Голубая Надежда. Игры Богов ч. 26

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубой бриллиант
Игры Богов


Сделка с судьбой. Нести свой крест

Судьбе  придётся  уступать:  умей  страдать,
Неси  свой  крест,  с  величием  Святой  Богини.
(Людмила Агузарова -Левакова)

  Для определения судьбы новорожденного Норны использовали прекраснейший опал, в котором отражались все грядущие события.
  Эти события записывались в Книгу Судеб, а для прочности скандинавские Норны и греческие Мойры вплетали нити Судьбы в гобелен - полотно Жизни.
  У каждого, будь то Бог или человек, другое живое существо или  камень - ткань получалась особенной, не одинаковой, даже у близнецов. Это зависело и от длины нити, и от её цветовой раскраски. Почему? Ни Норны, ни Мойры этого объяснить не могут.  Закон Судьбы. Закон Жизни. Это Фатум.
   Фатум (лат. fatum) -  в Древнем Риме олицетворение Судьбы. Фатами назывались также божества, подобные греческим Мойрам, и определявшие судьбу человека при его рождении, сопровождавшие  его потом по жизни.
  У стоиков (1)  Фатум -  сила, управляющая миром. Мир они представляли живым организмом, управляемым божественным законом Логосом.
   Этот термин "Логос" на современные европейские языки можно  перевести и как "слово", и как "учение". В названиях многих наук есть "логия" – "биология", "геология", "филология" и т.д.. Логос  - это "закон", "порядок". (2)
   Термин "Логос" введен в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого "слова", чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Логосом как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Логос, как и подобает слову, "окликает" людей, но они, даже "услышав" его, неспособны его схватить и постичь. (3)
   То есть  Логос  изначальный Закон бытия, стоящий над богами.
 Стоики описывают мировой Логос, как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих семенных логосов,  от которых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи.
 Поскольку Логос безличностен, к нему не имеет смысл обращаться за помощью и поддержкой, как греки обращались к Афине или Посейдону, римляне - к Юпитеру и Марсу,  а христиане -  к своему Богу Иисусу Христу. Просить помощи у Логоса -  всё равно, что молиться закону тяготения. Хороший ты человек, или плохой, признаешь ты закон тяготения, или нет, он просто действует.

На свете есть невидимый закон,
И нет случайностей, во всём - закономерность,
Обманутым останется сам вор,
Всё тайное всплывает на поверхность...

Как будто кто-то пишет и следит,
Поступки все заносит в книгу судеб,
Мир справедлив! Никто не убежит,
И каждого Господь за всё рассудит...

И за добро ответит вам добром,
Всё - дело времени, и каждого коснётся...
Вернётся бумерангом то же зло,
И колесо Сансары повернётся...

