормозную полосу.
- Мы уже здесь и единственное что мы можем сделать это приложить максимум сообразительности и попытаться разместить весь груз. Каждое решение должно быть конкретно мотивировано и наши эмоции это не аргумент для офиса.
Старпом который минуту назад швырнул окурок в свою чашку с кофе стоявшую на штурманском столе, взял ее снова, сделал мощный глоток и пожевав окурок выплюнул его в урну.
- И что делать?
- Сначала успокоиться, потом сесть за комп и изобразить.
- Я не буду – сказал старпом лязгая зубами
- Хорошо это сделаю я.
Услав 3-го штурмана за новым кофе я сел за компьютер и начал рисовать.
Сначала ничего не получалось, но потом начала вырисовываться довольно стройная картина и старпом который сначала скептически смотрел из-за спины попросил продолжить работу.
Вот видишь – сказал я – главное без паники. Эмоции не лучший советчик.

Грузоотправителю наш план понравился. Зачем то он приволок еще одного гарсона  -суперкарго из Аргентины. Это был очень колоритный персонаж. Глядя на него все время было чувство что он где то забыл свою шпагу и не одел доспехи. К нашему обществу за столом он принес восторженные рассказы об Аргентине, которые я периодически посыпал солью из воспоминаний об Аргентинской таможне, но в целом все происходило без обид.
При всей своей аргентинской горячности обижаться он не умел и это было огромным плюсом. Что мне еще импонировало была его культура еды за столом. В то время как два других джентельмена орудовали двумя ложками в обеих руках посмотреть на аргентинского идальго было приятно.
После наших застольных бесед поваренок наполняя пустую перечницу выразительно смотрел на меня и тяжело вздыхал : «Нам нужно купить мешок перца, Кэп…они его не добавляют они его жрут ложками»
Филиппинцы тоже любят добавлять перец во все и остаться без специй его явно тревожило.
Метеосводки которые приходили с тихоокеанского побережья вызывали конкретную тревогу. В районе пролива Магеллана практически постоянно шла 15-20 метровая волна которую старались избежать даже огромные танкеры, не говоря о нашем пароходике, для нас это было конкретно много. Я с тоской смотрел на карту погоды надеясь на улучшение, но улучшение не приходило. Выходить в океан было опасно и я изучал все возможные места где бы можно было встать на якорь и переждать погоду. Вокруг были одни скалы и куча районов в которых местными военными стоянка на якоре была запрещена.
Еще большую тревогу вызвал наш груз. Когда он стал подаваться к борту судна заволновались все. Ребята прибежали ко мне сразу.
-Капитан, они ничего не закрепили. Трубы  лежат просто на досках без расклинивания, сверху такие же доски и на них трубы, все стянуто стальными стяжками и все…во время шторма это все сместится.
Любой моряк знает что когда смещаются трубы это страшно. Они быстро перекатываются на один борт и пароход переворачивается. В живых как правило не остается никто. Почему так происходит еще никто не объяснил. Свидетелей после этого не оставалось.
Я делаю большую фотоподборку и высылаю шефу в Голландию.
Мы созваниваемся и я говорю : «Роб это нельзя перевозить. Груз совершенно не готов к транспортировке морем. Они сделали все как для грузовиков, но отнюдь не для океана где есть волна»
- Алекс, мы не можем отказаться – говорит Роб – думай. Ты можешь заказать любой крепежный материал, но мы должны погрузить все.
Деваться некуда. Опять пан или пропал.
Мы собираемся всем экипажем на мостике и я предлагаю мозговой штурм. Даже если ты капитан нельзя смотреть на людей с позиции бога. У каждого за плечами какой то специфический опыт и оригинальные идеи которые нельзя отметать в сторону исходя из кастовой принадлежности.
Мы находим оригинальное решение, но крепежного материала мало и я вызываю агента чтоб заказать еще.
Этот хитрый утенок с пятнышком уже давно прочухал ситуацию, но об этом заранее не говорил.
Тут только одна мастерская продает крепежный материал – говорит он.
Цепи с гаками стоят 300 долларов штука
Ремни с замками трещотками 30 долларов.
Стальные тросы – 200 долларов 3 метра
Нормальные цены на все это в Европе в 10 раз ниже, но куда деваться здесь?
Вот гаденыши!  – думаю я, но выход есть – А какая нагрузка у ремней?
По 25 тонн – отвечает утенок с пятнышком.
Эх – привези мне 100 штук.
А цепи? - Спрашивает он.
Потом закажу – уверяю я . И он исчезает довольный своей хитростью. Куда ж я денусь без цепей.

Пока все идет ровно и хорошо, но тревога все время сжимает мне грудь и я думаю как быть как найти выход. Мой друг и 3 –й штурман в одном лице смотрит на меня внимательно своими черными как уголь глазами и кажется забравшись в мой мозг говорит:
- Кэп. Тут есть проход между скалами.
- Как ????
- Между скалами вдоль берега так что в океан выходить не придется. Кто знает пользуются им, но надо брать лоцманов. Они выводят так что судно выходит в океан уже далеко от штормов ближе к субэкваториальной зоне. Я это слышал от своего приятеля филиппинца с которым мы разговаривали по радио этой ночью.
- Фантастика! Шелдон спасибо!
Я вызываю агента и запрашиваю информацию. Да все так! Почему мне никто ничего не сказал???
Агент принес красивый буклет и карты. Надо же! Калькулятор стоимости находится тут же.
Да дорого, около 10000 долларов, но что такое 10000 долларов и стоимость буровой со всеми агрегатами?
Я перезваниваю в Голландию и пересылаю Робу буклет. Он вздыхает, но соглашается, выходить в океан в 15-20 метровую волну опасно, а сроки поджимают.

Погрузка приближается к концу. Утенок с пятнышком каждый день интересуется когда везти цепи по 300 долларов штука. Ремни он уже привез и теперь ожидает когда выигрыш в лохотрон золотым дождем польется на его голову.
Я хожу с серьезным озабоченным лицом и кормлю его «потомами» отчего он начинает конкретно беспокоиться.
Ребята стягивают и крепят груз ремнями быстро и не сомневаясь что расчет верный.

На палубу ставят последний агрегат.
Агент взволнованный прибегает на мостик и спрашивает когда везти цепи.
Спасибо не надо – говорю я – мы уже все закрепили 25 тонными ремнями, которые прекрасно держат ваш груз. 4 штуки на 80 тонн нагрузки без проблем.
Он еле сдерживает досаду и отказывается от коробки конфет и бутылки виски, которые я даю ему в качестве презента.
Немая сцена, но что сделаешь…на борту моего судна тоже не написано « С альтруизмом по жизни»

Мы выходим из порта. Счастливое чувство когда в порту особо хорошего вспомнить нечего.
Пароход набирает ход и привычная вибрация идет по корпусу. Впереди дорога в тысячи миль и чувство внутренней тревоги как там груз все ли верно в расчетах. Математика математикой, а в жизни свои реалии просчитать которые иногда невозможно. Лучше всего правильный ли расчет видно на поворотах. Как ведет себя судно, быстро ли восстанавливается после крена. Проверить получилось довольно быстро. По радио что то нервически затараторили по испански. Лоцман оглянулся и выругался «Мерде»
Ке паса?  (что такое ) спросил я его.
Он пальцем указал на авианосец выходящий из-за поворота. Вокруг него как рой мух кружились вертолеты и катера. Несколько кораблей утыканные как ежики всеми видами вооружения шли с ним рядом.
Через пару минут весь этот рой развернулся и рванул в нашу сторону.
Право на борт – завопил лоцман и мы сначала лениво, а потом все больше набирая скорость вошли в поворот. Расчет верный подумал я увидев как восстанавливается судно.
Пара вертолетов еще минут 10 кружили вокруг нас оглушая грохотом пропеллеров, но потом оставили нас в покое убедившись что намерения атаковать американский авианосец у нас нет.
Пришлось подрейфовать еще полчаса пока эскорт не ушел далеко вперед и только после этого мы продолжили наш долгий путь.
Айсберги казалось перекрывали весь горизонт и мы шли между ними как по лабиринту.
Не было никого ни птиц ,ни живности и только грохот двигателя отдавался эхом среди много летних ледников.
Ландшафт постепенно менялся. Двое суток мы шли узкими проливами между скал. Камень и лед и больше ничего не было в этом мире. Мы были чужими тут, чужеродным предметом оказавшимся среди природной чистоты.
На одной из скал торчал неплохо сохранившийся остов судна.
- Что с ними? – спросил я лоцмана.
- Они ждали помощи, но все замерзли – сказал тот и потеряв интерес отвернулся.

На четвертый день пути мы подошли к лоцманской станции.
Как выросшему в Советском союзе мне было интересно узнать как было при Сальвадоре Альенде и я решился спросить лоцмана который был по внешности чистым индейцем.
Он посмотрел на меня долгим взглядом и ответил:
- Ужасно. Голод, нищета, безработица, пустые магазины.
Да уж подумал я и вспомнил советские газеты того времени: «А где правда? « Наверно в том что говорят сами люди жившие в этой стране.