Не делайте плохого никому,
Друзьям, знакомым или же прохожим,
И даже недругу, заклятому врагу,
Простите всё! И Бог простит вас тоже...
 (Валентина Быковская)
  Всё  заранее занесено в Книгу Судеб.  На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора  нет места. То есть, всё в  жизни предопределено заранее и есть одно,  точно заданное возможное будущее.
"Не разрушайте надежды последний причал"
(слова из песни Игоря Николаева)
  Судьба есть проекция Логоса, поэтому стоики возражали против идеи спора с Судьбой или её испытаниями. Великий римский стоик Сенека (4) в I веке н.э.писал:
"Закон судьбы совершает своё право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость. Он идёт своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы. Подобно тому как вода быстрых потоков не бежит вспять и не медлит, ибо следующие воды стремят более ранние, так повинуется цепь событий вечному вращению судьбы, а первый её закон - соблюдать решение".
   Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой - это страсти.
"После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума"
(Анна Ахматова)
Стоики выделяют четыре вида аффектов*: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением.
*  Аффект - состояние сильного возбуждения и запальчивости. Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, связанные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются "подобающими",  если в них реализуется естественная предрасположенность.
  Добродетель является истинным благом, и она принимается или не принимается  внутренней свободой человека. Здесь необходимость не властна, но она проявляется во всем всесилии после принятого решения.
  Желать добродетели - значит, свободно совпадать с божественной природой, Логосом. Желать дурного - значит, вскоре подчиниться Логосу поневоле.
   Древнегреческий философ-стоик Клеанф (5) сравнивал восстающих против существующего миропорядка людей с привязанной к движущейся телеге собакой...
 "Образ стоического мудреца прочно вошёл в обиход европейского морального сознания. Уже при одном упоминании слова "стоик" в памяти всплывает образ человека, мужественно переносящего все превратности судьбы, невозмутимо и непоколебимо исполняющего свой долг, свободного от страстей и волнений. Этот образ настолько популярен, что даже породил расхожее клише - "стоически" переносить трудности, испытания"
(П. А. Гаджикурбанова)
  Значит, нужно стоически переносить все испытания, выпавшие на долю каждого человека, принимать свою Судьбу безропотно.
Нести свой крест с достоинством Мадонны,
Нести безропотно, скользя по краю,
Возможно, крест почти что с тонну,
Когда его несу, о том не знаю...
(стихи автора)
"Нести свой крест" - так говорят о неизбежных тяготах, доставшихся кому-то в жизни. Например, о хронической болезни или о непослушном ребенке, о тяжелой работе, сварливой теще или несносной свекрови.
  Естественно, всем хотелось  бы избавиться от  неприятностей, но как правило,  это невозможно.
   Тогда  со вздохом произносят:
"Это мой крест".
И попадают в самую точку. (6)
Образ креста пришёл  из Нового Завета. Однажды Христос обратился к людям и сказал:
"Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною".
  В Евангелии от Матвея это звучит так:
"отвергни себя и возьми крест свой" (Мф., 16:24); "последуй за Мною, взяв крест" (Мк., 10:21); "кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня" (Мф., 10:38, Лк., 14:27).
"Кто не берёт креста своего",  -  эти слова для современного человека не слишком понятны. Но в Римской империи, частью которой была Иудея, каждый подданный знал о страшной казни через распятие на кресте. Осуждённый сам нёс орудие своей смерти на место казни - тяжёлый деревянный крест. 
  Римский оратор Цицерон называл этот вид казни "самым жестоким и самым страшным". (7)
  Крест - этот образ. Иисус использовал, чтобы показать основной принцип Своего учения.
   Настоящим последователем Христа может называться только тот, кто готов отказаться от собственных целей, желаний и удовольствий. Тот, кто сможет покорно переносить все трудности и  испытания, вплоть до самой смерти. Тот кто будет готов принять страдания во имя  веры.(6)
Неси свой крест!!! Не говори, что тяжко…
Кому-то в этот миг в сто раз сложней…
Но не носивши ближнего рубашку,
Судить его грехи вовек не смей…
Не истоптав в его лаптях дорогу,
Ты о его ошибках не суди…
Носи в себе не гнев на мир, а Бога…
И даже если нету сил - иди!
(Ирина Самарина-Лабиринт)
   Христос не только проповедовал покорно переносить все тяжести жизни.  Он подтвердил свои слова примером собственной жизни. После ареста Иисус, не имея никакой вины, смиренно  переносил издевательства, плевки и удары римских солдат. А потом в буквальном смысле нёс Свой крест, на Голгофу, где был предан мучительной казни.
  Во власти Иисуса  было избежать этих страданий. Но Он не отказался от Своего Креста. Дав тем самым пример для всех,  мужественно принять всё, что уготовила  Судьба.
Неси свой крест!!! Чужой не примеряя…
Как стать дельфином птицу не учи…
Но если миллион свечей сгорает,
То их спасёт огонь одной свечи…
Вот так и ты, тепла отдай немного,
И ничего не требуя вернуть,
Почувствуешь, как много в сердце Бога…
А хочешь быть счастливым, значит - будь…
 (Ирина Самарина-Лабиринт)

(1) Стоицизм – философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. и сохранившая влияние до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, одной из самых знаменитых построек древних Афин. Расположена на северной стороне афинской агоры. В V веке до н. э. была известна стенной росписью, выполненной на деревянных панелях на стенах. Именно здесь основатель стоицизма древнегреческий философ Зенон Китийский (334 до н. э. – ок. 262 до н. э. ) впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. 
(2) Алексей Халапсис 
Философия истории и постнеклассическая метафизика halapsis. net 
"Логос Гераклита" 
(3) Логос: Термин логос введен в философский язык Гераклитом – Энциклопедия культур Deja Vu  ec-dejavu. ru › Logos 
(4) Луций Анней Сенека, Сенека Младший или просто Сенека (4 г. н. э. – 12. 04. 65) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. 
(5) Клеанф из Асса (331/330 г. до н. э. – ок. 230 г. до н. э. ) – греческий философ-стоик. В молодости был кулачным бойцом. В возрасте около 50 лет, уже уйдя из атлетики, примкнул к Зенону. Клеанф вел аскетическую жизнь, зарабатывая себе на жизнь физическим трудом. После смерти Зенона он возглавил школу, отстаивая учение основателя от нововведений. Написал более 50 сочинений по всем разделам учения. Клеанф полагал, что Земля неподвижна. Он развивал учение о мировой симпатии и занимался экспериментальной наукой. В теологии Клеанф предложил новые аргументы в пользу существования богов. Блестящим выражением его теологических взглядов является "Гимн к Зевсу", проникнутый высокой поэтикой и истинным благочестием. Зевса он называет "отцом", величайшим царем, творцом природы. 
Умер Клеанф в глубокой старости, отказавшись во время болезни принимать пищу. 
(6) Радио "Вера" светлое Радио Москва 100. 9 FM "Нести свой крест" сайт radiovera. ru 
(7) "Казнь на кресте: распятие в Битблии и в реальной жизни" 
на сайте: kulturologia. ru 


Рецензии