Над океаном низкое серое небо и такое же наше настроение. Я просматриваю сводки погоды и молю бога чтоб пройти оставшиеся сотни миль без шторма. Остается совсем немного и тогда спадет страшное напряжение которое накопилось за эти дни. Ребята регулярно проверяют груз и думают о том же самом чтоб не начался шторм. Нам остается одно верить что все будет хорошо.


На подходе к следующему порту нас встретил лоцман. Поднявшись на мостик он попросил сигарету и чувствовалось был очень взволнован.
Что случилось? – поинтересовался я.
Он затряс головой – Идиоты! Представляете, подходит американский авианосец и вызывает лоцмана. Я естественно сажусь на катер и отправляюсь к ним.
Подхожу к борту и меня никто не встречает. Ну думаю ладно, поднимаюсь на борт, прохожу по палубе и поднимаюсь на мостик. Там стоит огромная кодла вся при эполетах и нашивках на рукавах от плеча до манжета и обсуждают какой то гранде план.
Ну стоял стоял, потом мне надоело. Подошел к ним поближе, откашлялся так чтоб обратили внимание, они аж подпрыгнули…Вы кто говорят?
Отвечаю: « Лоцман»
Они: «Военный лоцман? «
- Нет обычный…
Тот который похоже был самый главный с кучей полосок как начал орать.
- Как вы сюда попали?
- Как как ..меня никто не встретил, поднялся на борт, прошел на мостик и все.
Дальше орали они все. Это международный скандал! Вы заплатите штраф в 200000 долларов.
- Ну слушал слушал, потом говорю « Так вести вас в порт или нет?»
- Нет!!! – говорят.
- Ну и стойте тут до усеру на рейде.
- Провожали меня правда всей толпой чтоб не начал бегать по авианосцу.
Ладно, амиго, не огорчайся – сказал я – я не думаю чтоб они сами стали докладывать про свои ослиные уши.
Он улыбнулся. Да уж надеюсь, да и вообще кроме меня и Мигеля лоцманов в этом порту нет
так что стоять им на рейде придется долго.

Мы наконец-то получили продукты. Из-за страшной дороговизны в Чили пришлось несколько подтянуть ремни, но зато сейчас мы торжествуем. Наконец то какое то разнообразие и самое главное у нас появились сигареты и кофе.
Шипчандлер, девушка с индейскими чертами лица и ярко выраженными формами не стесняясь пытается набросить мне лассо на рога, но я как старый опытный олень уворачиваюсь и подставляю под танки старпома. Она как кошка стреляет глазами и показывает мне указательный палец «Сочтемся»
Я еще вернусь - говорит она и гордо удаляется с борта.
 Как назло на пароходе осохли все принтеры и я отправляюсь в город. Агент дает мне охрану
здоровенного мужика на задрипанном форде и наставляет чтоб я был с ни как нитка с иголкой.
Слава богу он немного говорит по английски и после компьютерного магазина я прошу его заехать на рынок с местными сувенирами.
Хочется привезти домой латиноамериканских сувениров, а заодно что то своим женщинам.
Тут много вещей из ламы. Я долго топчусь не зная что выбрать. Охранник подходит ко мне и показывая на свитера из ламы говорит:
- Вот этот со зверюшкой мужской, а вот этот с птичкой женский. Я следую его совету и набираю своим женщинам и себе со зверьком.
У парохода меня встречает агент и как то странно подмигивая спрашивает:» У вас все в порядке в экипаже капитан»
Я не понимаю суть вопроса и смотрю вверх. У трапа стоит добрая половина моего экипажа в свитерах с птичками.
Шипчандлерша ехидно щурит на меня кошачьи глаза и пересчитывает деньги.
Кажется все в порядке – отвечаю я и с досадой плюю на причал.


Рецензии
Александр, читаю третий рассказ. Первый был о международном пиратстве и, конечно, серьезный. Второй - чисто юмористический. В этом же всего вдоволь. Понравилось. Я пролив Магеллана проходил тоже, и лоцмана мы тоже брали. Прошли удачно, а переживали ли наши штурмана, не помню, у меня и своих забот хватало. Всегда считал, что не стоит стармеху превращаться в пятого помощника. Почитаю позже еще, а если и другие за мной придут, буду рад.

Михаил Бортников   07.04.2020 09:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.